МИКРООБУЧЕНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРМАТ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Пятница 28 марта 2025
- Сущность микрообучения
Методы обучения постоянно совершенствуются, внедряя новые подходы и технологии для эффективного усвоения знаний. Педагоги активно ищут и применяют новые методики, чтобы соответствовать современным требованиям образования в эпоху цифрового развития.

Автор: Задорожная Полина Сергеевна,
НИУ ВШЭ, Москва (Школа иностранных языков), студент

Автор: Гурбанова Гиймат Назимовна,
НИУ ВШЭ, Москва (Школа иностранных языков), студент
С учетом стремительного темпа жизни и обилия информации в современном мире, появление таких форм обучения, как микрообучение, находит все больше сторонников в академическом сообществе.
Традиционно микрообучение представляется как феномен цифровой трансформации образования, предполагающий разделение процесса обучения на короткие временные интервалы продолжительностью от 5 до 8 минут [Монахова, Монахов, Прончев, 2020]. Процесс микрообучения можно сравнить с принципом дробного питания, при котором небольшие порции еды усваиваются лучше. То же касается и микрообучения, только в данном случае речь идет о маленьких порциях образовательного контента. В качестве других особенностей микрообучения авторы выделяют его концентрированность (короткая продолжительность учебной сессии и фокус на конкретной теме), разнообразие (использование различных мультимедийных материалов), интерактивность и гибкость (доступность на различных устройствах) [Монахова, Монахов, Прончев, 2020].
С учетом данных характеристик следует отметить многочисленные преимущества такого формата обучения. Г. А. Монахова, Д. Н. Монахов и Г. Б. Прончев [2020] отмечают, что, как правило, учащиеся могут оставаться сосредоточенными на одной задаче лишь в течение нескольких минут, после чего их внимание ослабевает. Таким образом, повышенная концентрация внимания является одним из ключевых преимуществ микрообучения, наряду с его доступностью для обладателей современных гаджетов и мобильностью, поскольку учебный материал можно изучать в любом месте и в любое время. Среди других положительных свойств микрообучения авторы отмечают модульность. Говоря о модульной организации учебных сессий, С. А. Золотухин [2020] утверждает, что концепция модульного обучения имеет тесное сходство с микрообучением. Модульность позволяет гибко изменять содержание учебного материала, легко его реорганизовывать и даже исключать некоторые блоки информации, что также подтверждается в работе Г. А. Монаховой, Д. Н. Монахова и Г. Б. Прончева [2020]. Наряду с концепцией модульности С. А. Золотухин [2020] рассматривает и идею программированного обучения, предложенную Б. Ф. Скиннером в 1954 году. Программированное обучение основывается на теории бихевиоризма: учащийся получает материал, выполняет определённые когнитивные действия и сразу же получает обратную связь по принципу “стимул — реакция — подкрепление”. Так, подмечая сходства между разработками Б. Ф. Скиннера и микрообучением, С. А. Золотухин [2020] утверждает, что идея микрообучения имеет в своей основе другие, более ранние образовательные концепции, также ориентированные на микроформатность. Однако, по мнению Н. Л. Никулиной [2021], в настоящее время микрообучение и связанный с ним термин “bite-sized learning”, означающий в переводе «обучение маленькими кусочками», все еще считаются современными концепциями и с каждым годом приобретают все большую популярность.
С другой стороны, микрообучение имеет свои недостатки, среди которых Г. А. Монахова, Д. Н. Монахов и Г. Б. Прончев [2020] выделяют ориентированность метода на достижение краткосрочных целей. Это означает, что студенты не могут глубоко погрузиться в тему, а в рамках полноценного курса данный формат представляет собой лишь фрагмент содержания. Таким образом, не всегда целесообразно полностью отказываться от традиционного образования при применении метода микрообучения. Например, его можно использовать для подготовки к очным занятиям в рамках смешанного обучения. С. А. Золотухин [2020] также упоминает модель перевернутого класса, при которой новый материал изучается учащимся самостоятельно с помощью микрокурсов, а затем обсуждается с преподавателем на занятии в случае возникновения вопросов. Кроме того, микрокурсы могут применяться для закрепления материала в рамках традиционного обучения, а также при разработке базовых курсов, на основе которых создаются элективы с использованием дистанционных образовательных технологий [Монахова, Монахов, Прончев, 2020]. Н. Л. Никулина [2021] также считает, что микрообучение может успешно интегрироваться в традиционные форматы образования. В настоящее время большинство образовательных программ, как очных, так и дистанционных, имеют фиксированную структуру, которая включает в себя вводную часть, описание дисциплины, практические задания и упражнения и завершение курса. В отличие от такой структуры использование микромодулей позволяет передавать учебную информацию более целенаправленно и решать каждую образовательную задачу по отдельности. Важно отметить, что разделение, в частности дистанционного курса, на небольшие модули способствует индивидуализации обучения, так как студенты могут пропускать менее интересные для них части и сосредотачиваться на наиболее значимых. Что касается очных занятий, разделение курса на блоки позволяет преподавателю адаптировать каждое занятие под конкретную аудиторию и ее потребности. Таким образом, разработчики образовательных программ могут преобразовывать и заново использовать микромодули в различных курсах. С точки зрения создания микрообучений, Я. Ю. Иванова [2023] предлагает несколько рекомендаций. Во-первых, важно выделять ключевой контент, на котором студенты должны сосредоточиться в первую очередь, что поможет разработчику грамотно разделить учебный материал на короткие уроки. Во-вторых, автор рекомендует использовать различные форматы контента. В статье К. Ю. Матвеевой [2019] рассматриваются такие формы образовательного контента, применяемые в рамках микрообучения, как видеолекции продолжительностью 2–5 минут, анимированные ролики длительностью 1–5 минут, анимированные презентации из 5–15 слайдов, текстовые уроки объемом 650–1300 знаков с пробелами, а также тесты объемом 2–5 вопросов. Наконец, Я. Ю. Иванова [2023] подчеркивает важность геймификации контента, которая может ещё больше повысить вовлечённость студентов: игровые элементы создают позитивный эмоциональный фон, что Г. А. Монахова, Д. Н. Монахов и Г. Б. Прончев [2020] выделяют в качестве одной из ключевых характеристик микрообучения. Другие значимые черты метода включают в себя самодостаточность и максимальную информативность микрообучения, исключение наименее значимого контента, краткую продолжительность и разнообразие форматов подачи материала. Таким образом, микрообучение не заменяет классические подходы к обучению, но успешно дополняет их, обеспечивая структурированное и динамичное усвоение знаний. В связи со стремительным развитием цифровых технологий и возникновением феномена клипового мышления, т. е. склонностью современной молодежи воспринимать фрагментированные, не связанные между собой блоки информации [Kraynov, Shalaeva, 2020], микрообучение продолжает эволюционировать и широко применяться в различных сферах образования.
- Микрообучение в контексте преподавания иностранных языков
Особый интерес представляет возможность использования микрообучения в области преподавания иностранных языков. Это обуславливается спецификой языкового обучения, состоящей в его интегративном характере, практической навыковой ориентированности и наличии обязательной культурной компоненты. Вышеперечисленные особенности обучения языкам, а также нарастающая цифровизация жизни и, как следствие, образования, результатом которой является понижение максимальной концентрации внимания до 6–8 минут, порождают бурную дискуссию об эффективности и, вместе с тем, о потенциальных ограничениях микрообучения в контексте преподавания иностранных языков. Данная проблема обширно и многообразно освещена как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Так, Т. И. Краснова [2021] формулирует положительные аспекты метода микрообучения при изучении иностранных языков, отмечая, что он позволяет достичь быстрых результатов в реальном времени, способствует неформальному образованию, использует современные мультимедийные технологии, понятные и близки современным студентам, адаптируется под краткосрочное внимание представителей поколения Z, обеспечивает моментальную обратную связь и возможность внедрения игровых элементов для стимуляции интереса и обучения, поддерживает эмпирический подход к обучению. Автор полагает, что применение геймификации в микрообучении стимулирует учащихся, поскольку поощряет конкуренцию и делает процесс обучения увлекательным. Применение игровой механики с качественным сюжетом, переходом на следующий уровень после завершения предыдущего, рейтингами лидеров, системой баллов и значков создает ассоциации у учащихся со знакомым виртуальным окружением развлечений, что вдохновляет их на большую результативность [Краснова, 2021].
Разумеется, подобные элементы вызывают справедливые опасения у многих, в особенности более возрастных педагогов, привыкших к традиционным методам обучения. Возникает справедливый вопрос: не будет ли такое обучение обрывочным и несистематичным? Отвечая на него, Е. М. Сливная [2021] утверждает, что системность в микрообучении достигается через последовательное развитие определенного навыка, предполагающее применение регулярного и целенаправленного подхода. Важно отметить, что разбиение учебного материала не означает упрощение методологии, а напротив, расширяет ее за счет объединения различных методов, техник и приемов. Микроэлементы, которые усваивает ученик, вливаются в общую структуру, которая должна быть внимательно спланирована учителем. Кроме того, Е. М. Сливная [2021] отмечает, что микрообучение может стать продуктивной обучающей стратегией для студентов, изучающих английский язык в системах дополнительного непрофильного образования и непрерывного профессионального образования в качестве дополнительного инструмента к основной профессии, позволяющего расширить возможности карьерного роста и спектр своей основной профессиональной деятельности. Как правило, эти ученики очень перегружены ежедневным профессиональным информационным контентом, в силу занятости им отлично подходит микроформат: «мало, но хорошо; мало, но с удовольствием; мало, но регулярно» [Сливная, 2021].
Существующие на данный момент эмпирические исследования об эффективности микрообучения преимущественно включают в себя эксперименты, связанные с обучением лексике. Например, перед проведением эксперимента А. П. Маринская [2020] предположила, что микрообучение способно усилить и обогатить лингводидактику, особенно в неязыковых университетах, где преподавание иностранных языков сопряжено с такими сложностями, как дефицит времени, низкий уровень владения языком и отсутствие мотивации. Эксперимент состоял из двух стадий, в ходе которых сначала выяснялись отношение обучающихся к микрообучению и их предпочтения в обучении, а затем, с промежутком в 6 недель, были проведены вводное и итоговое тестирования для определения динамики успеваемости вследствие перехода на микрообучение. В результате средний балл экспериментальной группы значительно повысился (с 16,4 до 21,2). Благодаря введению микроконтента на 13% возросла вовлеченность обучающихся в процесс. Выводы исследовательницы в основном сосредоточены на теоретических обоснованиях преимуществ микрообучения, в то время как результаты ее эксперимента в первую очередь свидетельствуют об улучшении успеваемости студентов под воздействием микрообучения даже на коротких временных дистанциях.
Другим примером эмпирического подхода служит работа А. П. Авраменко [2020], рассматривавшей индивидуализацию процесса формирования иноязычной лексической компетенции на основе микрообучения. Исследовательский интерес в данной статье сосредоточен вокруг изучения влияния микрообучения на способность человека определять контекстуальное значение слова, сравнивать объем его значения в двух языках и т. д. Поскольку стандартизированные задания по типу ЕГЭ не дают полного представления о лексических навыках обучающихся, в ходе эксперимента с контрольной группой использовались форматы мем-презентации, интерактивной семантизации, микродискусии и интерактивного письма. Подобные элементы обучения направлены на закрепление языкового материала, а также развитие лексических навыков в устной и письменной речи. В рамках экспериментального исследования А. П. Авраменко [2020] также было установлено, что использование различных форм микрообучения оказало влияние на среднестатистическое значение, полученное за тест студентами, имеющими продвинутый уровень владения иностранным языком. Итак, в настоящее время микрообучение становится все более популярным методом в контексте языкового обучения. Это обуславливается его сравнительной эффективностью при развитии лексической компетенции, что было продемонстрировано в отечественных исследованиях последних лет. Использование микрообучения позволяет студентам не только быстрее усваивать новый материал, но и поддерживать высокий уровень вовлеченности в учебный процесс за счет внедрения интерактивных и мультимедийных элементов. Несмотря на это, существует целый комплекс проблем, связанных с микрообучением, требующих дальнейшего рассмотрения. В частности, пока не даны ответы на вопросы о результативности этого метода для обучения другим языкам (кроме английского) и его влиянии на развитие иных языковых компетенций. Кроме того, в дальнейшем изучении нуждаются и возможности интеграции микрообучения с современными технологиями, такими как искусственный интеллект, адаптивные образовательные платформы и мобильные приложения, которые могут позволить сделать обучение еще более гибким и доступным. Таким образом, микрообучение имеет все шансы стать неотъемлемой частью современной методики преподавания иностранных языков. При правильном подходе оно способно не только повысить успеваемость студентов, но и создать увлекательную и эффективную образовательную среду, стимулирующую их к постоянному совершенствованию языковых навыков.
Литература
- Монахова Г. А., Монахов Д. Н., Прончев Г. Б. Микрообучение как феномен цифровой трансформации образования // Образование и право. — 2020. — №. 6. — С. 299–304.
- Золотухин С. А. Микрообучение как центральная концепция электронного обучения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2020. — №. 4 (56). — С. 246–250.
- Никулина Н. Л. Микрообучение и bite-sized learning в эпоху дистанционного образования // Современные проблемы науки и образования. — 2021.
- Иванова Я. Ю. Микрообучение: развивающаяся тенденция электронного обучения // Всероссийские педагогические чтения 2023. — 2023. С. 176–180.
- Матвеева К. Ю. Микрообучение: способ развития системы обучения в современных условиях // Информационные технологии. Проблемы и решения. — 2019. — №. 1. — С. 93–98.
- Kraynov A. L., Shalaeva N. V. Influence of clip thinking on the cognitive abilities of students // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. — 2020. — Т. 92. — С. 2023–2030.
- Краснова Т. И. Микрообучение в контексте преподавания иностранных языков // Общество: социология, психология, педагогика. — 2021. — №. 11 (91). — С. 206–210.
- Сливная Е. М. Микрообучение как инновационная технология в преподавании иностранного языка в условиях современной реальности // Гуманитарные и социальные науки. — 2021. — Т. 89. — №. 6. — С. 166–171.
- Marinskaya A. P. Micro-learning efficiency for foreign language teaching // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. — 2020. — Т. 97. — С. 643–649.
- Авраменко А. П. Индивидуализация процесса формирования иноязычной лексической компетенции на основе микрообучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 25. — №. 184. — С. 25–34.