ИГРОВАЯ МЕТОДИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В «МЭИ»
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Понедельник 18 ноября 2024В современном мире знание английского языка является важным навыком для студентов технических вузов. Однако традиционные методы обучения английскому языку могут быть скучными и не всегда неэффективными.
Автор: Лопаткина Ирина Александровна
Место работы: НИУ «МЭИ», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Должность: старший преподаватель, кафедра иностранных языков
Автор: Пивкина Надежда Николаевна
Место работы: НИУ «МЭИ», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Должность: доцент, кафедра иностранных языков
Геймификация предлагает инновационный подход к обучению, который делает процесс более увлекательным и мотивирующим.
Особенностью изучения иностранного языка в техническом вузе является низкая мотивация студентов к освоению предмета, различные уровни подготовки студентов одной и той же группы. Для решения данных проблем преподавателю необходимо использовать различные методики во время занятий. Одной из методик, которая почти всегда вызывает интерес у обучающихся, является применение различных игр во время уроков иностранного языка.
В последнее десятилетие геймификация активно используется в различных сферах, в том числе и в образовании. Она помогает педагогам сделать процесс обучения более увлекательным и соответствующим потребностям современных учащихся.
Педагогическая психология изучает игру как успешный обучающий метод реализации различных задач: познавательных, воспитательных и образовательных.
Изучением игры и ее психологических принципов занимались различные педагоги и психологи. В своей работе «Психология игры» Д.Б. Эльконин написал: «Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра» [1], мы и не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры».
Эта методика подходит для учащихся всех возрастов, в том числе для студентов вузов. Среди студентов первого года обучения в вузе нередким явлением является страх допустить ошибку и показать тем самым недостаток знаний. Также присутствует стеснительность и неуверенность в себе. Особенно это актуально на занятиях по английскому языку в неязыковых вузах, т.к. этот предмет не является профильным, а уровень подготовки в различных школах может сильно отличаться друг от друга. Встречаются студенты, которые начинают изучать язык практически «с нуля». Игровая методика здесь может помочь обучающимся не бояться ошибиться и чувствовать себя увереннее, т.к. игра выполняет очень важную методическую задачу — помогает преодолеть психологический барьер в общении на иностранном языке.
В НИУ «МЭИ» преподаватели иностранного языка при работе с группами ЭТАЛОН широко используют во время занятий геймифицированные элементы. Для этого преподаватели выбирают игры, которые соответствуют их целям обучения и создают интересную и вовлекающую среду и систему поощрений. У каждого студента есть возможность получать очки, уровни, награды.
В зависимости от целей и задач урока преподаватели кафедры иностранных языков НИУ «МЭИ» выбирают различные настольные игры, которые применяются как отдельный элемент урока. Для активизации лексического материала во время занятий используется игра «Объясни! Игра для тех, кто любит английский язык» издательства «Просвещение». Игра состоит из 64 карточек, на которых записаны слова и словосочетания, а также устойчивые выражения. Студенты стараются объяснить друг другу их значение пятью различными способами. В этой игре могут принимать участие как отдельные студенты, так и команды. Она позволяет расширить кругозор студентов, развить их логическое мышление и коммуникативные навыки.
Для повторения пройденной лексики преподаватели кафедры иностранных языков МЭИ в группах ЭТАЛОН используют игру «Скажи мне пять». Эта игра не требует много времен и позволяет отработать и проверить изученную лексику. Преподаватель составляет список категорий по пройденным темам. Например: Feelings, Mishaps, Mental skills, Crimes, Inventions. Студенты объединяются в группы по два, три человека и их просят выбрать категорию на основе того, что им нравится или случайным образом. Если студент выбрал категорию Inventions, у него есть одна минута, чтобы назвать пять слов из активной лексики по этой категории.
Для отработки коммуникативных навыков и развития коммуникативной компетенции преподаватели кафедры во время летней школы с группами Эталон используют такие игры как «Let’s talk», «Who am I?», «Alias».
Обучающая настольная игра «Let’s talk» способствует общению и социализации студентов. Данная игра позволяет учащимся обмениваться мнениями, высказывать свою точку зрения. В состав игры входят 132 карточки, которые разделены на 6 колод разных цветов. Каждая колода включает в себя 22 карточки с вопросами и ответами по одной из предложенных тем. Цель игры – способствовать естественному и спонтанному говорению. Она является отправной точкой для обсуждений таких тем как «Superpowers», «Fears», «Wishes», «Annoying things», «Never ever». Студенты делятся на команды, берут карточки разных цветов и начинают высказывать свою точку зрения.
Для отработки построения вопросительных предложений студенты с удовольствием участвуют в игре «Who am I?». Игра включает в себя 60 карточек с изображением различных героев, персонажей, предметов. Студенты берут карточки с изображением персонажа или героя и, не смотря на них, начинают задавать наводящие вопросы: «Am I a thing? Do people use me in the house? Do people take me to a trip? Am I a tourist attraction? Do people live in my area? Am I a person? Am I a famous person? Do people watch me on TV? Am I an animal? Do I have legs? Do I live in the jungle? » Цель игры – угадать, что изображено на картинке. Участник продолжает задавать вопросы до тех пор, пока получает положительные ответ. Далее ход переходит к другому участнику. Эта игра очень хорошо подходит для отработки вопросительных предложений в Present Simple. Для студентов с более высоким уровнем подходит вариант объяснения того, что они видят на карточке, а другие участники отгадывают.
Немаловажным аспектом геймификации на уроках английского языка является использование различных технологий. Множество приложений и онлайн-ресурсов предлагают интерактивные игры и упражнения для изучения языков. Преподаватели могут интегрировать эти ресурсы в свои уроки, делая процесс обучения более увлекательным и современным.
Одна из наиболее популярных интерактивных игр, которую используют преподаватели кафедры иностранных языков представлена инструментом мозгового штурма “AhaSlides”. На базе учебника Cutting Edge Upper-Intermediate преподаватель создает презентацию и добавляет несколько слайдов мозгового штурма со своими вопросами. Студенты присоединяются по ссылке. В течение 30 секунд студенты отправляют ответы на каждый вопрос со своих телефонов. Затем студенты проходят в следующий раунд и голосуют за своего фаворита. Тот, кто набирает больше лайков, побеждает в игре. При помощи данного инструмента у преподавателя есть возможность проводить различные викторины, что позволяет оживить атмосферу во время занятий.
Одним из способов внедрения геймификации на уроки является использование игровых задач и испытаний. Преподаватели могут проводить командные игры, викторины, кроссворды, ребусы, лингвистические игры и другие увлекательные активности, которые помогают учащимся практиковать знания английского языка. Можно ввести систему наград и достижений за выполнение определенных заданий, использовать ранги и уровни сложности, применять баллы и бонусы за активное участие на занятиях. Это стимулирует студентов к участию и повышает их мотивацию к изучению языка.
Геймифицированные элементы помогают преподавателю в неязыковом ВУЗЕ справится с решением целого ряда задач: развитие познавательной активности студентов, снятие языкового барьера, стимулирование иноязычного общения по тематике изучаемого языка, активизация всех видов памяти, моделирование реальной ситуации общения через игровые элементы. Геймификация может помочь развить навыки сотрудничества и коммуникации у студентов, так как многие игры требуют работы в команде. Это особенно полезно для изучения иностранного языка, так как практика общения на английском языке может значительно улучшить уровень владения им. В целом, геймификация — это отличный способ сделать процесс обучения более увлекательным и результативным для всех участников.
Литература:
1. Эльконин Д.Б. Психология игры. 1999. http: https://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM#$p1