«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Понедельник 2 декабря 2024

Из опыта работы кафедры Иностранных языков
Национального исследовательского университета МЭИ

В статье описывается опыт кафедры Иностранных языков НИУ МЭИ по формированию и развитию профессиональных иноязычных компетенций при обучении английскому языку не только студентов университета, но и преподавателей, научных сотрудников и технических специалистов различных инженерных специальностей.

Автор: Петрова Ирина Виталиевна
Место работы: НИУ «МЭИ», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Должность: старший преподаватель кафедры иностранных языков НИУ МЭИ

Рассматриваются различные аспекты внедрения образовательных технологий в процесс обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях. Автор делится опытом своей работы с использованием курса «English for Research Students» Радислава Петровича Мильруда издательства «Просвещение» и учебных пособий издательства Express Publishing из серии Career Paths, которые позволяют повысить внутреннюю мотивацию в изучении иностранного языка, создать креативную атмосферу в аудитории, существенно повысить познавательную активность студентов и, как следствие, качество их профессионального общения в иноязычной среде. Рассматриваются различные аспекты обучения иностранному языку с точки зрения развития языковой и профессиональной компетентности ориентированных на будущую конкретную деятельность учащихся.

Преподавание иностранных языков не только будущим специалистам различных направлений, но и высококвалифицированным профессионалам, часто имеющим кроме большого опыта работы в конкретной инженерной сфере деятельности, еще и научные степени и звания, а также, зачастую, большой опыт преподавания  в системе высшего профессионального образования, очевидно, имеет свою специфику и осложняется необходимостью достижения высокого уровня практических языковых навыков в повседневном и профессиональном общении, что подразумевает  использование иностранного языка в научной работе и, возможно, преподавательской деятельности.

Кафедра Иностранных языков НИУ «МЭИ» обучает студентов бакалавриата и магистратуры и аспирантов всех направлений подготовки университета и проводит занятия с преподавателями университета для дальнейшего развития устных и письменных навыков профессионального общения на иностранном языке — таких как написание статей, отчетов, патентов, проведение онлайн-дискуссий на иностранном языке, выступления на конференциях и т.д. В связи с тем, то в российских вузах становится все больше студентов из дальнего зарубежья существует необходимость преподавать профессиональные дисциплины в вузе на иностранном языке, к чему кафедра готовит преподавателей естественно-научных и инженерных дисциплин.

Как показывает практика, пути повышения познавательной мотивации, принципы отбора содержания обучения, уровни сложности преподаваемого языкового материала для взрослых учащихся остаются недостаточно изученными и требуют дальнейшего развития.

В последние годы широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий и технических средств в процесс преподавания иностранных языков предоставляет широкие возможности для его интенсификации, индивидуализации и оптимизации, что приводит к значительной экономии и эффективному использованию аудиторных часов и делает обучение более мобильным и привлекательным для студентов.

Преподавателями кафедры были созданы обучающие ресурсы с использованием таких платформ, как MOODLE, Энергия знаний и др. Такие ресурсы направлены на дальнейшее развитие языковых навыков профессионального общения и в настоящее время используются для самостоятельной работы студентов параллельно с аудиторными занятиями.

Существенно расширяют возможности для интенсификации, индивидуализации и оптимизации процесса преподавания иностранных языков, как созданные медиаресурсы, так и многочисленные, уже хорошо зарекомендовавшие себя платформы видеоконференцсвязи, которые помогают преподавателям и студентам в достижении поставленных целей, значительно экономят время на приобретение необходимых навыков, делают обучение более мобильным.

Такой подход, сочетающий традиционную аудиторную работу и использование цифровых технологий и сервисов для самостоятельной работы, позволяет наиболее эффективно работать над формированием коммуникативных компетенций студентов в профессиональной среде. Обучающийся самостоятельно выбирает перечень, расписание и порядок выполнения отдельных компонентов, исходя из специфики своего профессионального опыта и потребностей в компетенциях. Таким образом формируются профессионально значимые качества специалиста, направленные на умение получать знания, ставить и решать задачи, вырабатывать критерии выбора наиболее эффективных решений.

В послевузовском образовании преподавателей и специалистов используются те же технологии для обеспечения непрерывного обучения и дальнейшего развития навыков и умений устного и письменного профессионального общения при написании статей, докладов, подготовке презентаций, проведении дискуссий на иностранном языке, выступления с речами на конференциях и т.д. Платформы видеоконференцсвязи и удаленной работы, которые уже освоили преподаватели и студенты, вполне подходят для такой работы, что также экономит аудиторное время.

Национальный исследовательский университет «МЭИ» — ведущий вуз России в области энергетики, электротехники, радиотехники, электроники и информационных технологий включает в себя 12 институтов, в которых ведется преподавание по 25 направлениям подготовки специалистов, каждое из которых требует овладения соответствующей лексикой, т.к. согласно требованиям ФГОС одной из ключевых целей подготовки конкурентоспособного выпускника является развитие у него иноязычной компетентности в выбранной профессиональной деятельности. Для достижения этой цели кафедра Иностранных языков использует подход, состоящий в интеграции в процесс преподавания языка специальной лексики (“English for Specific Purposes” (ESP). Такой подход предполагает работу на занятиях не только над языковым материалом, но и по тематике, связанной с профессиональной деятельностью выпускников.

К сожалению, преподаватели английского языка в специальных целях часто сталкиваются с проблемой овладения терминологией будущей профессии обучаемых. Решить эту проблему помогает серия учебников для учебных заведений профессионального образования «English for specific purposes» издательства Express Publishing: Career Paths, ориентированная на удобство использование пособий преподавателями и студентами, на учет базового уровня владения языком (включают в себя три уровня сложности (A1–B1), на интерес и актуальность материала и проблем для обсуждения, освоение четырех видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения и письма.

Цель серии – умение, по окончании курса, понимать профессиональную терминологию, вести профессионально-ориентированную дискуссию, грамотно писать на английском языке. В разделе «Аудирование» предлагаются диалоги, записанные носителями языка в ситуациях, максимально приближенных к реальным. Они позволяют учащимся услышать живую речь с различным звуковым сопровождением и фоновыми шумами, что развивает у учащихся умение различать и понимать английскую речь на слух. Серия включает в себя электронное приложение, которое содержит задания на все виды речевой деятельности, тесты, словарь профессиональной лексики, аудио- и видеоматериалы по заданной тематике.

Такие издания серии, как: Science, Nuclear Engineering, Environmental Science, Environmental Engineering, Computing, Computer Engineering, Software Engineering, Information Technologies, Marketing, Business English и другие успешно используются процессе преподавания иностранного языка в профессиональном контексте.

Издания серии “Career Paths” полезны и интересны не только студентам, но и всем профессионалам, которые хотели бы изучать английский язык с учетом специфики своей отрасли. Они обеспечивают и развитие мышления, формирование иноязычных коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы, которые являются важными составляющими профессиональной компетентности специалиста.

Еще одним средством достижения поставленных задач стал курс «English for Research Students» Радислава Петровича Мильруда издательства «Просвещение».

Целью курса является практическое владение английским языком, как средством учебно-исследовательской и коммуникативной деятельности для решения задач исследования, развитие коммуникативных компетенций на английском языке, презентации результатов, рецензирования исследовательских работ, аннотирования текстов, публикации материалов своего исследования, публичного выступления и участия в дискуссии.

Результатом является развитие коммуникативных умений публичной речи и презентации результатов исследования с ответами на вопросы, а также участия в научной дискуссии и дебатах, умение выражать собственное мнение, отношение, позицию в устном и письменном сообщении на английском языке, с описанием своего научного подхода и доказательствами полученных выводов, умение излагать результаты своего исследования в форме аннотации и публичного выступления, использование английского языка в исследованиях  и преподавании естественно-научных и специальных дисциплин.

Приведённые примеры являются лишь частью работы по повышению познавательной мотивации, отбору содержания обучения и сложности преподаваемого языкового материала для взрослых учащихся. Множество вопросов остаются недостаточно изученными и требуют дальнейшего развития и поиска адекватных решений.

Комментарии закрыты.