«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ВПР ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ. АНАЛИЗ КИМ И ПОДГОТОВКА К УСПЕШНОМУ НАПИСАНИЮ РАБОТЫ С ПОСОБИЕМ «ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ. 4 КЛАСС»

Пятница 15 ноября 2024

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 13.05.2024 года издала приказ № 1008 [5], утвердив состав участников, сроки и продолжительность проведения ВПР на 2024-2025 учебный год.

Покидова Анастасия Дмитриевна, 
методист ВКК МБУ ДПО УМЦ «Коломна», эксперт ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, председатель оргкомитета и разработчик Цикла Всероссийских олимпиад
по страноведению «Patriae Studiis», автор учебных пособий АО «Издательство «Просвещение»

Для учителей английского языка этот приказ важен, так как он регламентирует возвращение Всероссийской проверочной работы по иностранным языкам. Что же ждет нас и обучающихся?

  1. в 2024-2025 учебном году ВПР по иностранным языкам (английский, немецкий, французский) будет проводиться для обучающихся 4-8 и 10 классов.
  2. Иностранный язык будет являться «предметом по выбору» Федерального организатора наряду со следующими дисциплинами:
4 классокружающий мир, литературное чтение
5 классистория, литература
6 – 8 классистория, обществознание, литература

Распределение предметов внутри указанного перечня будет происходить на основе случайного выбора Федерального организатора. Образовательные организации узнают о результатах выборки «не ранее чем за 7 дней до проведения работы в своих личных кабинетах на ФИС ОКО» [4].

  1. ВПР по английскому языку будет проходить на бумажном носителе, без использования компьютерной программы [3].
  2. На работу по-прежнему отводится не более 45 минут (в 4-8 классах) и 90 минут в 10 классе.
  3. При выполнении ВПР разрешено пользоваться черновиком.
  4. Количество заданий и итоговых баллов сократилось (но работа не стала легче).
  5. Заявленный уровень сложности – базовый, соответствует требованиям Федеральной образовательной программы.

За выполнение всех заданий ВПР ученик 4-8 классов может получить максимально 25 баллов. ФИОКО приводит следующие рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале [2]:

«2»«3»«4»«5»
первичные баллы0 — 910 — 1415 — 2122 — 25
% выполнения работы< 40 %40-59 %60-87 %88-100 %

Сегодня, открывая цикл статей о подготовке к ВПР, поговорим о КИМ для 4 класса и дадим рекомендации по организации работы с новым пособием ГК «Издательство «Просвещение»: «Проверочные тесты. 4 класс» для достижения максимально высоких результатов. Отметим ключевые особенности указанного пособия:

  • соответствует ФРП и Описанию ВПР для 4 класса;
  • помогает максимально эффективно организовать проверку сформированности предметных и метапредметных результатов, межпредметных связей и читательской грамотности;
  • имеет модульную структуру, что удобно при работе по организации самопроверки и индивидуальной работы обучающихся;
  • помогает в организации дифференцированной работы с обучающимися в разноуровневых группах и реализации индивидуального образовательного маршрута школьников.

Блоки заданий в КИМ ВПР для 4 класса традиционны – аудирование, чтение, грамматика, письмо, а все проверяемые элементы соответствуют Федеральной рабочей программе НОО [6]. Доказательством того, что продуктивную подготовку к проверочной работе учитель может провести с помощью пособия «Проверочные тесты. 4 класс» , может служить следующая таблица:

Задание ВПР«Проверочные тесты. 4 класс»

№ 1
аудирование с пониманием запрашиваемой информации (5 баллов)блок «Аудирование» — 9 заданий
№ 2чтение про себя с понимание запрашиваемой информации (5 баллов)блок «Лексика» — 16 тестов по 20 заданий разного уровня сложности в каждом
№ 4заполнение анкеты на основании прочитанного текста (10 баллов)

№ 3
оперирование языковыми средствами в коммуникативно значимом контексте: грамматические формы (5 баллов)блок «Грамматика» — 10 тестов по 20 заданий разного уровня сложности в каждом

Теперь предлагаю более глубоко погрузиться в формат заданий ВПР для 4 класса и проанализировать их содержание. Классическое начало любого стандартизированного теста по иностранному языку – аудирование. В Описании ВПР [3] указано, что на контроль выносится Аудирование с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста для аудирования – до 1 минуты).

При выполнении задания школьники столкнутся с рядом трудностей:

  1. дистракторы;
  2. синонимичная замена;
  3. наличие всех лексических единиц из вариантов ответа в записи;
  4. необходимость использования языковой догадки.

Для того, чтобы подготовка к ВПР стала максимально эффективной и продуктивной важно как можно чаще выполнять задания, в которых обучающиеся с указанными сложностями могут столкнуться. Помочь в этом могут материалы пособия «Проверочные тесты. 4 класс» (аудио файлы вы также найдете в каталоге).

Выполняя задания Пособия, направленные на проверку навыков аудирования, ученики не только научатся преодолевать все вышеперечисленные сложности, но и разовьют языковую и контекстуальную догадку, научатся давать ответ, основываясь на смысле услышанного, а не «на первых знакомых словах».

Следующее задание КИМ ВПР для 4 класса направлено на проверку навыка чтения про себя и понимание запрашиваемой информации. Задание, представленное в демонстрационной версии, предполагает выбор одного правильного ответа из трех предложенных вариантов на основании информации из текста объемом 155 слов. Напомним, что согласно Федеральной рабочей программе начального общего образования [6], по завершении 4 класса школьники должны читать про себя тексты объемом до 160 слов.

Пособие «Проверочные тесты. 4 класс» станет незаменимым помощником для каждого учителя и ученика при подготовке к этому заданию, ведь тексты для чтения:

  • построены на актуальном тематическом содержании, соответствующем ФРП;
  • имеют сюжеты, которые интересны и близки обучающимся;
  • носят развивающий характер;
  • формируют читательскую грамотность и развивают все группы читательских умений;
  • имеют необходимый объем (130-160 слов).

Отметим, что Пособие предлагает тематические тесты по всем лексическим блокам, указанным в ФРП НОО и в Описании ВПР для 4 класса [3], которые обеспечат педагогу возможность своевременно проверять, насколько отдельный тематический блок усвоен обучающимися, и организовывать дифференциацию в дальнейшей подготовке, ведь каждый тест содержит задания разного уровня сложности. Более того, работа по Пособию учит школьников вносить свои ответы в таблицу, соблюдая формат ВПР:

Следующее задание в КИМ ВПР для 4 класса посвящено проверке навыков оперирования языковыми средствами в коммуникативно значимом контексте: грамматические формы: школьникам необходимо заполнить пропуски, выбрав нужную грамматическую форму из трех предложенных вариантов.
Описание [3] ВПР предъявляет следующие элементы содержания для контроля в области грамматической стороны речи:

  • простые предложения с однородными членами (союз or);
  • распознавать и употреблять в устной и письменной речи глаголы в Present/Past Simple Tense, Present Continuous Tense в повествовательных (утвердительных и отрицательных) и вопросительных (общий и специальный вопросы) предложениях;
  • распознавать и употреблять в устной и письменной речи конструкцию to be going to и Future Simple Tense для выражения будущего действия;
  • сложносочиненные предложения с сочинительными союзами that, when, because;
  • модальный глагол can;
  • прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях сравнения;
  • указательные местоимения;
  • количественные числительные (до 100);
  • порядковые числительные (до 31);
  • предлоги (в некоторых речевых образцах).

Формулировка последнего пункта вызывает вопрос: «Какие же предлоги могут встретиться?». Для ответа предлагаем посмотреть на предметные результаты, заявленные в ФРП для 2-3-4 классов [6], ведь, согласно Информационно-методическому письму об особенностях преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в 2024/2025 учебном году [1]: «В процессе обучения освоенные на определённом этапе элементы содержания повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи и могут выноситься на контроль наряду с освоенным в указанном классе новым учебным материалом».

В предметных результатах за 2-3-4 класс [6] мы видим следующее:

2 класс — предлоги места on, in, near, under
3 класс – 1) предлог направления движения to (We went to Moscow last year.); 2) предлоги места next to, in front of, behind; 3) предлоги времени: at, in, on в выражениях at 4 o’clock, in the morning, on Monday
В 4 классе детально про предлоги информации не указано, но присутствуют пункты «обозначение даты и года», «обозначение времени», что позволяет нам сделать вывод о потенциальной вероятности встретить предлоги из этих тематических блоков.

Конечно, работа по развитию навыков оперирования языковыми средствами– не сиюминутно решаемая задача. Это долгий кропотливый процесс, который принесет плоды только в том случае, если подготовка ведется системно. Пособие «Проверочные тесты. 4 класс» поможет педагогам в решении этой нелегкой задачи, ведь оно содержит материалы для организации промежуточного контроля усвоения разных грамматических тем в соответствии с ФРП для начальных классов [6]. В Пособии вы найдете тесты на 20 баллов каждый, которые призваны продемонстрировать, на каком уровне усвоено отдельное грамматическое правило:

Подобная организация материалов пособия обеспечивает удобство его использования параллельно с любым УМК, ведь тесты можно выполнять в свободном порядке, при необходимости даже объединяя лексические и грамматические темы в одну большую работу.

Финальное задание призвано проверить навык заполнения простых формуляров, сообщая основные сведения (имя, фамилия, возраст, место жительства (страна проживания, город), любимое занятие и др.).

С одной стороны, задание достаточно простое, ведь у ребят есть текст, из которого информацию нужно выписать, с другой – есть усложнение, ведь числа необходимо записывать словами.

Подготовка к этому заданию требует тщательной работы над орфографией, проведения контрольных списываний и диктантов. Проверить же знание лексических единиц и их написания вновь помогут материалы пособия «Проверочные тесты. 4 класс».

Надеюсь, что данный анализ КИМ ВПР по английскому языку для 4 класса и новинки ГК «Издательство «Просвещение», пособия «Проверочные тесты. 4 класс» , поможет вам в работе.

А наш цикл статей будет продолжаться – следите за анонсами и выходом новых пособий. Скоро обсудим модель ВПР для 5 и 6 классов, а также познакомимся с другими новинками!

Литература

  1. Информационно-методическое письмо об особенностях преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в 2024/2025 учебном году — https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/07/04_inf_metod-pismo-inyaz.pdf
  2. КИМ ВПР 2025 г. — https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_vpr_2025
  3. Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2025 году проверочной работы по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 4 класс — https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%92%D0%9F%D0%A0-2025/VPR_EN-4_Opisanie_2025.pdf
  4. Порядок проведения ВПР в 2024 году – https://obrnadzor.gov.ru/wp-content/uploads/2024/02/poryadok-provedeniya-vpr-v-2024-godu.pdf  (стр 9-10)
  5. Приказ Рособрнадзора от 13.05.2024 г. № 1008 — https://drive.google.com/file/d/1ILwtBEiEcnHcASHfT2XLbA5GAPNBNXR3/view?usp=drive_link 
  6. Федеральная рабочая программа начального общего образования. Иностранный (английский) язык — https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/03_%D0%A4%D0%A0%D0%9F-%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-2-4-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B.pdf

Комментарии закрыты.