«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ИЗУЧЕНИЮ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА

Четверг 28 ноября 2024

Изучение второго иностранного (китайского) языка играет важную роль в образовании и воспитании современного обучающегося, живущего в условиях динамичного, стремительно меняющегося поликультурного и плюрилингвального мира. Иностранный язык как инструмент межкультурного взаимодействия и межличностного общения в повседневной учебной и бытовой жизни обучающихся способствует их общему речевому, эмоциональному и интеллектуальному развитию, расширению кругозора, воспитанию гражданской идентичности, формированию коммуникативной культуры и понимания важности диалога культур.

Автор: Киселева Мария Константиновна
Место работы: МОУ СОШ с УИОП № 16
города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Должность: учитель английского
и китайского языков

На современном этапе китайско-российское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, в том числе в Совете безопасности ООН, совместное участие в международных и региональных организациях (ШОСБРИКС) и др. Поэтому изучение китайского языка в нашей стране является крайне актуальным.

Изучение иностранного языка и, в частности китайского языка, невозможно без развития социокультурных навыков и компетенций у учащихся, поэтому тот факт, что наша школа, находящаяся в городе Комсомольск-на-Амуре на Дальнем Востоке России, имеет непосредственную близость к границам Китайской Народной Республики, позволяет реализовывать амбициозные проекты для реализации образовательного процесса. Реализация любого проекта должна опираться на системно-деятельностный подход, каждый из этапов которого логически связан друг с другом.

Позвольте представить систему работы по китайскому языку в нашем образовательном учреждении, муниципально-образовательная школа среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов №16 (МОУ СОШ с УИОП №16), которая начинает свою работу с 4 класса и заканчивается в 11 классе, а во многих случаях продолжается в высшей школе, где наши выпускники постигают китайский язык для будущего вклада в российско-китайские отношения.

  1. Внеурочные занятия по китайскому языку в 4 классе начальной школы в рамках подготовки к изучению китайского языка на ступени общего образования. В игровой форме с большим количеством детских песен, сказок закладывается прочный фундамент познавательного интереса к дальнейшему изучению китайского языка.
  2. Факультативные занятия по китайскому языку «Мифы и легенды Китая», которые проводятся в 5 и 6 классе.  Китай – древнейшая цивилизация, с богатой культурой и наследием, являющиеся жемчужиной мировой культуры. Большое количество мифов и легенд китайской культуры являются очень интересными и увлекательными для учащихся, а тесная связь легенд Китая с бытовой жизнью самих китайцев наилучшим образом позволяет формировать социокультурную компетенцию у учащихся.
  3. Элективный курс «Лингвострановедение Китая» реализуется в 10-11 классах с лингвистическим профилем, где обучаются учащиеся, планирующие в будущем  связать свою жизнь с международными отношениями, дипломатией, переводческой деятельностью, поэтому углубленное изучение английского и изучение китайского языков, усиленное знаниями о Китае, позволяют подготовить выпускников, готовых в высшей школе более глубоко и на профессиональном уровне постигать китайский язык и культуру Китая. В рамках элективного курса учащиеся изучают географическое положение Китая, его социально-политическое устройство, историю, литературу и философию. Мой опыт проживания и работы в Китае на протяжении 12 лет, в рамках данного курса способствует передать знания об особенностях образа жизни, быта, культуры, о некоторых произведениях художественной литературы, кинематографа, музыки, всемирно известных достопримечательностях, что называется, из первых рук.
  4. Научно-исследовательская деятельность способствует погружению в интересную для глубокого исследования и анализа тему. Наши учащиеся с большим интересом принимают участие в конкурсах научно-исследовательских работ в рамках секции «Востоковедение». Являясь призерами и победителями таких интеллектуальных научно-исследовательских конференций как: школьная НПК «Шаг в науку», региональный конкурс «Будущее Хабаровского края в надежных руках», муниципальная открытая научно-техническая конференция проектных и исследовательских работ «Шаг в науку», конкурс проектных и исследовательских работ «Высший пилотаж» от Высшей Школы Экономики (г.Москва) в секции Востоковедение (региональный и заключительный этапы), городская научно-практическая конференция «Лингвострановедческие аспекты межкультурной коммуникации» на факультете филологии и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «АмГПГУ» секция «Страноведения Китая». В рамках работы данного направления были подготовлены и представлены работы по следующим темам: «Сравнительный анализ особенностей традиционных праздников Китая и России», «Дошкольное образование в Китае. Эффективные практики», «Трансформация китайской семьи и условиях урбанизации», «Отличительные особенности в использовании Тиктока в России и в Китае», «Организация изучения иностранного языка в общеобразовательной школе в КНР», «Китайская система хукоу как способ контроля общества», «Некоторые особенности традиционной китайской медицины», «Роль чантов на начальном этапе изучения китайского языка», «Путешествие в Харбин», «Проект выставки рисунков в иероглифах», «Развитие китайской письменности», «Танец, как культурное наследие Китая», «Китайские музыкальные инструменты». Работа «Трансформация китайской семьи и условиях урбанизации» была отмечена специальным призом «ГАЗПРОМ ВНИИГАЗ» в заключительном этапе конкурса «Высший пилотаж» в 2022 году.
  5. Знания, полученные в рамках внеурочной деятельности по китайскому языку, описанной выше, способствует успешным результатам участия в конкурсах и викторинах по страноведению Китая, которые активно проводятся в нашем городе образовательным центром «Институт Конфуция» на базе ФГБОУ ВО «Амурский государственный гуманитарно-педагогический университет». К таким конкурсам относятся: региональная олимпиады по китайскому языку среди учащихся средних общеобразовательных учебных заведений, изучающих язык в образовательных учреждениях различного типа, конкурсах «Фонетический кунг-фу», конкурсах песен на китайском языке и др. Ежегодно для участия в региональном отборочном конкурсе среди школьников Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) Всероссийского конкурса по китайскому языку «Китайский язык – это мост» при поддержке Генерального консульства КНР в г.Хабаровске приезжаем в город Благовещенск. В рамках данного конкурса необходимо пройти три испытания: монологическое высказывание на китайском языке по заданной теме, викторина по страноведению Китая и творческое выступление. Благодаря системной внеурочной деятельности, испытание-викторина не вызывает трудностей у наших ребят, и они всегда показывают блестящие знания и подготовку, завоевывая награды высших степеней.
  6. Участие в конкурсах по китайскому языку всегда одним из своих испытаний включает представление творческого номера: песни на китайском языке, танцы, театральные постановки, декламация китайской поэзии. Внеурочная деятельность по китайскому языку в нашей школе также способствует реализации и раскрытию творческого потенциала ребят. За несколько лет поставлен ряд прекрасных музыкальных, танцевальных постановок, театральных зарисовок. Но не только в конкурсах мы показываем данные номера.

Планомерная работа по формированию лингво-культурных знаний и навыков дает свой видимый результат также и на организации школьных мероприятий. Ежегодно мы проводим праздник «Китайский Новый год» в нашей школе: украшаем центральный холл школы в традиционном китайском стиле, разучиваем новогодние китайские песни, организуем викторины и мастер-классы. Изюминкой праздника является большой концерт. На празднование 2024 года среди зрителей были и почетные гости: директор и замдиректора ОЦ «Институт Конфуция» ФГБОУ ВО «АмГПГУ», преподаватели кафедры романо-германских и восточных языков ФГБОУ ВО «АмГПГУ». Данное событие было также освящено репортажем местного телевидения и являлось своего рода отчетным концертом, проектом, по результатам урочной и внеурочной деятельности нескольких лет.

  1. 17 ноября 2022 года нашей школой при поддержке администрации город Комсомольск-на-Амуре и города Цзямусы, КНР, был подписан протокол о намерениях по сотрудничеству со средней школой №8 города Цзямусы (город Цзямусы, провинция Хэйлунцзян, Китайская Народная Республика). В рамках данного сотрудничества на протяжении уже третьего учебного года еженедельно проводятся видео-мосты, в ходе которых учащиеся обеих сторон рассказывают друг другу о социокультурных реалиях своих стран: праздники, традиционные костюмы, традиционная кухня, города, традиции и обычаи, школьная жизнь и другое. Также, у ребят есть возможность в рамках видео-мостов задать друг другу интересующие вопросы и попрактиковать навыки устной речи.
    Грандиозным событием в рамках данного сотрудничество была поездка в начале сентября 2023 года делегации нашей школы в составе директора школы, специалиста управления отдела образования города Комсомольск-на-Амуре, учителя иностранного языка и 11 учащихся 11 класса в гости в среднюю школу №8 города Цзямусы по их приглашению в честь 50-его юбилея их школы. Поездка носила образовательно-культурный характер. За время поездки мы посетили с экскурсиями несколько образовательных учреждений, включая начальную школу,  СПО, Университет города Цзямусы. Проживание на территории кампуса средней школы №8 помогло глубоко погрузиться в образовательную среду китайских школьников. Самым запоминающимся событием стало участие в юбилейном концерте, где мы исполнили русскую песню, так любимую в Китае: «Подмосковные вечера» и китайскую песню на китайском языке «Луна отражает мое сердце». За каждым нашим русским школьником был закреплен китайский школьник-друг. Ребята очень сдружились за несколько дней, проведенных вместе. Впечатления от данной поездки грели нас на протяжении всего года, а видео-мосты дали возможность ребятам снова встретиться онлайн.
  1. Организация образовательно-туристических поездок в Китай. Совместные поездки не только сплачивают школьный коллектив, но и дают большой простор для развития кругозора и познанию мира. С весны 2024 года наша школа начала организовывать образовательно-туристические поездки в Китай. Первой такой поездкой стала экскурсия в город Харбин, провинция Хэйлунцзян, в которую отправились 25 делегатов: учащиеся 2, 6 и 8 классов. За время поездки преодолели путь в более чем 1000 километров, проехали на высокоскоростном поезде из Суйфэньхэ до Харбина, посетили среднюю школу в г.Харбин с экскурсией, увидели собственным глазами, как в китайской школе происходит церемония поднятия флага и с какой гордостью и чувством глубочайшего патриотизма китайские школьники исполняют гимн свой Родины, а также посетили главные достопримечательности города Харбин, самого русского города в Китае.

Таким образом, комплекс мероприятий по изучению китайского языка в нашей школе в рамках урочной и внеурочной деятельности, позволяет в системе сформировать и совершенствовать не только предметные, метапредметные умения и навыки, но и социокультурные, а именно: расширить представление наших школьников о Китае, мире, и через данное познание лучше понять себя и культуру своей Родины.

Комментарии закрыты.