«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПОБЕДА В СЕРДЦЕ, АНГЛИЙСКИЙ В СЛОВЕ: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ИСТОРИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА

Среда 30 июля 2025

«Народ, не помнящий своего прошлого,
не имеет будущего.»
В. О. Ключевский

Согласно Указу Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

Автор: Новинкина Лариса Владимировна
Место работы: МБОУ «Рощинская школа – детский сад» Джанкойского района Республики Крым,
село Рощино
Должность: учитель английского языка

К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Одной из приоритетных задач внутренней политики государства выступает патриотическое воспитание. Учителя иностранных языков принимают активное участие в патриотическом воспитании, используя возможности английского языка, как языка международного общения. Английский язык выступает здесь как средство получения новой полезной информации, средство при помощи которого можно рассказать миру о своей Родине, о героическом прошлом страны, мужестве ее народа.

Умение рассказать о своей стране, ее героях и достижениях, истории на английском языке способствует распространению информации о российских ценностях в рамках межкультурной коммуникации с представителями других стран и народов, что, несомненно, поможет прийти к взаимопониманию и установлению контактов.

В 2025 году отмечается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это знаменательное событие, праздник для каждого человека нашей страны. В связи с памятной датой и с целью сохранения памяти об историческом прошлом был проведен урок «Великая война. Великие битвы. 1941–1945.» в 9 классе.

Урок посвящен великим битвам великой Победы 1941-1945г.г.: битве за Москву, Сталинградской битве, Курской битве, прорыву блокады Ленинграда, рассмотрена битва за Севастополь. Упоминание контекста исторических битв — это ключ к глубокому пониманию и формированию ценностного восприятия, особенно на уроках английского языка, когда события Великой Отечественной войны становятся содержанием учебного материала.

Все элементы и этапы урока тематически связаны: парты расставлены в форме звезды, учащиеся объединены в группы с использованием «фронтовых писем-треугольников» с символами Победы (гвоздикой, вечным огнем, красной звездой, знаменем Победы и орденом Победы). Доска оформлена как географическая карта: изображения памятников  в честь основных битв: за Москву, за Севастополь, Сталинградской, Курской, блокады Ленинграда, а также Брестской крепости и как Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине, также на доске — портрет Владимира Машкова и его поздравление в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Предполагается, что за защиту мини-проектов учащиеся получат по звезде, которые отличаются оформлением (4 – за города-герои Москву, Сталинград, Ленинград, Севастополь и 1 – за город воинской славы Курск), звезды будут крепиться на доску в ходе урока. Искусственные гвоздики, свечи на батарейках — на партах, будут использованы для исполнения песни «И все о той весне» на английском языке (1-й куплет и припев) в завершение урока.

Материалы для скачивания

Интеграция исторического контекста, особенно событий, связанных с Великой Отечественной войной, в уроки английского языка — это не просто патриотическое воспитание, а многогранный образовательный подход. В результате такого подхода повышается мотивация к изучению английского языка через включение актуальной и значимой темы, происходит формирование гражданской позиции и уважения к историческому наследию страны, развитие умений устной и письменной речи на английском языке на основе исторического контента. На мотивационном этапе урока был использован трейлер с английскими субтитрами из фильма «В списках не значился» 2025г., в котором отражено начало войны и подчеркивается героическая стойкость русского народа. Английские субтитры были созданы специально для этого урока английского языка с использованием технологий искусственного интеллекта.

На основном этапе урока учащиеся интегрировали и интерпретировали информацию, переводили сплошной текст в несплошной и обратно. При подготовке текстов об основных битвах были использованы региональные сборники обучающих материалов на английском языке «Символы Победы», разработанные российскими учителями при поддержке Центра лингвистического образования АО «Издательство» «Просвещение» города Москва, Республики Крым и для 7–9 классов. Тексты о битвах были адаптированы к возрасту учащихся и выстроены в соответствии с планом:

  1. The beginning of the battle.
  2. The battle in numbers.
  3. The significant role of the battle.
  4. The monument to the heroes of the battle.

Результатом проектной работы в группах, где учащиеся на постерах формата А3 восстанавливали деформированный текст, проверяли себя по ключу, затем подбирали изображения к частям текста и выстраивали цифры в последовательности, идущей в тексте, стала презентация о великих битвах Второй мировой войны. За презентацию каждая группа получала звезду, которая символизирует города-герои Москву, Сталинград, Ленинград, Севастополь и город воинской славы Курск.

В текстах содержалась информация об основных событиях пяти сражений (подвиге героев-панфиловцев в битве за Москву, подвиге защитников 35й береговой батареи, блокадном хлебе и озере Ладога, самом крупном танковом сражении в под Курском, самой кровавой битве в истории человечества), основных памятниках, установленных в этих городах (Монумент Победы на Поклонной горе, «Диорама» на Сапун горе, мемориал на Пискаревском кладбище, памятнике о танковом сражении под Курском, скульптуре «Родина-мать зовет!»). Ключевым аспектом текстов является стратегическое значение битв и страшные потери нашего народа, которые выражены в цифрах. Был сделан акцент на том, что если можно измерить цену той войны в цифрах, то их можно увидеть на постерах.

Город-герой Севастополь является примером мужества и стойкости нашего народа. Оборона Севастополя длилась 250 дней, в то время как весь Крым фашисты оккупировали за полтора месяца. 35-я батарея — последний оплот обороны Севастополя — отстаивала город до конца. Освободили Севастополь за три дня. Погибли более 200 тыс. человек. По масштабам оборону Севастополя сравнивают со Сталинградской битвой.

Видеофрагмент в начале урока отображал начало войны, в качестве логического завершения упомянули битву за Берлин: как Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили знамя Победы над Рейхстагом. Таким образом, можно сказать, что учащиеся совершили «поход» от Бреста до Берлина.

На завершающем этапе урока учащиеся ответили на вопросы по прослушанным презентациям:

1. When was the Siege of Leningrad over? (January 27, 1944)
2. When did the battle of Stalingrad finish? (February 3, 1943)
3. What was the most important battle where the German army had the first serious defeat? (the battle of Moscow)
4. What was the bloodiest battle in the history of humankind? (the battle of Stalingrad)
5. Where did the largest tank battle in all war history take place on July 12, 1943? (Prokhorovka near Kursk)

Каждый элемент урока, оборудование урока были использованы для реализации воспитательного компонента. Обратили внимание на символы Победы на партах и доске: гвоздики, вечный огонь, красную звезду, знамя Победы и орден Победы. Отметили, что символом Победы является не только материальное, что можно потрогать, но и духовное. Так, например, во время блокады Ленинграда работали театры, выступали певцы и артисты, поднимали боевой дух.

Почтили минутой молчания павших воинов и спели в переводе на английский язык песню «О той весне», в которой рассказывается о том, как наши прадеды вернулись весной с войны, о Победе. Использование музыки помогает обучающимся усваивать новый материал в содержательном, эмоционально заряженном контексте. Голоса учащихся стали голосом нашей благодарности. Голосом памяти. Голосом Победы.

В заключение урока было процитировано поздравление с 80-летием Победы Владимира Машкова, сыгравшего одну из главных ролей в фильме: «Этот день был мечтой миллионов людей, надеждой, которой они жили и ради которой умирали. Наша страна победила в той страшной войне. Так было и так будет всегда!»

Оценить эффективность интеграции исторического контекста в уроки английского языка можно через сочетание педагогических, языковых и личностно-ценностных результатов учащихся:

  1. через мотивацию учащихся — показать, что изучение английского — это не только про грамматику и лексику, но и про общение о значимых темах, таких как история своей страны.
  2. через универсальность материала. История — междисциплинарный мост между языком, обществознанием, литературой. Такие тексты, как о ключевых битвах Великой Отечественной войны, позволяют тренировать чтение, аудирование и говорение одновременно.
  3. через создание эмоционального отклика. Исторические события, героизм, жертвы, победа — всё это даёт повод говорить искренне, даже на иностранном языке. Учащиеся становятся не просто изучающими английский, а рассказчиками своей истории.
  4. через формирование гражданской позиции. Урок становится средством воспитания: через язык — к пониманию роли предков, культуры и идентичности.
  5. через развитие межкультурной коммуникации. Такие уроки учат представлять свою страну миру, объяснять значения праздников, памятников, событий.
  6. через критическое осмысление информации о важных исторических событиях в контексте меняющейся языковой картины мира.

Это даёт шанс подчеркнуть значимость не только содержания, но и формы подачи, позволяющей учить интересно и глубоко.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. programma_rov_22082024.pdf
  2. Символы-Победы_Москва.pdf
  3. Символы-Победы-Крым.pdf
  4. iyazyki.prosv.ru/wp-content/uploads/2022/06/Символы-победы.-обучающие-материалы-на-английском-языке_7-9.pdf
  5. https://t.me/may_9_ru/1519

Комментарии закрыты.