«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СЛАВНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ

Понедельник 7 апреля 2025

В условиях современной геополитической ситуации воспитание молодого поколения приобретает особую значимость. Именно поэтому формирование и развитие национального самосознания и изучение исторических процессов – это не просто образовательные задачи, а необходимость.

Автор: Добрыднева Николь Артемовна
Студент бакалавриата, 3 курс,
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 

Автор: Зипунников Сергей Вадимович,
редактор по английскому языку

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (ФГОС СОО), в современной системе российского образования особое внимание должно уделяться воспитательному и социокультурному аспекту обучения.

Стандарт подчёркивает значимость формирования у обучающихся системных знаний о месте России в мире, её исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, а также о вкладе страны в мировое научное наследие. Кроме того, стандарт акцентирует внимание на личностном развитии учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое и экологическое воспитание, а также на осознании ценности научного познания.

В этом контексте создание учебного пособия «Glorious Russia» («Славное наследие России, XIX век: 10–11-е классы») является особенно актуальным, так как оно сочетает в себе изучение иностранного языка с формированием знаний об исторических процессах и культурном наследии России XIX века. Такая образовательная интеграция не только расширяет рамки применения английского языка, естественным образом повышая уровень владения им, но и углубляет знания об истории России и способствует воспитанию патриотического духа среди молодого поколения.

Учебное пособие «Славное наследие России, XIX век: 10–11-е классы» представляет собой образовательный курс из 68 уроков, направленных на дальнейшее развитие коммуникативных умений в области владения английским языком сквозь призму истории и культуры России XIX века. Пособие включает в себя разнообразные упражнения, направленные на развитие всех видов речевой деятельности. Центральным элементом каждого урока является текст, содержащий интересные факты о выдающихся личностях, городах, архитектурных памятниках и значимых событиях в истории нашего государства. Использование текста позволяет не только развивать языковые навыки, но и расширять кругозор учащихся, формируя у них интерес и уважение к историческому прошлому страны. Кроме того, тексты сопровождаются вопросами для обсуждения, творческими заданиями и проектной работой, что способствует активному вовлечению учащихся в учебный процесс, развитию критического мышления, а также формированию умения аргументированно выражать гражданскую и патриотическую позицию на иностранном языке как в устной, так и в письменной речи.

Вдохновитель проекта и руководитель авторского коллектива – ведущий эксперт Центра развития образования РАО, кандидат экономических наук, клирик храма Александра Невского при МГИМО, ответственный за образовательную деятельность в Западном викариатстве г. Москвы Александр Юрьевич Кузнецов. Под его руководством над этой книгой работали опытные преподаватели школы № 1329 – Любовь Анатольевна Фигуровская, Лариса Леонидовна Володина и Елена Борисовна Власова. Их профессиональный опыт и глубокое знание предмета позволили создать уникальные учебные материалы. Авторский коллектив провёл для учителей английского языка Всероссийскую  педагогическую мастерскую «Педагогика воспитывающего обучения: формирование личностных результатов учащихся при изучении иностранного языка».

Апробация учебного пособия «Славное наследие России, XIX век: 10–11-е классы» проходит в четырёх образовательных организациях Тверской области, а также в школах № 1329 и 1448 города Москвы. Перед её началом руководитель авторского коллектива Александр Юрьевич Кузнецов провёл встречи с директорами и педагогами образовательных организаций, на которых они обсудили значимость и ценность данного учебного материала, его роль в воспитании духовно-нравственных ценностей у молодого поколения.

В апробации принимает участие образовательная организация с богатой историей – многопрофильная гимназия № 12 города Твери. Руководители и педагоги гимназии №12 ориентированы на высокие академические стандарты и всестороннее развитие личности каждого учащегося. В гимназии существует несколько образовательных кафедр, включая кафедру воспитания, что создаёт благоприятные условия для апробации учебного пособия «Славное наследие России, XIX век: 10–11-е классы». В рамках апробации в гимназии состоялся открытый урок, который продемонстрировал практическую ценность пособия и вовлечённость учащихся в процесс. Проект привлёк внимание не только образовательного сообщества, но и общественных деятелей, среди которых митрополит Амвро́сий (архиерей Русской православной церкви, митрополит Тверской и Кашинский, глава Тверской митрополии).

Помимо гимназии № 12, апробация проходит и в других известных образовательных организациях области. Среди них – Академическая гимназия имени П. П. Максимовича при Тверском государственном университете, Региональный довузовский комплекс г. Твери и Тверское суворовское военное училище.

В рамках проекта состоялось интервью с его апробаторами – народным учителем РФ, заместителем директора по научно-экспериментальной и аналитической работе многопрофильной гимназии № 12 города Твери А. В. Мишиным и почётным работником сферы образования РФ, заведующей кафедрой МОУ той же гимназии К. И. Ёлкиной.

Размышляя о роли школы в современном мире, участники апробации поделились своими взглядами на то, какие навыки и компетенции необходимы ученикам XXI века. Они сошлись во мнении о том, что ключевая задача современной школы – развитие личности учащегося, его самосознания и гражданской позиции. Помимо этого, современная школа должна уделять внимание формированию и развитию метапредметных компетенций, умению работать в команде, способности видеть целостную картину мира. Современная школа должна не только давать знания, но и формировать у учащихся способность строить взаимосвязи между прошлым и настоящим, анализировать исторические процессы.

В этой связи был задан вопрос: насколько важно в современном образовании соблюдать баланс между академическим знанием и развитием личности, и как школа может помочь учащемуся осознать себя в качестве духовной личности? Отвечая на этот вопрос, оба учителя отметили, что академическое образование и личностное развитие учащихся должны идти параллельно. Необходимо соблюдать баланс между ними, так как это основа для формирования и развития мировоззрения подрастающего поколения. А. В. Мишин подчеркнул, что только прочной базы знаний, полученной в современной школе, недостаточно.Учащиеся должны понимать, для чего и как применять эти знания, а также каким образом с помощью этих знаний они могут сделать вклад в современное общество. Он отметил, что уроки должны выходить за рамки традиционного формата и становиться личностно-ориентированными, способствующими духовному развитию учащихся.

Эту точку зрения поддержала и К. И. Ёлкина, подчеркнув, что академические знания сами по себе не могут определить будущее человека, именно поэтому развитие личности учащегося не менее важная задача, которая стоит перед современным образованием. Она отметила, что школа играет важную роль в осознании подрастающим поколением своей духовной природы, поскольку именно школа помогает понять, в чём заключается духовность личности россиянина и какие ценности важны для общества и гражданина нашей страны. В этом смысле учебное пособие «Славное наследие России, XIX век: 10–11-е классы» служит не только источником знаний об исторических и культурных достижениях страны, но и способствует формированию чувства национальной идентичности, позволяя учащимся осознать свою принадлежность к духовным традициям и культурному наследию России.

Продолжая размышления о балансе между академическими знаниями и личностным развитием в современном образовательном процессе, важно также рассмотреть роль междисциплинарного подхода в школьном обучении и проанализировать вкладучебного пособия «Славное наследие России, XIX век: 10–11-е классы» в его развитие. Коллеги были единогласны во мнении о том, что новое учебное пособие стало большим шагом в направлении к интеграции гуманитарных дисциплин, таких как история, литература, география и иностранный язык. А. В. Мишин добавил, что в рамках данного учебного пособия английский язык для учащихся превращается из обычного средства общения в прикладной инструмент для изучения культурного и исторического наследия. Он отметил, что такой подход «открывает новые горизонты» в обучении, побуждая учащихся использовать знания из разных областей и находить дополнительную информацию. К. И. Ёлкина, в свою очередь, упомянула структурную особенность пособия: оно основано на принципе систематизации и повторения учебного материала, с которым школьники знакомятся на уроках истории. Такой подход помогает учащимся более эффективно осваивать и воспроизводить информацию на иностранном языке. В учебном пособии представлен широкий круг тем: в нём рассматриваются знаковые личности и события XIX века, особое внимание уделяется духовному наследию страны – святым, монастырям, соборам. Кроме того, пособие знакомит учащихся с культурными и научными достижениями, а также освещает географические открытия и развитие российских регионов в рассматриваемый период. Говоря об особенностях данного учебного пособия, А. В. Мишин подчеркнул его культуросообразность и глубину погружения в историю, экономику, архитектуру и духовное наследие России. Он также отметил, что пособие сочетает увлекательные задания с подготовкой к итоговой аттестации, тем самым объединяя образовательные цели с расширением кругозора старшеклассников.

В заключение А. В. Мишин и К. И. Ёлкина поделились мнениями учащихся об учебном пособии «Славное наследие России, XIX век: 10–11-е классы». Они подчеркнули, что работа с ним вызывает у школьников живой интерес ипомогает им не только расширить знания, но и почувствовать сопричастность к истории и культуре страны. Пособие эффективно сочетает английский язык с другими гуманитарными дисциплинами, превращая его в своеобразный «мостик» между предметами. Особенно важно, что учащиеся открывают для себя новые факты о родной стране, переосмысливая знакомые имена и названия через англоязычные тексты.

По мнению А. В. Мишина, особый энтузиазм вызывают уроки, посвящённые духовному наследию. Такие темы нередко становятся открытием даже для учителей. После этих занятий у школьников возникает желание путешествовать по историческим местам нашей Родины, чтобы взглянуть на них своими глазами. К. И. Ёлкина добавила, что большой интерес вызывают также тексты с патриотическим содержанием о подвигах народа и достижениях страны. Такие материалы вдохновляют, остаются в памяти и становятся основой для проведения дискуссий и написания эссе. Учащиеся нередко делают к ним отсылки, приводя в пример выдающихся деятелей прошлого.

Российская академия образования активно поддерживает инновационные проекты, направленные на всестороннее развитие личности учащегося. Проект по апробации учебного пособия «Славное наследие России, XIX век: 10–11-е классы» в ноябре 2024 года получил статус инновационной площадки РАО. В программе апробации заявлено, что содержательная часть пособия способствует достижению учащимися личностных результатов в части гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания в урочной деятельности при изучении иностранного языка. 26 февраля 2025 года в Российской академии образования состоялся ежегодный Фестиваль инновационных площадок, в котором приняли участие и авторы учебного пособия – Любовь Анатольевна Фигуровская и Лариса Леонидовна Володина. Они рассказали о целях, задачах и структуре пособия, а также поделились результатами его использования и отзывами учащихся.

Издательство «Просвещение» участвует в дальнейшем развитии данного направления, планируя выпуск серии учебных пособий «Славное наследие России», которые охватят следующие исторические периоды:

  • 7 класс – Россия X–XV веков,
  • 8 класс – Россия XVI–XVII веков,
  • 9 класс – Россия XVIII века.

В период школьного обучения учащиеся получат уникальную возможность значительно расширить свой лексический запас, закрепить коммуникативные умения ведения межкультурного диалога на иностранном языке с учётом приобретённых знаний об отечественной истории и культуре на основе духовно-нравственных ценностей.

Знание истории – это не просто запоминание ключевых дат и событий, а ценный инструмент, позволяющий человеку осознать свою идентичность и место в настоящем мире, а также лучше понять как внутренние, так и внешние процессы, происходящие в современном обществе. Соединение знаний о прошлом своей страны и её культурном наследии с изучением международного языка позволяет учащимся не только глубже освоить требуемые академические дисциплины, но и даёт им возможность оценить значимость истории Российского государства в глобальном контексте.

Учебное пособие «Славное наследие России, XIX век: 10–11-е классы» становится тем самым звеном, которое соединяет прошлое с настоящим,помогая учащимся не только познакомиться с новыми для них фактами историко-культурного наследия нашей страны и говорить о нём на языке мира. Оно поможет молодым людям расширить кругозор и сформировать свой внутренний стержень, который позволит им уверенно смотреть в будущее.

Комментарии закрыты.