«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (ИЛИ КАК УДЕРЖАТЬСЯ В ИНСТИТУТЕ)

Вторник 18 февраля 2025

Современная система высшего образования ставит перед студентами требования к умению анализировать ситуацию, самостоятельно принимать решения, а также, что не менее важно, уметь прогнозировать возможные последствия своих действий.

Автор: Морозова Маргарита Владимировна
Место работы: НИУ «МЭИ», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Должность: старший преподаватель кафедры иностранных языков

Автор: Умарова Елена Владимировна
Место работы: НИУ «МЭИ», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Должность: старший преподаватель кафедры иностранных языков

Поступая в высшие учебные заведения, вчерашние школьники сталкиваются с проблемными ситуациями, решение которых напрямую зависят от их личностных качеств, мотивации к учебе, а также от возможности построить в дальнейшем свою профессиональную карьеру.

Образовательный процесс в вузах неразрывно связан с постоянной работой студентов над собой в личностном и профессиональном плане. В связи с этим возросла роль психологических служб ВУЗов, обеспечивающих условия для адаптации первокурсников к новому образовательному процессу, вхождения в новую социальную среду и повышения психологической устойчивости студентов в период обучения в институте, тем самым косвенным путем повышая и качество получаемого учащимися образования.

Каждый год несколько тысяч студентов поступают на первый курс в Московский энергетический институт (Национальный исследовательский университет НИУ МЭИ). Этот институт — один из крупнейших технических университетов в стране. Как и в других вузах, у нас есть факультеты, где учиться очень сложно, есть факультеты, направления и специальности, где учиться легче. На некоторых специальностях бывает очень большой отсев – к третьему курсу из трех групп остается две.  При этом успех обучения, несомненно, зависит от того, насколько сможет вчерашний школьник адаптироваться к абсолютно новому для него учебному процессу в вузе.

Одна из проблем, с которой сталкиваются студенты-первокурсники, заключается в отсутствии у студентов самодисциплины. По определению, самодисциплина — это способность человека контролировать свои желания и импульсы, чтобы оставаться сосредоточенным на том, что необходимо сделать для успешного достижения цели. Другими словами, обучающимися в институте нужно суметь заставить себя делать не то, что хочется в данный момент, а то, что надо.  В школе учителя и родители контролируют учеников, отслеживая учебный процесс, поведение детей и то, чем их ребенок занимается в свободное от учебы время. По сути, до определенного возраста ребята находятся под неусыпным контролем. Понятно, что с возрастом этот контроль ослабевает, но все же он есть. По крайней мере, родители всегда знают, был ли их ребенок в школе или прогулял.  Оценки своего ребенка тоже не являются тайной, их можно посмотреть в электронном журнале. Если у ребенка есть какие-то проблемы, то всегда есть обратная связь с классным руководителем или с предметником, во многих школах есть психологи. У многих школьников есть цель – после окончания школы поступить в институт.  Несомненно, родители переживают за своих детей, стараются помочь им c учебой как могут. Кто-то предлагает своему ребенку пойти на курсы, кто-то нанимает репетиторов для индивидуальных занятий, кто-то предлагает выбрать спортивную секцию или кружок по интересам для отдыха от занятий. Казалось бы, поступил – все, цель достигнута, можно выдохнуть и расслабиться.

Но расслабляться рано, ведь в вузе все не так! Тут очень важно умение дисциплинировать себя, то есть уметь регулировать свои мысли, эмоции и поведение в соответствии с целями, несмотря на возможные соблазны и внешние факторы. Ведь поступив в институт, первокурсникам придется учиться очень напряженно, чтобы не быть отчисленными после первой же сессии. К сожалению, поступившие в институт вчерашние школьники зачастую не могут правильно распределить свое время между учебой и отдыхом.

Для вчерашних школьников очень важно, что они становятся независимы и неконтролируемы от родителей в своих поступках и обрели наконец долгожданную свободу распоряжаться своим временем сами. Это свобода посещения занятий, когда, если хочется поспать, можно остаться дома, а родителям, если все же спросят, сказать, что по расписанию сегодня ко второй (а еще лучше, к третьей паре). Приехать домой из института можно поздно – занимался в библиотеке, преподаватель задержал. Да мало ли что может прийти в голову креативному студенту, получившему свободу действий! Больше нет учителей, которые знали и контролировали ученика с начальной школы. Вместо этого есть преподаватели, которые могут меняться каждый семестр. Обычно к преподавателям, даже если они ведут один и тот же предмет, каждый семестр можетприходить новая, незнакомая группа, в зависимости от расписания. При таких обстоятельствах все студенты для преподавателя равны, они не знает никого из группы и не могут необъективно относиться к кому-то за былые заслуги. Каждый студент получает ту отметку, которую заслужил в данном семестре, независимо от предыдущего.  Расписание тоже может меняться каждый семестр. Какие — то предметы заканчиваются, какие-то начинаются. Есть предметы, которые являются продолжением изученных в школе (и здесь без базовых знаний будет трудно учиться), а есть совсем новые. Отдельно хочется отметить тех студентов, которые приехали издалека и живут в общежитии. Кроме учебы им приходится думать еще и о бытовых проблемах, которые дома решались родителями. То есть, чтобы все успеть, иногородним студентам приходится вдвойне сложнее. В разных институтах расписание занятий составляется по-разному. В одних институтах студенты занимаются каждый день, кроме воскресенья; в других институтах может быть пять учебных дней, при этом в субботу и воскресенье студенты не учатся.  В МЭИ на всех факультетах есть два дня, когда студенты могут законным образом не посещать занятия. Воскресенье есть у всех, а второй день может быть любым днем недели, опять же в зависимости от расписания. Этот день даётся студенту для того, чтобы они могли позаниматься самостоятельно, дома или в библиотеке, подтянуть свои “хвосты”, подготовиться к сдаче курсовых, лабораторных или контрольных мероприятий. И вот тут уже все зависит от личности самого студента, от его заинтересованности в учебе и от его самодисциплины — будет ли он заниматься весь день или на весь день уйдет погулять с друзьями.

Каждый новый учебный год мы, преподаватели вуза, объясняем студентам-первокурсникам, как важно делать все задания в срок, не откладывать на потом (ведь конец семестра еще не скоро, успеется). Первокурснику следует понимать, что высшее образование, в отличие от среднего, в нашей стране не является обязательным. В настоящее время даже большее внимание и значение придается профессиональному образованию, полученному в колледжах. Тем не менее, необходимо отметить, что если школьник сдал экзамены на баллы, достаточные для поступления в институт, то, значит, он в состоянии и учиться в нем! Просто нужно делать все постепенно и в полном объеме, по мере получения домашних заданий. В противном случае задолженности будут накапливаться, как снежный ком, который впоследствии будет уже сложно остановить.

Однако, кконцу первого семестра преподаватели института из года в год наблюдают одну и ту же картину. Речь идет о студентах, которые не смогли адаптироваться к учебе в ВУЗе. Все возрастающий объём необходимого для изучения материала, неотвратимое приближение первой сессии, понимание того, что невозможно успеть все и сразу и в короткие сроки приводит к тому, что у некоторых студентов начинается аврал по всем предметам. Нужно сделать и сдать пропущенные или сданные на неудовлетворительные оценки лабораторные и контрольные работы, иначе итогового зачета в конце семестра не получить. Интересно, что частенько, если студент болел и приходит на занятие с несделанным домашнем заданием, у него есть отговорка – болел, задания не знал. Видимо, в школе такое объяснение работало. В наш век цифровых технологий это слышать более чем странно. Болел ли студент или прогулял, это никого не волнует. К концу семестра все задолженности должны быть сданы, иначе зачета не будет, и студент не выйдет на сессию. Среди отстающих студентов есть даже отдельные “рекордсмены”, которые гуляют весь семестр и являются к концу семестра, решив, что пора и поучиться. А потом мы наблюдаем толпу из испуганных и осознавших свои проблемы первокурсников, которые мечутся от преподавателя к преподавателю, пытаясь сдать все задолженности везде и сразу.

Вчерашний школьник, поступив на учебу в вуз, сталкивается с совершенно новой для него системой образования во всех отношениях, принципиально отличающейся от школьного обучения и организационно и методически. Первый семестр первого года обучения – это период адаптации студента к новой системе образования. Для того, чтобы для первокурсника этот переходный период прошел более эффективно и с наименьшими негативными последствиями, во многих институтах есть служба психологической помощи. В МЭИ тоже создана и успешно работает служба психологической поддержки студентов. Эта служба оказывает содействие профессиональному становлению и личностному развитию студентов института, вовлекает первокурсников в развитие гибких навыков и знакомит с возможностями личностного и профессионального развития, предлагаемых институтом. Кроме того, следует отметить, что у студентов — первокурсников в нашем вузе есть кураторы. Кураторы также оказывают учащимся своего рода психологическую помощь путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов. Они дают общие представления об учебном процессе; помогают студенту быстрее освоиться с особенностями обучения в университете, его структурой и службами, знакомят с традициями института. Кураторы также помогают студентам оптимально организовать учебу, спланировать самостоятельную работу, составить учебные графики и т. д. Они посещают общежитие, вместе со студенческим советом института и администрацией студгородка участвуют в решении бытовых и других важных вопросов, помогают решать материальные проблемы студентов. Однако, кураторы никоим образом не отслеживают, где и с кем в данный момент находится студент, чем занимается. Это – зона ответственности самого студента.  

Главная цель любого института – помочь студенту стать высококвалифицированным специалистом. Кураторство сегодня – это не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и социализация студентов, помощь в адаптации к студенческой аудитории, друг к другу. В итоге надо все же подчеркнуть, что без самостоятельной работы в учебном процессе; без самодисциплины, когда на первое место выходит только учеба; без правильной организации времени, отведенного самими студентами на учебу и отдых, будет очень сложно не быть исключенным из института за неуспеваемость после первой же сессии.

ЛИТЕРАТУРА

Декман, И. Е. Психологическое сопровождение образовательного процесса в вузе / И. Е. Декман, Л. А. Овчинникова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9, № 3(32). – С. 329-332. – DOI 10.26140/anip-2020-0903-0076. – EDN DGWQVK.

Комментарии закрыты.