«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

КОНКУРС ЧТЕЦОВ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Пятница 16 мая 2025

Обучение английскому языку является важным элементом современной образовательной системы. Его знание открывает множество перспектив. В связи с этим, изучение иностранного языка начинается в начальной школе, и оно имеет множество аспектов, как языковых, так и речевых.

Автор: Богачева Татьяна Валерьевна
Место работы: МБОУ ГО «г. Архангельск» СШ №5,
г. Архангельск, Архангельская область
Должность: учитель английского языка, высшей категории

К языковым аспектам относят – фонетические, лексические и грамматические, а к речевым – аудирование, говорение, чтение и письмо.

Одним из важных компонентов успешного обучения в начальной школе является формирование фонетических навыков, связанных с произношением и восприятием звукового состава языка. К ним относятся: правильное произношение звуков, умение различать и воспроизводить ритм, а также интонацию в речи. В младшем школьном возрасте формирование этих навыков имеет особое значение, так как это основа для дальнейшего изучения языка. Исследования показывают, что дети, владеющие хорошими фонетическими навыками, легче осваивают чтение и письмо, а также показывают более высокие результаты в обучении. [1, c.73]

С первых уроков у обучающихся начинается знакомство с английской фонетикой, так как вначале обучения школьникам необходимо освоить алфавит. Затем детям нужно научиться правильно произносить гласные и согласные звуки, исходя из типа слога, а также читать короткие слова.  После того, как основные правила чтения усвоены обучающимися, работа с фонетической стороной речи переходит в формат фонетических минуток/ фонетических зарядок. На этом этапе урока дети повторяют ранее изученные буквы, звуки и слова, а также разучивают пословицы и рифмовки.

Британские детские стихи (Nursery rhymes) занимают особое место в культуре Великобритании. Это не только художественное явление, но и эффективный инструмент для работы с детьми. Рифмованные строки стихотворений помогают запоминать новые слова, улучшать произношение и развивать чувство ритма. Включение рифмовок и рифмованных текстов в образовательный процесс позволяет создать особую творческую, игровую атмосферу, что особенно важно для младших школьников.  Кроме того, английскую детскую поэзию можно использовать, как основу для различных внеклассных мероприятий, таких как: игры, викторины, конкурсы и др.

Исходя из своего опыта, для развития фонетических навыков и раскрытия творческого потенциала обучающихся, наиболее эффективным, внеклассным мероприятием, является конкурс чтецов. Он позволяет развивать не только навыки чтения, но и фонетическое восприятие, ритм, интонацию и выразительность речи. Кроме того, чтение стихов способствует развитию слуховой внимательности и артикуляции. Дети учатся различать схожие звуки, что положительно сказывается на их фонетическом восприятии и дальнейшем изучении английского языка. Ежегодно наше школьное методическое объединение организовывает конкурс чтецов «British rhymes» для обучающихся 2-х — 4-х классов.

Целью данного конкурса является: популяризация среди школьников англоязычной литературы, повышение интереса к чтению, а также их приобщение к культуре и традициям англоязычных стран. 

Задачи:

  • совершенствование фонетических навыков у младших школьников;
  • развитие исполнительской культуры и навыков публичных выступлений учащихся;
  • формирование у обучающихся интереса к чтению художественной поэзии на английском языке;
  • выявление талантливых детей и создание условий для их самореализации.

Структура конкурса чтецов

Организация конкурса чтецов включает несколько этапов:

  1. Выбор произведений: для конкурса могут быть предложены как классические (The Book of Nursery Rhymes 50 Classic Poems for Children), так и стихи британских авторов, таких как А. А. Милн, Л. Кэрролл и др. Важно, чтобы выбранные тексты были интересны детям и соответствовали их возрастным особенностям.
  2. Подготовка участников: на этом этапе дети знакомятся с рифмами, учатся правильно их произносить, отрабатывают интонацию и ритм, как с учителем, так и самостоятельно. Благодаря заучиванию рифм у детей развивается эмоциональная выразительность речи.
  3. Соревновательный этап: проведение мероприятия, в ходе которого дети читают наизусть стихи, демонстрируя свои навыки. Жюри оценивает не только содержание, но и уровень фонетических навыков, выразительность и артистизм.
  4. Награждение и обсуждение: после конкурса важно провести анализ выступлений, обсуждая с детьми сильные и слабые стороны их чтения. Это позволяет создать атмосферу поддержки и взаимопомощи.

Преимущества организации конкурса чтецов в начальной школе

  1. Развитие фонетических навыков: регулярные занятия с рифмованными текстами помогают детям лучше воспринимать и произносить звуки, что улучшает их чтение и письмо.
  2. Интерес к обучению: конкурсы чтецов делают процесс обучения более увлекательным, способствуя развитию интереса к литературе и языку.
  3. Социальные навыки: участие в конкурсах способствует формированию уверенности в себе, развивает коммуникативные навыки.
  4. Творческое развитие: возможность выбора текстов и выступления перед аудиторией способствует развитию творческих способностей ребенка.
  5. Культурное обогащение: изучая британские рифмы, дети знакомятся с культурой и традициями другой страны, расширяя свой кругозор.

Таким образом, конкурс чтецов представляет собой эффективный и увлекательный способ развития фонетических навыков у младших школьников. Он не только содействуют формированию правильного произношения и слухового восприятия, но и делает процесс обучения более интересным. Кроме того, данный конкурс благоприятно влияет на языковое развитие детей, что способствует успешному обучению их в дальнейшем.

Литература

  1. К.Грей, Дж.Фергюсон, С.Бехам, К. Данбар, Дж.Данн, Д. Митчелл. Лингво-фонетический подход к развитию чтения у детей // Современное дошкольное образование. – 2010. — №6. – С.71-79.
  2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2002.-239 с.

Комментарии закрыты.