СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: УРОК-ПОГРУЖЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Автор: Лариса НОВИНКИНА | Рубрика: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Понедельник 29 сентября 2025
В условиях стремительного развития информационных технологий и роста требований к качеству образования, традиционные методы преподавания всё чаще уступают место инновационным подходам. Одной из наиболее перспективных и эффективных педагогических технологий, активно внедряемых в современную образовательную практику, является технология «погружения» или концентрированного обучения, предложенная выдающимся учёным, методистом и педагогом М. П. Щетининым в его работе «Объять необъятное».

Автор: Новинкина Лариса Владимировна
Место работы: МБОУ «Рощинская школа – детский сад» Джанкойского района Республики Крым,
село Рощино
Должность: учитель английского языка
Эта стратегия открывает новые горизонты для интенсивного и глубокого усвоения знаний, позволяя ученикам «погрузиться» в предмет, минуя поверхностное восприятие и формальный подход к обучению.
Суть урока-погружения
Урок-погружение — это форма организации учебного процесса, при которой учащиеся на протяжении одного или нескольких уроков полностью концентрируются на изучении одной темы, идеи или проблемы. В отличие от традиционного подхода, где материал подаётся фрагментарно и последовательно, погружение предполагает целостное, многогранное и эмоционально насыщенное восприятие содержания.
Цель такого урока — не просто передача информации, а создание условий для глубокого понимания, осмысления и личностного присвоения знаний.
М. П. Щетинин подчёркивает, что погружение — это не просто технология, а философия обучения, основанная на принципах активности, мотивации, рефлексии и интеграции знаний. Ученик становится не пассивным получателем информации, а активным участником образовательного процесса, исследователем, мыслителем, творцом.
Особенности технологии концентрированного обучения
Одним из ключевых принципов, лежащих в основе концентрированного обучения, является умелое перераспределение учебного времени. Для этого нередко объединяют несколько уроков по одному предмету в один блок, сосредоточивая обучение на нем в течение определенного временного интервала. Тем не менее, технология погружения успешно реализуется и в рамках традиционной урочной системы, когда в течение учебного дня проходит лишь один урок по выбранной дисциплине.
Главная особенность урока-погружения — это подача нового материала с учетом чувственного восприятия, что способствует развитию музыкальных, художественных, танцевальных и других талантов учащихся.
Обязательные компоненты урока-погружения:
- Активные формы обучения.
В основном используются задания для работы в группах, приемы взаимного обучения, игровые технологии, что способствует более глубокому вовлечению учеников.
- Подача информации крупными блоками.
Вариант дидактического материала должен быть обобщенным, позволяющим объединять логическое и эмоциональное восприятие. Детализация уступает место целостности, что повышает эффективность усвоения.
- Использование художественных средств (паузы, игры, танцы, музыка, живопись и др.) — важнейшие инструменты создания эмоционально насыщенной атмосферной обстановки на уроке.
- Контроль знаний преимущественно ведется в форме зачетных заданий; допускаются также творческие задания, стимулирующие к самостоятельному мышлению.
Алгоритм подготовки урока-погружения:
- Составление учителем понятийного словаря.
- Оформление кабинета (если используется погружение в культуру или в образ).
- Подготовка дидактического и артистического материала обобщенного вида, предполагающего задействование эмоционального, чувственного восприятия.
- Разработка творческих и игровых заданий, использование информационно-коммуникационных технологий, цифровых образовательных ресурсов.
- Выбор формы урока.
Наиболее удобны для урока-погружения формы путешествий, экскурсий, интеллектуальных соревнований.
Конец формы
Типичный урок-погружения включает несколько ключевых этапов:
- Этап вхождения (мотивация).
Учитель создаёт эмоциональный настрой, задаёт проблемный вопрос, предлагает ситуацию, вызывающую удивление или интерес. Например, на уроке истории по теме «Великая французская революция» учитель может начать с драматической сцены казни Людовика XVI, задав вопрос: «Может ли справедливость быть жестокой?»
- Этап погружения (активная работа с содержанием).
Учащиеся работают с разнообразными источниками: текстами, видео, картами, артефактами, проводят дискуссии, моделируют ситуации. На уроке биологии по теме «Экосистема леса» школьники могут «превратиться» в разных обитателей леса (растения, животных, микроорганизмы) и через ролевую игру проследить взаимосвязи в экосистеме.
- Этап рефлексии (осмысление).
Ученики анализируют свой опыт, формулируют выводы, делятся впечатлениями. Это может быть письменная рефлексия, групповое обсуждение, создание метафор или визуальных образов (например, «дерево знаний» или «река понимания»).
- Этап выхода (фиксация результатов).
Подводятся итоги, фиксируются ключевые идеи, обсуждаются возможные направления дальнейшего изучения. Иногда это может быть мини-проект, презентация или креативное задание.
Методы и приёмы урока-погружения
Для реализации технологии погружения педагоги используют разнообразные методы, способствующие активному включению учащихся:
- Проблемное обучение — постановка спорного или противоречивого вопроса.
Пример: на уроке обществознания: «Может ли диктатура быть справедливой?» - Ролевые и деловые игры — моделирование реальных ситуаций.
Пример: Урок-суд по делу Галилея на уроке физики или истории. - Мозговой штурм и дискуссии — коллективное обсуждение сложных вопросов.
Пример: Обсуждение этических дилемм при использовании искусственного интеллекта. - Интеграция дисциплин (межпредметные связи) — объединение знаний из разных областей.
Пример: Урок по теме «Климат» может включать элементы географии, биологии, химии и экологии. - Использование цифровых технологий — интерактивные доски, онлайн-платформы, виртуальные экскурсии.
Пример: Виртуальное путешествие по Древнему Риму с помощью VR-технологий.
Преимущества урока-погружения
- Повышение мотивации — ученики видят смысл в изучаемом материале, ощущают его значимость.
- Развитие критического мышления — учащиеся учатся анализировать, аргументировать, сопоставлять точки зрения.
- Формирование метапредметных умений — работа с информацией, коммуникация, сотрудничество.
- Экономия времени — за счёт интенсивности и концентрации удаётся охватить большой объём материала без потери качества.
- Эмоциональное вовлечение — погружение создаёт запоминающийся образовательный опыт.
Пример урока-погружения: «William Shakespeare. The Bard of Avon.».
Класс: 10
Уровень: базовый
- Вхождение: В классе парты и стулья расставлены как в театре. На стульях номера мест и рядов. На доске изображения библиотеки, театра «Глобус», слова песни Луиджи Дзеффирелли на музыку Нино Рота и фильма «Влюбленный Шекспир». Вопрос: «Кто связывает эти изображения?»
- Погружение: Дети объединяются в группы по билетам на пьесу «Ромео и Джульетта». Они исследуют биографию Шекспира, анализируют сонеты, работают с песней, смотрят сцену у балкона из «Ромео и Джульетты» в исполнении двух учащихся.
- Рефлексия: обсуждают сцену. Каждая группа выбирает красную или синюю маску (красная – все получилось, синяя – были сложности).
- Выход: Ученики создают «портрет Шекспира» — заполняют о нем рабочий лист.

Пример урока—погружения: «The Great Victory. The Great Battles.».
Класс: 9-10
Уровень: базовый
- Вхождение: Урок проводится в школьном музее. Все элементы и этапы урока тематически связаны: парты расставлены в форме звезды, учащиеся объединены в группы с использованием «фронтовых писем-треугольников» с символами Победы (гвоздикой, вечным огнем, красной звездой, знаменем Победы и орденом Победы). «Письма-треугольники» содержат письмо нашего односельчанина маме в стихах. Письмо написано «из глубины Германии», хранится в школьном музее и переведено на английский язык. Доска/стена оформлена как географическая карта: изображения памятников в честь основных битв: за Москву, за Севастополь, Сталинградской, Курской, блокады Ленинграда, а также Брестской крепости и как Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине. На партах — искусственные гвоздики, свечи на батарейках, будут использованы для исполнения песни «И все о той весне» на английском языке (1-й куплет и припев) в конце урока. С целью мотивации учащихся использовано видео из к/ф «В списках не значился» 2025г., в котором одну из главных ролей сыграл В. Машков. При подведении итога урока использовано поздравление В. Машкова с 80-летием Победы, слова которого должны помочь учащимся ответить на проблемный вопрос: «Почему мы выжили в той страшной войне?»
- Погружение: Дети объединяются в группы по символам Победы. Они исследуют основные битвы согласно плану: дата битвы, битва в цифрах, стратегическое значение битвы, памятник в честь битвы.
- Рефлексия: Каждая группа записывает слово или словосочетание, связанное с темой урока и описывающее качество нашего народа, которое помогло выжить в той страшной войне.
- Выход: Ученики создают постер о битве — коллаж из цифр, текста, изображений.
Пример урока-погружения: «Crime Writers.».
Класс: 7
Уровень: углубленный
- Вхождение: Урок проводится в незнакомом классе. Учитель сообщает, что по дороге узнала о пропаже человека. Известно, что сейчас этот человек находится в классе. Предлагает учащимся поработать в группах в роли детективов и с помощью двух коробок, в которых находится билет на автобус, сережка, отпечаток губной помады, лупа, найти этого человека. (Это учитель). Затем показывает на слайде портреты Агаты Кристи и Дарьи Донцовой. Вопрос: «Что связывает их обеих?»
- Погружение: Дети объединяются в группы по разноцветным бейджам. Они исследуют текст об Агате Кристи и составляют Mind Map (early ears, later years, famous for). Затем работают над ИКТ-проектом о Дарье Донцовой с использованием онлайн-доски linoit.
- Рефлексия: Учащиеся «пишут» книгу о писателях детективов из прилагательных, которые характеризуют силу воли этих писателей и учат никогда не сдаваться. Затем каждый учащийся выбирает карточку с трубкой и усами Эркюля Пуаро (работал на уроке как профессионал) или карточку с пенсне и клубком ниток мисс Марпл (работал на уроке как «любитель»).
- Выход: Ученики создают онлайн-проект о Дарье Донцовой — коллаж из фото, текста, презентуют его классу.

Заключение
Технология урока-погружения, предложенная М. П. Щетининым, является ярким примером того, как современная педагогика может трансформировать процесс обучения, делая его не только информативным, но и глубоко личностным, творческим и осмысленным. В условиях, когда объём знаний растёт экспоненциально, именно такие инновационные подходы позволяют «объять необъятное» — передать ученикам не просто факты, а целостную картину мира, научить их мыслить, чувствовать и действовать. Урок-погружение — это не просто метод, это путь к формированию активной, мыслящей, ответственной личности, готовой к вызовам XXI века.
ЛИТЕРАТУРА:
- Урок-погружение: структура урока, основные принципы технологии, советы и рекомендации по планированию урока-погружения — Методика преподавания — Преподавание — Образование, воспитание и обучение — Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su
- Английский язык. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева и др.], М.: Express Publishing: Просвещение, 2014. – 248 с.
- Символы-Победы_Москва.pdf
- Символы-Победы-Крым.pdf
- iyazyki.prosv.ru/wp-content/uploads/2022/06/Символы-победы.-обучающие-материалы-на-английском-языке_7-9.pdf
- Английский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: углубленный уровень/ [Баранова Ксения, Дули Дженни, Копылова Виктория, Мильруд Радислав, Эванс Вирджиния], М.: Express Publishing: Просвещение, 2014. – 192 с.
- Урок — погружение. Как провести- Современный урок