«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

К ВОПРОСУ ТЕСТИРОВАНИЯ НА ВЛАДЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Пятница 31 января 2025

В современную эпоху беспрецедентного развития информационных технологий, обеспечивающих почти мгновенный доступ к фактически неограниченному объему нужной информации, на повестку дня одновременно выходит вопрос о качестве владения этой информацией. Одним из эффективных способов оценки такого качества является, в частности, тестирование кандидатов на наличие у них или знание ими того или иного информационного объекта. Имеется огромное количество разнообразных тестов, широко используемых в самых различных социальных сферах жизнедеятельности человека: в образовании, на производстве, в спорте, в сферах социальных услуг, в вооруженных силах, в силовых структурах и проч.

Автор: Волков Владимир Семенович
Место работы: ФГБОУ ВО «Камчатский государственный технический университет» («КамчатГТУ»)
Должность: заведующий кафедрой
«Иностранные языки»

Разумеется, результаты тестирования не могут дать полную, точную картину наличия (или отсутствия) у кандидатов запрашиваемого объекта информации, поскольку тестирование всегда происходит дистанционно: тестирующий взаимодействует с кандидатом опосредованно – через тест, результаты которого могут сообщить только какую-то часть всей информации.

В принципе, это иногда и предполагается, и оказывается достаточным. Полная информационная картина складывается в результате (последующего) личного общения с кандидатом. Тем не менее, роль тестирования нельзя недооценивать: оно выступает как чрезвычайно эффективный инструмент, предоставляющий за короткое время объективные сведения о наличии (степени наличия) или отсутствии у кандидата требуемого информационного объекта.

В системе высшего образования в РФ роль тестирования, вполне очевидно, постепенно и неуклонно увеличивается. В нашем случае, при изучении иностранных языков в ФГБОУ ВО «КамчатГТУ», тестирование как таковое проводится только в отношении одного из двух участников образовательного процесса – обучающихся (студентов, курсантов). Обучающиеся проходят тестирование на знание иностранного языка сначала при поступлении (как абитуриенты), что регламентируется Уставом нашего университета. При этом тесты составляются преподавателями кафедры «Иностранные языки». Далее в процессе обучения, не менее одного раза, каждый обучающийся в нашем университете в составе своей учебной группы проходит интернет-тестирование в режиме онлайн. Оно проводится уже на всероссийском уровне и организуется НИИ Мониторинга Качества Образования, с которым ФГБОУ ВО «КамчатГТУ» заключил соответствующий договор, действующий уже много лет. Тесты предоставляются самим НИИ. При этом можно в целом отметить, что в основе тестовых заданий лежит учебный материал школьного уровня (для абитуриентов) и высшей школы (для обучающихся).

Далее, следует признать, что в ФГБОУ ВО «КамчатГТУ» не проводится, как таковое, тестирование на знание преподаваемого иностранного языка второго участника образовательного процесса – преподавателей кафедры «Иностранные языки», и, насколько мы можем судить, оно отсутствует в большинстве вузов РФ. Профессиональный уровень преподавателей, независимо от профиля преподаваемой дисциплины, оценивается Ученым советом нашего университета на заседаниях в виде голосования за ту или иную кандидатуру при избрании на соответствующую вакантную должность. При этом учитывается публикационная научная и учебно-методическая активность кандидата, педагогический и научный стаж, повышение квалификации (переподготовка) в своих областях профессиональной деятельности, социальный статус и прочее.

На закономерный вопрос о необходимости тестирования преподавателя на практическое знание преподаваемого иностранного языка, с учетом всего вышеизложенного, можно дать только утвердительный ответ. Действительно, развитие цифровых информационных технологий рано или поздно подведет к объединению всех требуемых информационных ресурсов в один источник и, в конечном счете, к объективной необходимости постоянного и регулярного контроля со стороны государства и общества уровня профессиональных знаний преподавателями иностранных языков в высшей школе не только методики преподавания, но и уровня владения преподаваемыми языками. Разумеется, это коснется прежде всего преподавателей практических языковых дисциплин как языковых (филологических, лингвистических), так и неязыковых специальностей, и направлений подготовки. Практическое знание преподаваемых иностранных языков ясно обнаруживается, выходит на передний план и оказывается особенно востребованным при написании на хорошем языковом уровне различных учебных материалов – учебников, учебных, учебно-методических пособий, справочных материалов, словарей и проч.

С учетом вышеизложенного можно только приветствовать появление в академической среде с конца 2022 года первой всероссийской системы сертификационного тестирования «Лингвотест», универсального многоуровнего теста для кандидатов от 18 лет, позволяющего подтвердить, согласно утвержденным стандартам, уровень владения иностранным языком (от начального до профессионального) для делового и академического общения по всем видам речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение). Тот факт, что количество прошедших экзамен «Лингвотест» неуклонно увеличивается (на конец 2024 г. – до 1000 человек по всей стране) является прямым доказательством осознанной необходимости постоянного саморазвития в целях поддержания уровня иноязычной коммуникативной компетенции. Успешное прохождение экзамена, несомненно, требует специальной подготовки, и предметную помощь в этом предлагает серия учебных пособий «Система сертифицированного тестирования “Лингвотест”», изданных АО «Издательство «Просвещение» совместно со Школой иностранных языков НИУ ВШЭ.

 В настоящее время ускоренной глобализации всех социальных процессов преподавание (практического) иностранного языка в отечественном вузе, как и академическое общение с зарубежными партнерами для специалиста любого профиля предполагает наличие необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции. Поддержание этого уровня, на данный момент, обусловлено пока только нашей «внутренней» мотивацией, но уже вполне очевидна перспектива обязательного регулярного подтверждения преподавателем практического знания преподаваемого иностранного языка как требования не только администрации образовательного учреждения, но и вышестоящим (государственным) органом, например, Министерством образования РФ. Действительно, общепризнаваемая современная тенденция индивидуализации образования начинает распространяться и на преподавателя как второго непосредственного соучастника образовательного процесса. В перспективе, с известной долей условности, можно будет ставить знак равенства между обязательными аккредитацией и лицензированием образовательной программы в учебном заведении (для осуществления своей образовательной деятельности) и, соответственно, (для ведения преподавательской деятельности) получением претендентом высшего образования с последующим регулярным прохождением различных курсов повышения квалификации, но прежде всего – в случае преподавателя иностранного языка – обязательным языковым тестированием, подтверждающим необходимый уровень владения преподаваемым (иностранным) языком. В заключении остается добавить, что на сегодняшний день успешное самообразование преподавателя в области преподаваемого иностранного языка будет получать объективное подтверждение только с опорой на соответствующий общепризнанный, авторитетный информативный источник, которым и является ССТ «Лингвотест».


Полезная информация

Подробнее об экзамене и о пособиях по подготовке к нему можно прочитать в СБОРНИКЕ ССТ «ЛИНГВОТЕСТ»

Пособия по подготовке к тестированию в продаже

Новинки 2025!

По всем вопросам мы на связи: linguatest@prosv.ru  

#Linguatest_PROSV


Комментарии закрыты.