ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Автор: Илья ИВАНОВ | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Четверг 5 июня 2025
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) сделал жизнь гораздо более интересной, как для учеников, так и для учителей. Изменения, в обновленном ФГОС, заставили учителей переосмыслить свою профессию с профессиональной и с экзистенциональной точек зрения.

Автор: Иванов Илья Николаевич
Место работы: МОУ СШ №76, город Ярославль, Ярославская область
Должность: учитель английского языка
Теперь учителя тщательным образом составляют планы не только на проживания следующих двух недель, но и своих уроков.
Планирование уроков и раньше занимало основную часть жизни учителя, помимо проверки тетрадей и проведения самих уроков. Но сейчас с изменениями во ФГОС, изменились и требования к уроку. Системно-деятельностный подход стоит в основе этого документа, суть которого заключается в том, что учитель здесь не главный, а главные ученики. Это, конечно, не значит, что учителю можно теперь не вести уроки. Наоборот, это значит, что учитель теперь ведет учеников, а не уроки. Но, а куда же ведёт учитель своих учеников?
В понятии «системно-деятельностный» есть такое слово – деятельность. Деятельность, в отличие от действия, ничем от него не отличается. Кроме внешнего вида. А также наличия осмысленной цели и задач. Допустим на уроке, к примеру, английского языка, к примеру, в начальной школе, например во 2 классе, на первом уроке ученик должен научиться говорить привет и пока на английском. Действием, то есть на уроке НЕ по ФГОС, будет, скажи привет, скажи пока. А деятельностью будет, поздоровайся и попрощайся с одноклассниками. Ничем не отличается? Кроме внешнего вида. А также осмысленной цели и задач. Целью будет поздороваться и попрощаться с одноклассниками, а задачей будет сказать эту фразу одноклассникам на английском без ошибок. И в итоге мы привели ученика куда? К результату его деятельности, так называемому продукту.
Продукт, это основа современного урока по ФГОС. Чтобы составить урок, сначала надо посмотреть на программу, узнать чему надо будет научить ребенка. Какому действию он должен научиться. Затем превратить это действие в деятельность, и придумать конечный продукт. Продукт, кстати может быть любой. Как выученная фраза, или плакат, так и просто игра. Главное чтобы ученик понял, зачем и как он это сделал.
Для того чтобы ученик понял, что он должен сделать, нужно вместе с ним поставить цель. Чтобы цель выполнить нужно, сделать план, с помощью которого можно прийти к выполнению этой цели. При этом надо помнить, что мы должны вести ученика, а не урок, поэтому нужно «помочь» ему составить этот план, даже если план уже заранее распечатан и заламинирован. В начальной школе лучше распечатать дополнительные пункты плана, которые вы добавлять не будете, но ученики должны понять почему мы их добавлять не будем. А дальше по «их» плану надо будет идти к цели, в основной части урока, выполняя различные упражнения. И в итоге прийти к продукту. Если продукт получился, урок успешный для ученика, и можно и похлопать себе. Но, а учитель, может, если ему интересно, узнать у учеников, что они сегодня запомнили и что было сложно, понравилось ли им сегодня заниматься тем, чем они занимались.
К сожалению все это было бесполезно, так как ученикам было все равно, и все влетело им в одно ухо, а вылетело через другое. Поэтому в начале урока, важно их сильно замотивировать, чтобы урок прошел не зря. Мотивация стоит бок о бок с целью, и обычно процесс мотивирования происходит вместе с целеполаганием.
Допустим, у меня есть цель, и я хочу похудеть. Но зачем мне это на самом деле делать? Мне вроде комфортно и так? Но потом вспоминаю, как сильно я устаю, когда например, просто поднимаюсь по лестнице, хожу, бегаю, занимаюсь любой физической активностью. И мне это не нравится, я хочу, чтобы мне было проще. Но как? Надо составить план. Соблюдать диету, заниматься физическими занятиями и следить за весом. И в итоге похудею достаточно, чтобы выполнить свою цель, в той мере, насколько я был мотивирован, или пока задачи не станут меня демотивировать своей сложностью.
Но как же это применить в педагогической деятельности? Допустим цель для учителя такая, ученикам нужно выучить лексику. Превращаем действие в деятельность, допустим, составить понятный словарик или плакат по теме, или поиграть в игру по словам. А теперь получили понятную цель и для ученика. Как замотивировать? Кому-то нужна помощь, лучше понимать или запомнить эти слова. Ну, а когда детям предлагаешь поиграть, тут и мотивационная часть не нужна. Дальше план, если хотим кому-то помочь, нужно составить словарь, а чтобы составить словарь нужно вспомнить слова по теме. Дальше уже идет сам урок, упражнения могут быть любые, главное чтобы они были разные.
Получился или не получился в итоге урок… Можно спросить у детей. Провести рефлексию и узнать не только, что они узнали за урок, но и что получилось хорошо, что было легко, что было весело, когда потеряли интерес, а когда наоборот стало очень интересно. Главное результат, а как его узнаешь, если не от самих детей.