ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ РЕШЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Автор: Татьяна БЕКЕТОВА | Рубрика: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ РЕШЕНИЯ Понедельник 23 декабря 2024В современном мире успешное владение иностранными языками становится важным элементом функциональной грамотности. Это связано с глобализацией, усилением международных связей, развитием цифровых технологий и необходимостью людей общаться, учиться и работать в условиях межкультурного взаимодействия. В школах обучение иностранным языкам должно быть направлено не только на овладение грамматикой и лексикой, но и на развитие у учащихся навыков, которые позволят применять эти знания в реальных жизненных ситуациях.
Автор: Бекетова Татьяна Викторовна
Место работы: МБОУ «Ардатовская средняя школа №2 им. С.И. Образумова»
Однако процесс обучения иностранным языкам сталкивается с рядом проблем, связанных с функциональной грамотностью. В этой статье мы рассмотрим основные трудности и предложим пути их решения на уроках иностранного языка.
Понятие функциональной грамотности и её связь с изучением языков
Функциональная грамотность — это способность человека использовать полученные знания для решения повседневных задач, таких как чтение и понимание текстов, решение математических проблем, управление финансами и анализ информации из разных источников. В контексте изучения иностранного языка функциональная грамотность включает не только овладение языковыми навыками (чтение, письмо, говорение и аудирование), но и способность применять язык в различных ситуациях, как в профессиональной, так и в бытовой сфере.
Ключевые аспекты функциональной грамотности, которые можно развивать на уроках иностранного языка, включают:
- Читательскую грамотность: умение читать и понимать тексты на иностранном языке, а также интерпретировать и анализировать информацию.
- Цифровую грамотность: использование цифровых технологий для поиска, обработки и создания информации на иностранном языке.
- Коммуникативную компетенцию: способность эффективно общаться на иностранном языке в различных ситуациях.
- Критическое мышление: умение анализировать информацию, сравнивать различные точки зрения и делать обоснованные выводы.
- Межкультурную грамотность: понимание культурных особенностей стран, где говорят на изучаемом языке, и умение строить диалог в межкультурной среде.
Проблемы развития функциональной грамотности на уроках иностранного языка
- Устаревшие методики обучения
Многие учителя иностранных языков продолжают использовать традиционные методы, ориентированные преимущественно на механическое заучивание грамматических правил и лексики. В результате ученики знают много теоретического материала, но испытывают трудности в применении своих знаний на практике. Это создает разрыв между языковой подготовкой и реальными потребностями в общении.
Такие методы редко направлены на развитие функциональной грамотности, так как они не позволяют ученикам решать практические задачи на иностранном языке, взаимодействовать с текстами или использовать язык в повседневных и профессиональных ситуациях.
- Низкая мотивация учащихся
Мотивация является ключевым фактором в успешном обучении, особенно когда речь идет о функциональной грамотности. Однако многие ученики не видят практической ценности в изучении иностранных языков. Они не понимают, как эти знания могут пригодиться им в будущем. Более того, процесс обучения часто кажется абстрактным и оторванным от реальной жизни, что приводит к снижению интереса к предмету.
- Неравенство в доступе к качественным ресурсам
Еще одной проблемой является неравенство в доступе к качественным учебным материалам и технологиям. В школах с недостаточным финансированием ученики могут иметь ограниченный доступ к современным учебникам, электронным ресурсам и мультимедийным средствам, что затрудняет процесс обучения. В результате учащиеся из таких школ оказываются в невыгодном положении по сравнению со своими сверстниками, имеющими доступ к более качественным материалам.
- Отсутствие практико-ориентированного подхода
Часто обучение иностранным языкам сводится к выполнению тестов и упражнений, направленных на проверку знаний грамматики и лексики. Такой подход не способствует развитию функциональной грамотности, так как не позволяет учащимся использовать язык в реальных жизненных ситуациях. Ученики могут отлично сдавать экзамены, но при этом не способны вести диалог с носителями языка или понимать тексты в контексте профессиональной деятельности.
- Низкий уровень цифровой грамотности
В современном мире важной частью функциональной грамотности является цифровая грамотность. Однако на уроках иностранных языков часто не уделяется должного внимания использованию цифровых инструментов для изучения языка. Ученики могут плохо ориентироваться в информационных технологиях, что мешает им эффективно использовать онлайн-ресурсы, такие как электронные словари, образовательные платформы и средства коммуникации на иностранном языке.
Пути решения проблем функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Для того чтобы решить проблемы, связанные с развитием функциональной грамотности на уроках иностранных языков, необходимы комплексные изменения в подходах к обучению. Рассмотрим основные направления, которые могут способствовать улучшению ситуации.
- Внедрение современных методик обучения
Для успешного развития функциональной грамотности необходимо применять методики, которые направлены на практическое использование языка. Это может включать:
- Коммуникативный подход: обучение через реальные ситуации общения, ролевые игры, проекты и диалоги.
- Проектное обучение: создание проектов, связанных с реальными жизненными ситуациями, такими как исследование культуры стран, где говорят на изучаемом языке, или подготовка туристических гидов.
- Интеграция межпредметного подхода: использование материалов из других дисциплин (истории, географии, науки) для изучения языка, что позволяет развивать читательскую и естественно-научную грамотность.
- Повышение мотивации учащихся через реалистичное обучение
Мотивация учеников повышается, когда они видят практическую ценность изучаемого материала. Учителя могут использовать различные стратегии для этого:
- Использование аутентичных материалов: новости, статьи, видео на иностранном языке, которые отражают актуальные события и темы, интересные ученикам.
- Интерактивные задания: создание ситуаций, где учащиеся должны использовать язык для решения практических задач, таких как заказ еды в ресторане, бронирование билетов или участие в международной видеоконференции.
- Межкультурное общение: организация видеочатов или переписки с носителями языка, что позволяет учащимся практиковать свои навыки в реальных условиях.
- Использование цифровых технологий
Цифровые технологии играют важную роль в развитии функциональной грамотности. Учителя могут использовать:
- Онлайн-курсы и платформы: позволяют учащимся развивать языковые навыки вне класса.
- Виртуальные обмены: проекты по обмену сообщениями и видеозвонками с носителями языка из других стран через платформы.
- Использование мультимедийных ресурсов: просмотр фильмов, прослушивание подкастов и выполнение интерактивных упражнений.
- Развитие межкультурной грамотности
Изучение языка невозможно без понимания культуры его носителей. Важно развивать у учеников не только языковые навыки, но и культурную компетенцию. Это можно сделать через:
- Изучение культурных особенностей: исследование традиций, праздников и обычаев стран, где говорят на изучаемом языке.
- Межкультурные проекты: создание презентаций или проектов на темы, связанные с культурой и историей стран изучаемого языка.
- Обеспечение равных возможностей для всех учеников
Для устранения неравенства в доступе к ресурсам необходимо:
- Обеспечение доступа к онлайн-ресурсам: предоставление ученикам возможностей для использования бесплатных цифровых платформ и приложений для изучения языка.
- Дополнительная поддержка: создание программ репетиторства или дополнительных занятий для учеников, испытывающих трудности в обучении.
Заключение
Функциональная грамотность — это важнейший элемент современного образования, который позволяет учащимся использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях. На уроках иностранных языков развитие функциональной грамотности связано с овладением языковыми навыками, цифровыми технологиями, коммуникативной компетенцией и межкультурной грамотностью.