ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЕБ-САЙТОВ
Автор: Татьяна ИГОЛЬНИКОВА | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Понедельник 25 августа 2025FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE GRAMMAR SKILLS IN 9th GRADE STUDENTS USING EDUCATIONAL WEBSITES

Изучение иностранного языка является важной составляющей образовательного процесса в современном мире. В условиях глобализации и интеграции различных культур знание иностранных языков открывает новые горизонты для общения, профессионального роста и личностного развития.

Автор: Игольникова Татьяна Сергеевна
Место работы: МБОУ «Гимназия №1» Ковылкинского муниципального района (Республика Мордовия,
г. Ковылкино)
Должность: учитель английского языка, социальный педагог
Одним из основных компонентов успешного овладения иностранным языком является грамматика. Грамматические навыки служат основой для правильного построения предложений, что, в свою очередь, позволяет учащимся выражать свои мысли и идеи более точно и понятно.
Однако традиционные методы обучения грамматике часто оказываются недостаточно эффективными, так как они могут не учитывать индивидуальные особенности учащихся и их потребности в обучении.
Использование мультимедийных ресурсов, онлайн-платформ и образовательных веб-сайтов на занятиях иностранного языка значительно обогащает учебный процесс. Данные информационные технологии способствуют индивидуализации обучения, повышают мотивацию студентов и развивают грамматические навыки, а также способствуют созданию активной образовательной среды, где учащиеся могут самостоятельно исследовать и практиковать грамматические структуры, а также получать мгновенную обратную связь.
Образовательные веб-сайты предоставляют учителям и обучающимся широкий спектр возможностей для изучения английского языка. Они предлагают различные материалы, такие как видео, аудио, тексты и упражнения, которые помогают ученикам улучшить свои языковые навыки. Кроме того, многие веб-сайты имеют интерактивные функции, которые позволяют школьникам практиковаться в говорении и письме, а также оценивать свой прогресс. Аудиозаписи и видеоматериалы, представленные в веб-сайтах для обучения иностранным языкам, могут включать в себя различные виды видео, такие как видеозаписи реальных событий, демонстрационные материалы для учебных целей и любые другие видеозаписи, которые могут использоваться в учебном процессе.
С целью формирования иноязычных грамматических навыков у учащихся основной школы учителя иностранного языка на своих занятиях используют образовательный веб-сайт www.elllo.org (English Listening Lessons Library Online – сокращенно ELLLO), который по своей форме и структуре является обширной базой грамматических элементов.
Образовательный веб-сайт www.elllo.org предлагает обширную библиотеку бесплатных уроков аудирования для изучающих английский язык. С более чем 3,000 уроками, пользователи могут получить доступ к аудио и видео материалам, транскрипциям, урокам по словарному запасу и интерактивным тестам. Основные особенности ELLLO:
- разнообразие материалов (предлагает уроки на различные темы, что позволяет пользователям выбирать интересующие их области);
- аудио и видео (уроки включают как аудиофайлы, так и видеоматериалы, что помогает развивать навыки восприятия на слух);
- транскрипции (каждое аудио сопровождается текстовой транскрипцией, что облегчает понимание и позволяет пользователям следить за текстом во время прослушивания).
Грамматика является важной частью большинства курсов английского языка и учебных программ, однако большинство материалов не дают большой практики в восприятии грамматических моментов в разговоре. Преимуществом данного сайта является звуковая грамматика, которая изучается через различные уроки, способствующая улучшению навыков слушания и говорения. Грамотные уроки грамматики были созданы для того, чтобы предоставить преподавателям и студентам дополнительную практику, поэтому у студентов есть множество возможностей для изучения грамматики.
Каждый урок посвящен определенному грамматическому пункту. Большинство анимаций длятся около одной минуты, таким образом обучающиеся могут услышать множество примеров различных грамматических положений за короткий промежуток времени носителями языка.
Необходимо отметить, что ко всем урокам прилагается рабочий лист для печати, который учителя могут использовать в качестве учебных материалов, уроков самостоятельной работы или домашних заданий для обучающихся. Также существует учебник со всеми рабочими листами для каждого уровня: A1, A2, B1 и B2. Каждый урок для печати снабжен QR-кодом, который позволяет школьникам получить доступ к видео на смартфоне.
Данные уроки подразделены на различные уровни, от начального (A1) до продвинутого (C1), чтобы обучающиеся могли изучать грамматику, которая обычно преподается на их уровне. Sound Grammar является отличным подспорьем для учащихся основной школы, так как предоставляет возможность совершенствования грамматической стороны речи, ликвидируя пробелы в знаниях, способствуя формированию социокультурной компетенции.
Обучение грамматике является важной частью изучения английского языка. Структурированный подход к преподаванию грамматики помогает обучающимся лучше понять и запомнить материал:
- Listen for Fun (для первого прослушивания обучающимся предлагается просто посмотреть анимацию, акцентируя внимание на использование языка в контексте);
- Take a Quiz (во время второго прослушивания обучающимся предлагается пройти короткий интерактивный тест, чтобы проверить свое понимание на слух).
- Listen and Read (при третьем прослушивании обучающиеся могут читать вместе с аудиозаписью, чтобы лучше усвоить материал);
- Learn the Grammar (обучающиеся могут получить краткую, но информативную справку по основным моментам грамматики).
Необходимо отметить, что на некоторых уроках предусмотрены дополнительные занятия, такие как упражнения по заполнению пробелов, которые работают как игра, облегчающая дальнейшую практику. Задание подобного характера позволят обучающимся «освежить» в памяти видовременные формы глагола.
Вебсайт www.elllo.org предоставляет учителям очень хорошую возможность создания комплекса упражнений на основе миксов и подкастов для отработки определённой грамматической темы. Апеллируя к классификации упражнений Е. И. Пассова [3], был разработан комплекс упражнений к образовательному данному веб-сайту, способствующих формированию иноязычных грамматических навыков к учебнику “Starlight 9” авторов К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс [1].
Для разработки упражнений с использованием образовательного веб-сайта www.elllo.org за основу взяли 1 модуль учебника – Lifestyle в дополнение к учебному материалу обучающимся можно предложить Sound Grammar (Learn grammar by watching short animations in English).
Использование образовательного веб-сайта www.elllo.org позволяет учителям более эффективно организовывать учебный процесс, предоставлять обучающимся доступ к материалам в любое время и в любом месте, а также контролировать успеваемость обучающихся.
Таким образом, современные веб-сайты представляют собой важный инструмент для обучения иностранному языку, поскольку они позволяют обучающимся погрузиться в реальную языковую среду и познакомиться с культурными особенностями страны изучаемого языка. Использование таких материалов способствует развитию навыков аудирования, говорения, чтения и письма, а также расширяет кругозор обучающихся и мотивирует их к изучению иностранного языка.
Однако использование образовательных веб-сайтов также имеет свои недостатки, такие как необходимость постоянного доступа к интернету и возможное отсутствие живого общения между обучающимися и учителями.
В целом, использование данного образовательного веб-сайта является важным инструментом для развития и формирования иноязычных грамматических навыков и может существенно улучшить качество образования.
Библиографические ссылки
- Английский язык. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова [и др.] – 2-е издание – М. : Express Publishing : Просвещение, 2023. – 200 с. : ил. – (Звездный английский). – ISBN 978-5-09-103260-4. – Текст : непосредственный.
- Богатырко, А. О. Использование Веб-сайтов при обучении иностранному языку / А. О. Богатырко // Теория права и межгосударственных отношений. – 2022. – Т. 2, № 14(26). – С. 215–222. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49819343.
- Пассов, Е. И. Проблема навыков и умений в обучении иностранным языкам : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. И. Пассов, Е. Е. Кузнецова. – Воронеж: Интерлингва, 2012. – 208 с. – Текст : непосредственный.
- Плаксина, И. В. Интерактивные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / И. В. Плаксина. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 151 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07623-3. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/512675.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования : Приказ №732 [утвержден Минобрнауки России от 12 августа 2022 г.]. – Текст электронный // Министерстово Образования и науки Российской Федерации : официальный сайт. – URL : https://fgos.ru/fgos/fgos-soo.
- Titova, S. V. Teaching foreign language writing skills in the digital environment of the university / S. V. Titova // Tambov University Review: Series Humanities. – 2023. – Vol. 28, No. 2. – P. 302–316. – DOI 10.20310/10.20310/1810-0201-2023-28-2-302-316. – EDN KLBYOE