«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

БЕЗОПАСНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ПЕРСОНИФИКАЦИЯ КАК КЛЮЧЕВАЯ ИДЕОЛОГЕМА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

Пятница 21 марта 2025

К постановке проблемы.
Учебная дисциплина «Иностранные языки» вполне заслуженно занимала и продолжает занимать одно из ведущих мест в научно-методическом сопровождении воспитания личностного потенциала в пространстве массового языкового образования современной России.

Автор: Буланкина Надежда Ефимовна,
доктор философских наук, доцент,
заведующий кафедрой иноязычного образования,
профессор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Почетный работник общего образования РФ, Всероссийской эксперт Минпросвещения
Место работы: НИПКиПРО
Должность: заведующий кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО, г. Новосибирск

Особенно в связке с другими учебными дисциплинами, и прежде всего с родным языком, иностранные языки выполняют интегрирующую функцию, а также воспитательную в плане повышения мотивации к учению в целом, обеспечивая развитие интеллектуальной составляющей личности обучающихся, коммуникативных умений и навыков человека, его речевой культуры.

При этом аутентичная коммуникация способствует расширению границ познания и самопознания личности в информационно-образовательной среде многовекторного и многоаспектного критического восприятия реалий современного  многополярного мира поликультур, полиязычий, системной интеграции, широкомасштабной цифровизации и стратегических коммуникаций. В базе искомых реалий и их критического осмысления здоровый консерватизм относительно вызовов современности.

Однако, как показывает сегодняшняя педагогическая практика, далеко не все так просто, принципы поликультур и полиязычий образования в образовательном процессе в качестве интегрирующего элемента  слабо просматривается в процессе обучения и учения, развития и воспитания подрастающего поколения.

В сегодняшней социальной парадигме именно язык/и – естественные и искусственные — в поликультурном мире с их неограниченными пространственными и временными рамками призваны стимулировать рациональный энтузиазм субъектов образования при решении задач, связанных с интеграционными процессами в реалиях учебных дисциплин и одновременно радикальных изменений педагогических практик. Задача нового этапа идеологии обновляющейся  информационно-образов-тельной политики иноязычного образования требует обращения к историческому  накопленному позитивному опыту методики преподавания иностранных языков. Причем в этом сегодня видится ведущая роль языков, родного и иностранных, в школе и вузе в масштабности решаемых проблем воспитательного характера. И прежде всего в процессе совершенствования речевой культуры как ценностно значимого фактора и условия эффективного культурного самоопределения обучающихся в пространстве полиязычий образования в связке с другими учебными дисциплинами. Актуализация искомого аспекта исследования, а также необходимые изменения, к сожалению, касаются не всего образовательного процесса в школе и вузе, и не всех субъектов. Иными словами, методологическая готовность учителя  к решению поставленных перед школой задач – есть возможность стимулировать обучающихся к использованию всего разнообразия и многообразия языков (искусственные и естественные языки, профильные языки: язык физического и химического эксперимента, музыкальный язык, язык жестов и мимики, иконические и графические и т.д.) в образовании. Именно полиязычия образования позволяют культивировать системно артефакты безопасной информационно-образовательной среды взаимодействия и аутентичной коммуникации непосредственных участников образовательной деятельности. В этом главная проблема иноязычного образования сегодняшнего момента.

Иностранный язык в школе: стратегия и тактика развития образования

Миссия изучения реалий все более глобализирующегося непредсказуемого мира поликультур и полиязычий видится в функционировании интеграционных процессов и позитивной культурной коммуникации на разных уровнях взаимодействия.  Интеграция, становясь все более многообещающей тенденцией в непрерывном образовании личности, актуализирует в лингводидактических исследованиях методологический акцент на культуре через выбор языка/ов общения и самовыражения. Причем на воспроизводстве культурных традиций и ценностей в образовании, на готовности к осмыслению и передаче культурного кода и опыта  как значимых показателей человека культуры. В проецировании коммуникативной парадигмы языкового образования в информационное полиязыковое пространство в целом видится выход из тупика, в котором находится и общество, и образование в целом, которым требуется иная гуманитарность

В палитре и полифонии языков самовыражения, представленных в культурных образовательных практиках педагога-наставника, видится существенное влияние на развитие личности: ее жизненных сил, профессиональных и социальных преференций, адаптационных механизмов, ее культурной и социальной мобильности.  Содержание ключевого понятия полиязыковая культура связано, прежде всего, с рассмотрением понятия Человек и его мир. Данный концепт — это окружающий внешний мир; мир представлений и понятий человека об этой реальности, его видение этого мира; мир слов, обозначающих эти представления и понятия, языковой мир человека, который и часть внешнего мира, и продукт, и творец внутренних миров, создающих и концептуальную, полиязыковую картину мира. В век Интернета человеческое общение создает все большее количество языковых миров и использует в них весь арсенал языкового сотрудничества, т.е. современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов в условиях культурной коммуникации (Леонтьев, Соколков и др.).  Если базовый слой культуры заключен в предметной деятельности человека, где созидаются вещи, второй – в процессах общения людей, порождающего идеи и представления, то ее третий слой представлен системой духовных ценностей и культурных достижений (концептов). Последние реализуются в символике художественной деятельности, в разнообразных формах искусства, в языковых концептах, отражая мировоззрение, которое ближе к общепринятому сознанию. При этом мировоззрение является необходимым, но не достаточным ориентиром поведения; нужна еще цель, к которой человек стремится.

В заключение наметим некоторые ориентиры персонификации иноязычного образования, о чем пойдет речь в инновационных педагогических практиках учителей иностранных языков Ордынского района Новосибирской области.

1. Гуманитарность в образовании не сводится к предметному кругу; эту педагогическую реалию рассматриваем не как предметность; по крайней мере, по отношению к предметности это явление есть надпредметность в образовательном процессе. В свою очередь, надпредметность предусматривает формирование и развитие универсальных (метапредметных) умений в пространстве интеллектуальной составляющей учебного познания, ориентированного на самостоятельное исследование реалий современности.

2. Методологическая функция полиязыковой культуры, полиязычий и поликультур в контексте персонификации как опознавательного знака изменений массового иноязычного образования способствует творческому взаимодействию в безопасной коммуникативной среде, диалогизации культур, культурному и языковому плюрализму в целях развития личности в целом.

3. Проводимая системная работа ММО учителя актуализирует необходимость в изменении концептостроения индивидуального языка педагога, его полиязыковой концептосферы как неотъемлемого развивающего элемента  личности в процессе подготовки и экспертной персонифицированной оценки деятельности педагога.

4. Аутентичная речевая культура педагога-наставника становится творческим трамплином культурного самоопределения как цели, процесса и результата.

5.Причем в рамках персонифицированного создания и оценивания обновляющегося контента иноязычного образования в современных условиях конкретного регионального образовательного учреждения это должно касаться языкового/национального самосознания, социальной адаптации, осознанного профессионального выбора обучающихся.

Список литературы

  • Буланкина Н. Е. Концептосфера языка педагога: ценностные доминанты.   Тер-Минасова С. Г. (ред.)   Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. Москва: Некоммерческое партнерство «Национальное общество прикладной лингвистики», 2023. № 4 (44). С. 9 — 31. 
  • Буланкина Н.Е. Культурное самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования. Москва, 2003- 450С.
  • Буланкина Н.Е. Особенности персонификации иноязычного образования: современный стратегический  дискурс. В сборнике : Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики, сборник по материалам Международной научной конференции. Елец, 2021. С. 5-10.
  • Леонтьев А.А. Мир человека и мир языка. Москва: Детская литература, 1984.
  • Лурия А.Р. Язык и сознание. Санкт-Петербург: Питер, 2022.
  • Соколков Е.А, Кондратенко А.П., Буланкина Н.Е. Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании. Москва: Университетская книга, 2008. 
  •  Соколков Е.А., Буланкина Н.Е. Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании. Монография. Москва: Университетская книга, 2008. 
  • Соколков Е.А., Буланкина Н.Е. Методология культурного самоопределения формирующейся личности специалиста-гуманитария. Опыт философского осмысления. Монография. Москва: Университетская книга, 2011.

Комментарии закрыты.