УМК А.П. СТАРКОВА — НАДЕЖНЫЙ ПОМОЩНИК В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Мария КАЗАЧКОВА | Рубрика: 95 ЛЕТ ВМЕСТЕ С ВАМИ! Пятница 4 июля 2025
Кажется, что написать школьный учебник не так уж сложно, но написать такой, который бы переиздавался десятилетиями — удаётся немногим [1].
Мой первый учебник, по которому я начинала свою профессиональную деятельность — классический учебник английского языка под редакцией Старкова, Диксона и Рыбакова.

Автор: Казачкова Мария Борисовна
Место работы: Одинцовский филиал МГИМО (университет) МИД РФ
Должность: доцент
По этому учебнику учился весь Советский Союз на протяжении многих десятилетий [2]. Учебник выходил массовым тиражом в течение длительного времени, был постоянно и стабильно востребован в государственной школе.
Радислав Петрович Мильруд рассказывал, что «серия учебников А.П. Старкова была настоящим прорывом в отечественной методике по разным причинам — и активно-коммуникативный метод, и устное опережение, и структурные трансформации, и элементы ситуативного общения, и наконец сама концепция УМК — это все Анатолий Петрович Старков» [3].
Вклад Анатолия Петровича Старкова в советскую и российскую науку и методику преподавания бесценен! [4]. Основатель сознательно-практического метода обучения иностранным языкам, он являлся одним из энтузиастов внедрения в вузовское и школьное преподавание новых методов обучения иностранным языкам. А в конце 1960ых — начале 1970ых в СССР начался переход на новые учебники авторства А.П. Старкова.
Р. Диксон и М.Д. Рыбаков — соавторы Анатолия Петровича.
Ричард Диксон — британец по происхождению, автор школьных учебников английского языка, он в течение многих лет обучал русских английскому языку [5].
Рыбаков Михаил Дмитриевич-специалист в области теории и методики обучения иностранным языкам в общеобразовательных организациях и в области педагогики высшей школы [6].
Авторами был разработан не просто учебник, а учебно-методический комплекс (учебник, книга для учителя, книга для чтения, грамматический справочник, грамзапись) для изучения иностранного языка в средней школе для всех шести лет обучения. В Книге для учителя содержались планы всех уроков. Планирование обеспечивало учителю пошаговую методическую поддержку. Авторы предоставляли методические рекомендации к КАЖДОМУ пункту плана. В конце Книги для учителя были даны примерные как рубежные, так и итоговые тесты по всем видам речевой деятельности и, опять же, с подробными рекомендациями к их проведению [7].
На сегодняшний день, наверное, нет лучшей системы начального обучения английскому языку (в частности, обучению чтению), которую в своё время разработал и внедрил в систему школьного образования А.П. Старков [2]. Книги для чтения, разработанные авторами, методически грамотно составлены. Страноведческий аспект тщательно проработан. Даны ссылки на слова. Продуманы задания по прочитанному тексту. В книге для учителя можно найти методические рекомендации и по домашнему чтению. Р.П. Мильруд говорил, что «Анатолий Петрович собирался в старших классах использовать в своем учебнике элементы аналитического чтения, что вызвало шок в аудитории смелостью такого прорыва, так как «аналитика» тогда считалась высшим пилотажем» [3].
Был также определен список языковых структур и лексических единиц, подлежащих усвоению, определены статистические показатели успеха, на основании которых каждая школа устанавливала нормы: монологическое высказывание 6- 10 фраз, диалогическое – 4-6, техника чтение 90-110 слов в минуту с 80% пониманием прочитанного. Письмо не являлось целью обучения, а лишь средством обучения. Были подробно описаны требования по трем видам речевой деятельности как статистически, так и содержательно [7].
Конечно же, учебная линейка учебников английского языка с 5 по 11 классы для общеобразовательной средней школы запомнилась многим по семейству Стоговых, которые были главными действующими героями учебника [1]. В небольших текстах в начале каждой главы рассказывалось о членах семьи, их работе и учёбе, о хобби, путешествиях, взглядах на жизнь и любви к стране [1].
Учебный материал подавался последовательно и дозировано.
За первый год обучения учащиеся без труда осваивали алфавит, правила чтения (гласные в открытом и закрытом слогах, буквосочетания), цвета; учились рассказывать о себе, своей квартире/доме, еде, распорядке дня, одежде, осваивали счёт. В учебнике были представлены упражнения на закрепление грамматики и лексики, много цветных вкладок, используемых для развития навыков устной речи.
К учебнику прилагались грамзаписи и дидактический материал (преимущественно наглядные: карты, таблицы, наборы карточек с цифрами, рисунками).
К середине 90х учебник потерял свою актуальность. К сожалению, этой участи не избежит ни один учебник и ни один автор [3]. Появились новые учебники, возможность покупать качественные зарубежные учебные пособия [1].
Однако, учебное пособие «English» Старкова А.П., Диксона Р.Р., Рыбакова М.Д издательства «Просвещение» оставило самые приятные воспоминания не только у автора статьи , но и пользователей сети, которые учились по этому учебнику: ● «…, но Старков-Диксон — это вечная классика :)» [8];
● «Старков-Диксон спасает, все по полочкам раскладывает, и это уже навсегда остается с человеком, проверено на себе в свое время» [9];
●«Учебник Старкова можно обозначить одним замечательным определением — ЛОГИКА. Учебник от корки до корки построен логично, весь материал одновременно и краток и содержателен» [10]; ● «Старков- это очень интересная и обширная тема))» [11]; ● « … учебники Старкова, шикарно помогают восполнить пробелы в грамматике у ребят после 4-го класса» [12]; ● « … в обычной школе училась по Старкову-Диксону-Островскому. Была четвёрка, с какой-то базой вышла» [13]; ● «Я помню отличный учебник по английскому языку, по которому сама училась в школе в 1980-х, под редакцией Старкова и Диксона. В нем была логика, он неспешно вел от первичных азов до хорошего владения языком. Почему учебники Старкова исчезли из наших школ? Ведь они очень просто, доступно подают материал, и заниматься по ним может самостоятельно любой ребенок» [14]; ● «Увидев Lenu Stogovu, вся просияла и умилилась. Уже много лет, как сей милый образ от меня заслонили учебные пособия из стран изучаемого языка, с заслуженным успехом обосновавшиеся в моем отечестве. А когда было его время, я этот учебник не любила. Считала его скучным, за исключением раздела-хрестоматии: Робин Гуд, Король Артур, пересказ из Чосера и в таком роде. Оказалось, я не забыла эти адаптированные рассказы и даже иллюстрации к ним, хотя с тех пор столько всего в голову влезло…» [15].
На вопрос «Ваше мнение о репетиторе, который ратует за советские учебники Старкова?» [16] пользователи сети отвечают: ● «Видимо, это думающий человек» [17], ● «… почему нет, по крайней мере там все систематизировано, в отличие от современных учебников, где намешано мягкое и сладкое одновременно» [18], ● «категорически поддерживаю» [19], ● «Учебники Старкова нравились мне своей относительной простотой и ориентацией на российского школьника. Нравились, пока я не понял, что до хороших навыков мне еще, ох, как далеко. Современные учебники приобщают учеников не только к языку, но и к зарубежной культуре. Они являются замечательными литературными произведениями, ориентированными на обучение людей по всему миру независимо от страны проживания» [20].
Литература:
- Сенников Е. Шесть учебников без которых невозможно представить историю российского образования [Электронный ресурс] URL: https://mel.fm/zhizn/istorii/8175092-textbooks (дата обращения: 11 июня 2025).
- Царева К. М. Анатолий Петрович Старков. Биография автора легендарных учебников [Электронный ресурс] // Учительский журнал. 2023. 11 декабря. URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/13/articles/3829 (дата обращения: 11 июня 2025).
- Конобеев А. Какие учебники нам нужны? [Электронный ресурс] // Учебники и учебные пособия. 2008. 19 февраля. URL: https://www.englishteachers.ru/forum/index.php?app=forums&module=forums&controller=topic&id=201&page=10&ysclid=mbwgsd2dbw923694157 (дата обращения: 11 июня 2025).
- Синичкина З. Секретный автор легендарных учебников [Электронный ресурс] //2023. 11 декабря. URL: https://dzen.ru/a/ZXcgsmlT_H3lR0Rc?ysclid=mbrpl1kex810158197011 (дата обращения: 9 июня 2025).
- Диксон Р. Издания и произведения [Электронный ресурс] // URL:
https://www.livelib.ru/book/685567/editions?ysclid=mbrxp72xgr619982495 (дата обращения: 11 июня 2025). - Рыбаков М. Д. Факультет иностранных языков и международных коммуникаций [Электронный ресурс] // URL: https://mggu-sh.ru/node/1952?ysclid=mbrxz1x4v5590683543 (дата обращения: 10 июня 2025).
- Бухаркина М.Ю. Педагогические технологии в современной школе [Электронный ресурс] // 2019 https://cdn.scipeople.ru/materials/8236/Пед-техноогии-в-совр-школе-статья.pdf (дата обращения: 15 июня 2025).
- potapov_tlt Книги и учебники младших классов в середине 80-х в Советском Союзе [Электронный ресурс] // URL: https://id77.livejournal.com/1836260.html?noscroll#comments (дата обращения: 9 июня 2025).
- Сеченина Е. Советские учебники [Электронный ресурс] // 2020. 8 апреля. URL:
https://vk.com/wall-94378522_30760?ysclid=mbs2e18hn3181846222 (дата обращения: 9 июня 2025). - Коновалова Л. Русская Классическая Школа [Электронный ресурс] // 2020. 18 февраля. URL: https://vk.com/wall-137923156_32775?ysclid=mbs6rzr71o598311429 (дата обращения: 10 июня 2025).
- Белая С. Советские учебники [Электронный ресурс] // 2018. 7 октября. URL: https://vk.com/wall-94378522_14529?ysclid=mbs2hwfawn995691223 (дата обращения: 10 июня 2025).
- Радимова Р. Советские учебники [Электронный ресурс] // 2018. 7 октября. URL: https://vk.com/wall-94378522_14529?ysclid=mbs2hwfawn995691223 (дата обращения: 11 июня 2025).
- Sюзер [Электронный ресурс] // 2017.23 декабря. URL: https://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=2260653&st=470 (дата обращения: 9 июня 2025).
- Потапова С. [Электронный ресурс] // URL: https://ug.ru/rejting-samyh-neudachnyh-uchebnikov/?ysclid=mbs1gpq5ye518757272 (дата обращения: 10 июня 2025).
- valya_15 Обратная сторона ностальгии [Электронный ресурс] // 2015. 11 февраля. URL: https://valya-15.livejournal.com/645578.html (дата обращения: 11 июня 2025).
- nikita_chugainov [Электронный ресурс] // URL: https://otvet.mail.ru/question/184713313 (дата обращения: 11 июня 2025).
- anatolii_shodoev [Электронный ресурс] // URL: https://otvet.mail.ru/question/184713313 (дата обращения: 10 июня 2025).
- user_31825341 [Электронный ресурс] // URL: https://otvet.mail.ru/question/184713313 (дата обращения: 9 июня 2025).
- user_66239364 [Электронный ресурс] // URL:https://otvet.mail.ru/question/184713313 (дата обращения: 11 июня 2025).
- andrei_panarin_4 [Электронный ресурс] // URL: https://otvet.mail.ru/question/184713313 (дата обращения: 9 июня 2025).