СУЩНОСТЬ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Инна КУДРИНА | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Вторник 10 декабря 2024В настоящее время значение обучения устно речевому общению, в котором говорениеиграет первостепенную роль, трудно переоценить. Устная речь в целом и говорение как ее неотъемлемая часть выходят на первый план.
Автор: Кудрина Инна Александровна
Место работы: ГБОУ ЛНР «Свердловская средняя школа №7 имени художницы Екатерины Литовченко»
Должность: учитель английского языка
Учащиеся разных возрастов, приступая к изучению иностранного языка, прежде всего хотят научиться говорить на этом языке.
Итак, что же такое говорение?Это — продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. На начальном этапе обучения иностранному языку говорение выступает и как средство, и как самостоятельная цель обучения.
Надо отметить, что уникальность младшего школьного возраста при обучении иностранным языкам состоит в том, что благодаря психофизиологическим особенностям таких процессов, как память, внимание, мышление, иностранный язык усваивается быстрее и легче, чем в более старшем возрасте. Ведь чем младше ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке и меньше его речевые потребности. Сфер общения у маленького ребенка тоже меньше, чем у подростка или взрослого, так как ему не нужно решать сложные коммуникативные задачи. Следовательно, овладевая иностранным языком, младший школьник не чувствует большого разрыва между возможностями родного и иностранного языка, и чувство успеха у него проявляется ярче. Поэтому в начальной школе легче сформировать внутреннюю (особенно коммуникативную) мотивацию к изучению иностранного языка, и это благоприятно сказывается на отношении ребенка к иностранному языку как школьному предмету. Основной документ, которым руководствуется каждый учитель сегодня, это Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Так вот о планируемых результатах обучения иностранному языку на начальном этапе обучения в общем написано не так много. В разделе говорения выпускник начальной школы должен научиться:
- участвовать в элементарных этикетных диалогах, диалогах в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалогах расспросах;
- составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
- рассказывать о себе, своей семье, друге.
В общем-то — все. Я хочу поделиться с вами какие формы работы можно использовать на уроке, для того, чтобы каждому их этих пунктов научиться.
Обычно начинают обучать говорению с основ, т.е. со становления произносительных навыков. Поэтому мы не можем обойти такую тему как формирование фонетического навыка. Главная задача на начальном этапе обучения — постановка правильного произношения, ударения и интонации, но это не является самоцелью, а происходит постоянно в процессе работы над словами, грамматикой, а значит, речью. При этом главная задача учителя – решить, выбрать как представить и отработать звуки, чтобы это было не утомительно и интересно.
Учитывая способность детей к имитации, целесообразно дать им «наслушаться» и повторить звук и интонацию, т.е. многократное повторение учителем, прослушивание аудиозаписи, а не объяснение техники произношения. Для фонетической практики хороши рифмовки, короткие стихи, скороговорки, потому что учащимся более интересно повторять звуки, если они содержатся в коротких и/или смешных фразах-скороговорках. Это также один из способов и накопления слов, и усвоение устойчивых выражений, грамматических структур, которые часто используются в речи.
Существуют также различные упражнения и игры для закрепления и контроля в работе над произношением, например, мы применяем игру с сигнальными карточками – учитель произносит вперемешку английские и русские звуки, а ученики поднимают карточку (руку), когда слышат английский звук или услышав нужный звук в слове, дети хлопают в ладоши или поднимают руку.
Нам с вами при обучении говорению следует помнить о том, что произношение является своеобразной карточкой говорящего и именно от него во многом зависит взаимопонимание при общении.
А теперь позволю себе вернуться к пунктам, о которых я говорила ранее. Итак, первый пункт у нас — участвовать в элементарных диалогах, соблюдая нормы речевого этикета. Каким образом можно этого достичь?
Мне кажется, что с диалогами функциональными у нас все, так или иначе, обстоит хорошо. Мы разыгрываем диалоги в магазине, мы разыгрываем диалоги в больнице, покупаем подарок другу, выбираем мебель для своего дома. И диалоги вот такие – сюжетные — мы, так или иначе, на уроке разыгрываем. Мы учим соответствующую лексику, фразы, организуем всевозможные ролевые игры. И с диалогами такого плана проблем не возникает.
На мой взгляд, в начальной школе есть другая проблема. Ребята не умеют принимать участие в диалогах свойственных детскому возрасту, а именно «Я забыл карандаш», «Передай мне ручку», «На какой мы сейчас странице?», «Можно выйти?». Это же тоже диалогическое общение между учениками, между учеником и учителем. Причем это диалогическое общение не искусственно задается страницами учебника или учителем на уроке, а это та реальная коммуникативная потребность, которая возникает на уроке. Почему же именно на это не обратить внимание в начальной школе?
В этом нам помогают распечатанные картинки Classroom English. У нас в школе принято в каждом кабинете иностранного языка вешать такие «напоминалочки». Это небольшая картинка-символ, например «У меня есть вопрос» – там ребенок с поднятой рукой, или «Я не понимаю» – там нарисован знак вопроса. И рядом с этой картинкой расположена небольшая фраза.
Этим фразам мы учим с самого начала. Сначала у нас есть картинка и фраза, потом постепенно можно фразы убрать, оставив картинки. Как только на уроке у ребенка возникает естественное желание задать какой-то вопрос, уточнить, переспросить, он будет делать это не на родном языке, а используя средства иностранного языка. На решение вот таких коммуникативных задач нам тоже следует обращать внимание.
Диалогическая речь сама по себе сложнее монологической с точки зрения спонтанности, ведь в диалоге нужно слушать и слышать партнера, реагировать вербально и невербально здесь и сейчас, ориентироваться в ситуации. Обучение диалогической речи, безусловно, должно носить коммуникативный характер, оно помогает сломать пресловутый “языковой барьер”.И работа с развитием дилогической речи учащихся на начальном этапе обучения невозможна без игровых технологий. Игра – это всегда интересно. Дети в этот момент раскованы, активны и эмоциональны. В процессе игры у детей пропадает скованность, и самые тихие дети начинают включаться в урок. Во 2 классе я начинаю включать элементы игры во время отработки простых диалогов. Я часто предлагаю детям поиграть в игру «Угадай, кто я?». Я ставлю ребенка спиной к классу и за его спиной держу рисунок животного, птицы, насекомого. Методом исключения, ученик должен догадаться, кто он, задавая вопросы на английском типа: «Я большой? Я маленький? Я злой? Я сильный? Я умею летать? Я умею прыгать?». Такие игры детям нравятся.
Английский язык должен усваиваться учащимися вторых классов в процессе общения с учителем, играя с игрушками. С учениками 3 и 4 классов можно проводить игры в магазин, в школу, в кафе, в зоопарк. Ученик должен прочувствовать реальную возможность воспользоваться своими знаниями.
Ниже еще примеры игр, которые я часто использую на уроках:
«Don’t laugh, don’t smile»
Загадывают любой предмет. Учитель задает вопросы типа:
- What do (did, will, does) you (your friend) eat (for dinner)?
- Where do you usually sleep?
- Who is your best friend?
- Who has helped you?
Ученик отвечает, не улыбаясь, с помощью этого слова: “I ate (eat) a dog”, “A ball is my best friend.” Учитель дает свои смешные комментарии к ответу (можно на русском): “Теперь понятно, почему все собаки сбежали из нашего города”, или что-то подобное. Не должен смеяться только тот, кто отвечает, а чем больше будут смеяться другие, тем веселее. Темп вопросов не снижать, максимум вопросов. Нужно добиваться быстрых ответов, уменьшая коммуникационный лаг (время между заданием вопроса и началом ответа).
«Chain work»
Каждый участник получает карточку с картинкой и символом. Он задает вопросы сидящему рядом: «Do you like cheese?” (на картинке сыр), тот отвечает: “No, I don’t, but I like apples” (у него на карточке яблоки). Он же спрашивает следующего, любит ли он яблоки и т.д.
«Ping-pong»
Игра помогает научиться быстро реагировать на вопросы собеседника и способствует лучшей отработке грамматических структур. Проводить ее нужно в быстром темпе. Учитель начинает игру вопрос-ответ, а потом передает эстафету детям. Начните игру с отработки одной определенной грамматической структуры (например, краткие ответы Yes, it is / No, it isn’t), когда изучите следующую тему, включите ее в вашу игру, так “ответы” накапливаются снежным комом и к концу учебного года игра выглядит примерно так: – Do you like football? – Yes, I do. – Can you play it? – Yes, I can. – Is it interesting? – Yes, it is. — Do you like basketball? – No, I don’t. — Do you like volleyball? — Yes, I do. — Can you play it? …
Также мы прорабатываем диалогическую речь младших школьников с помощью разнообразных упражнений в нашем учебнике «Spotlight», где они представлены в первую очередь заданиями Chit-Chat (составление диалога с опорой на картинку и модель). Кроме того, учащиеся могут участвовать в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом.
Следующий пункт в стандарте: ребята к концу начальной школы должны научиться составлять небольшое описание картинки, предмета, персонажа.
Обратите внимание на такое простое задание: «read and choose the correct word » и задание после «write about a relative»
Мы читаем его, выбираем правильное слово, задаем какие-то вопросы к тексту. Но в данном конкретном задании мы не дорабатываем со структурой и планом ответа. Это впоследствии пригодится ребятам и в среднем, и старшем звене, и при сдаче экзаменов, где есть раздел «Говорение». И нам нужно изначально приучать ребят строить правильный монологический ответ, который всегда состоит из introduction, main part и conclusion. Это звучит очень сложно, и вроде бы это не про начальную школу. Но на самом деле уделять внимание этому нужно сейчас. И сразу в начальной школе научить, что чтобы ты не говорил, ты всегда должен начать с какого-то пусть и простого одного вводного предложения. Чтобы ты не говорил, ты должен заканчивать какой- то общей фразой. Пускай она тоже будет простая. У нас не там много лексики, не так много грамматики. Поэтому прежде чем давать такое задание домой, описать своего родственника, нужно обратить внимание, что представляет собой introduction, сonclusion. Можно вообще детей попросить разделить этот текст на логические части. Или спросить их: «Вы будете дома рассказывать о своем родственнике. Какие фразы могут вам помочь? С чего можно начать, закончить?». Можно дать задание парам, группам: «Задайте вопросы к тексту, а потом отвечая на эти вопросы, постройте свое монологическое высказывание». Потому что задание «Describe your relative» сведется к таким предложениям «This is my mum. Her name is Helen. » Чтобы этого не происходило, чтобы речь была не бедной, нужно обращать внимание на структуру любого текста уже в начальной школе.
Ещё одно требование стандарта: ученик начальной школы должен рассказывать о себе, своей семье и друге. Есть простой вопрос “What is your favourite day and why?» Ребята должны построить монологическое высказывание. Среднестатистический ребенок может ответить «My favourite day is Sunday. Why ? Because it’s a weekend.» Все- это максимум, который мы получим. Если зададим этот же вопрос девятиклассникам, они примерно так и ответят. Основная проблема современных ребят, в том, что они не могут связно ответить на вопрос «Why?», аргументировано при этом еще и сохранить структуру высказывания.
Если такие вопросы время от времени, заканчивая изучать какую ту лексическую или грамматическую тему не подбрасывать, если от них не добиваться развернутого ответа, а не ответа в одно предложение, да еще и с не совсем чистой грамматикой, то результата, увы, не будет.
Как можно на уроке этого добиваться? Например, после чтения текста «My favourite day» можно предложить ребятам такое задание – монологическое высказывание.
Tell about your daily routine. Say:
- What do you in the morning?
- What do you do in the afternoon?
- What do you do in the evening?
- What is your favourite day, why?
Ребята сразу видят какая тема, на какие маленькие микровопросы должны ответить и вместе придумать какой фразой завершить этот монолог- высказывание.
Можно попросить ребят подчеркнуть те глаголы, которые могут быть полезными при построении ими монолога. Можно повесить на доску или распечатать заранее эти глаголы, можно даже целые коллокации. Можно попросить сначала записать свое монологи. Можно прописать introduction в парах или вместе подумать, как начнем.
Еще один важный момент! Для любого задания на развитие монологической речи в младшей школе стоит готовить опору, своеобразную модель и базу высказывания: словесную и/или изобразительную. Опора поможет ребенку чувствовать себя уверенней в выражении своих мыслей. Это могут быть лексико-коммуникативные схемы, комиксы без слов, фото, mindmaps, структурные скелеты, план рассказа, неоконченные предложения с вариантами дополнения и так далее.
Я также использую «кроки» —это наброски, схематичные изображения лиц, предметов, событий. Несомненное преимущество их использования — отсутствие планирования высказывания на родном языке как такового, т.к. порождение высказывания по «крокам» приводит к формированию механизма беспереводного понимания и говорения. Кроме того, данный мнемотехнический приём хорошо зарекомендовал себя при работе с учащимися, испытывающими трудности в изучении иностранного языка, т.к. способствует активизации у ребёнка зрительного внимания, помогает лучшему осмыслению текста, более точному воспроизведению последовательности событий, делает высказывания более эмоциональными, и отчасти формирует навык контроля и самоконтроля за построением высказываний.
Первичное знакомство с «кроками» происходит в первом полугодии 3 класса. На одном из уроков, где происходит обобщение материала по теме «Рассказ о себе», я объясняю принцип работы с ними при устном монологическом высказывании. Важно пояснить, что «кроки» – это «помощники», которые дают подсказки для составления отдельных предложений и, расположенные в правильном порядке, позволяют вести рассказ по теме без логических нарушений. Вместе с ребятами мы определяем, сколько и какие предложения можно включить в данный рассказ, и зарисовываем на доске образцы «кроков» согласно составленным предложениям, объясняя при этом значение дополнительной символики, которая может быть также использована: сердечко – I like, восклицательный знак – like very much, знак перечёркивания — I don’tlike. Дети могут зарисовать эти кроки себе в тетрадь в качестве образца для последующей работы дома.
Вот алгоритм воспроизведения текста по «крокам»:
- Продумайте содержание первого предложения и зафиксируйте его «кроками».
- Пользуясь «кроками», проговорите это предложение.
- Проверьте себя по тексту-образцу в учебнике.
- Ещё раз повторите предложение.
- Повторите пункты 1-4 со всеми предложениями из вашего рассказа.
- Воспроизведите составленный текст ещё раз с опорой на «кроки».
Я хотела бы порекомендовать подобный вид заданий как весьма эффективный для школьников 3-4 классов, когда навыки устной речи еще недостаточно прочны. Итак, в заключении еще раз отмечу, что перед учителем английского языка в начальной школе стоит сложная задача не только сформировать у учащихся устойчивый интерес к изучению иностранного языка, но и заложить прочные основы для его дальнейшего успешного изучения. Для практики разговорной речи требуйте от своих малышей постоянного повторения за вами слов, фраз и целых грамматических структур. Не бойтесь того, что этот процесс будет протекать громче, чем на других уроках. А как иначе? Невозможно научить говорить молча. Также как невозможно научить говорить без личного примера. Не стоит откладывать преподавание исключительно на иностранном языке на потом, оправдывая себя тем, что вам надо сначала пополнить их словарный запас, объяснить начальные грамматические структуры, а уж потом…. Не заговорите, и они не заговорят, а вернуть эту легкость понимания и способность приспособиться к любой ситуации будет уже невозможно. Не сложно научить — сложно переучивать.