«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

МАГИЯ УРОКА: СЕКРЕТЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Четверг 11 сентября 2025

«Lectio non solum scientia, sed scientia sui ipsius»
лат. «Урок — не только знание, но и познание себя».

Однажды эти слова зазвучали в моих мыслях, когда я начала детально разбирать структуру урока. Мне, как учителю, нужно было докопаться до истины: как увлечь ребенка на уроке? Как погрузить его в процесс обучения и наполнить желанием взять новые знания и как научить ребенка использовать эти знания, познавая себя, свою способность справляться с трудностями и достигать успеха?

Автор: Галышева Алёна Михайловна
Место работы: ГБУ ОО ЗО «СОШ №5 имени пионера-героя ВОВ В.Дубинина» г.Мелитополь,
Запорожская область
Должность: Заместитель директора по УВР, учитель английского языка

Все это были вопросы, ответы на которые должны были привести к созданию современного эффективного урока.

Структура урока, этапы урока — некий план, который приведет к получению результата и достижению поставленных целей. Однако не стоит забывать о том, что урок — это «iter» (от лат. «путешествие»), которое ребенок обязательно должен запомнить и принять в нём активное участие.

Сегодняшний день диктует нам свои правила, устои и способы влияния на подсознание личности. Человек окружён интерактивными технологиями, искусственным интеллектом и виртуальной реальностью. Вытеснить все это из своей жизни невозможно. Однако можно применить, получив неплохой эффект и вовлечение. Важно запомнить, что все новшества могут как принести пользу, так и навредить. Как говорил древнегреческий врач и философ Гиппократ: «Не навреди». Учителя тоже врачи: врачи души, мыслей и сердца. Учителю также следует придерживаться одной траектории – «Не навреди».  Использование современных интерактивных технологий на уроке должно происходить в меру и с правильным их применением.

«Современный учитель — тот, кто не только умело использует новейшие технологии, но и пытается донести с их помощью важные жизненные и духовно-нравственные ценности». Эту мысль я высказала в интервью, которое давала журналисту газеты «Комсомольская правда». Этим утверждением я пыталась подчеркнуть, что современность в учителе не заключается лишь в использовании им уникальных новшеств, но и в способности вкладывать в ребенка важные догмы, с годами утерянные нашим обществом, те истинны, которые воспитывают в нем чистую душу. Этот фактор нельзя выпускать из виду, разрабатывая современный урок. Неважно, какая тема или предмет. Это тот компонент, который должен стать частью личностного результата, получающего ребенком в процессе обучения.

Как молодой специалист, так и учитель со стажем, организовывая подготовку урока, опирается на его структуру, распределяя материал, задания, творческую работу в соответствии с этапами занятия. Вопросом разработки структуры урока занимался ряд отечественных педагогов, среди которых и Оксана Николаевна Киселёва, четко разделяющая урок на структурные элементы, и Мирза Исмаилович Махмутов, представляющий этапы структуры урока, ориентированные на внутренние процессы обучения, отображенные в его авторской монографии «Современный урок».

Федеральный государственный образовательный стандарт уверенно ориентирует учителя на ключевые этапы урока, выстраивая его дальнейшую траекторию. Структура урока по ФГОС включает в себя такие три этапа, как:

  • Мотивационно-целевой, предполагающий организационный момент, актуализацию знаний, а также формулирование темы и целеполагание урока;
  • Основной, предусматривающий освоение ЗУН (знаний, умений и навыков), решение учебных задач, сквозь призму вариации заданий;
  • Рефлексивно-оценочный этап, ориентирующийся на анализ деятельности учеников на уроке, их эмоциональную вовлеченность и подведение итогов занятия.

Урок должен быть четко структурирован. Но важно не забывать о том, что занятие должно быть живым. Оно должно дышать активностью, увлечением и желанием продолжать работу как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся.

Подготовка к каждому уроку – глубокий и даже, могу сказать, нелегкий труд. Хотя учитель и обладает огромным пластом знаний и умений, он обязательно должен уделить достаточно времени, чтобы «отшлифовать» будущее занятие. Эффективный урок должен быть сытным, а значит, наполненным теми изюминками, вовлекающими обучающегося в активное взаимодействие.

Увлечь ученика предметом, темой, заданием не всегда просто. Тогда мне пришла мысль, что урок должен стать для обучающегося познанием себя. Ребенок должен понять, как высоко он может подняться по лестнице знаний, а для этого должен уметь себя организовать и в чем-то даже понуждать. Обучение — непростой, хоть и захватывающий труд.  Совместная работа – не только подконтрольное выполнение задания, а общее дело, наполненное новым знанием и получением его в нестандартной форме. Например, с обучающимися мы часто организовываем постановку и съемку видеосюжетов, заранее разрабатываем сценарий и представляем себе реализацию будущих кадров. Вместе со старшеклассниками мы готовим уникальные картины, которые становятся подсказкой о теме будущего урока. Такие видеосюжеты учитель может подготовить для детей младших классов, среднего звена, используя их как элемент мотивационно-целевого этапа урока. Выполняя такую работу, дети не просто увлекаются действием, они испытывают свои силы: в правильном высказывании речевых конструкций, в постановке интонации, выражении эмоций.  И в конце концов открывают себя, освобождают страхи и зажатость, если таковые были.

Вот только что же такое организационный момент. Это простое приветствие учителя или, может быть, механическое представление темы и дальнейшее следование плану? Нет, с этим я согласиться совершенно не могу. Организационный момент, пожалуй, один из важнейших элементов в структуре урока. Именно на этом этапе происходит захват внимания обучающихся или, как, к сожалению, случается, его потеря. Успех или неуспех урока, достижение целей или абсолютный провал — все это нам диктуют первые мгновения, которые учитель дарит ученикам. Однако же не стоит думать, что вовлечение устойчиво, и организационного момента будет достаточно. Вовлеченность обучающихся необходимо поддерживать в течение всего занятия, не отпускать их внимания ни на минуту. Главная задача учителя — начать урок необычно, так как этого не ожидают ученики, говоря даже об эффекте неожиданности или сюрпризе. Глаза учеников должны загореться, а сердце наполниться желанием узнать о том, что же будет дальше.«А кто поймёт, для чего жить, для чего учиться (это, по сути, одно и то же), кто поймёт, что только в учении душа разрастается и в ней появляются человеческие желания, тот будет учиться напряжённо и радостно». Эта цитата принадлежит выдающемуся советскому и российскому публицисту, теоретику педагогики и преподавателю Симону Соловейчику. Это высказывание автор оставил на страницах книги «Учение с увлечением», которую будет полезно прочитать не только молодым педагогам, но и ребенку нашего времени. Вот это самое понимание цели обучения, смысла жизни учитель должен вкладывать в ученика ежедневно. И для того, чтобы душа ребенка разрослась в учении, и он радостно и напряженно работал, учитель должен открыть ему путь к познанию.

Наверняка читатель подумает, что легко сказать «открыть путь к познанию, найти нестандартное решение». Между тем я скажу следующее. Если ребенку не всегда удается подхватить нашу волну, тогда стоит встать с ним вместе на его волну. Сегодня дети всецело охвачены технологиями, они абсолютно не могут без них представить свое время. Цифровизация урока — этап перехода на новую ступень развития образования. Искусственный интеллект, игры, виртуальная и дополненная реальность – то, с чего я начинала статью. Так что, если применить искусственный интеллект, смарт конструкторы или смарт задания на уроке.  Это хороший шанс захватить внимание ученика и наполнить его знаниями, так как для него самого это будет привычным.

Основной этап урока — активный и насыщенный. В нем заложены будущие предметные результаты, которыми ученик овладеет в конце занятия. Согласно методике, на уроке английского языка должны присутствовать все виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. Конечно, можно использовать простые средства к выполнению заданий: работа у доски, выполнение задания в тетради, устный ответ, вопросы к тексту и т.д.  Все это можно использовать в качестве дополнения. Однако особой увлеченности обучающегося можно не увидеть. Совсем недавно я сделала для себя открытие, которое помогло мне в будущем подойти к разработке некоторых заданий нестандартно. В поиске новых интерактивных технологий, которые можно использовать на уроке, я познакомилась с интересной разработкой — конструктором, позволяющим создавать не просто анимацию, но полноценный красочный мультфильм. Создание мультипликационного сюжета не просто заинтересовало школьника, но и позволило открыть скрытые способности. Работа над конструированием мультфильма способствует как эффективной организации групповой работы, так и развитию навыков говорения, письма и чтения. Между тем, в этом задании есть этапы подготовки:

  • Написание сценария будущей истории (работа организовывается учителем);
  • Подготовка раздаточного материала (карточки с распределением ролей).

Останавливаясь на карточках, учитель может не просто прописать отдельные роли, но и внести в них небольшие задания. Например, дополнить предложения, вставляя пропущенные слова. Хорошим вариантом послужит тренировка грамматических тем (например, Present Simple и глагол to be);

  • Работа с раздаточным материалом, выполнение обучающимися заданий;
  •  Знакомство с сюжетом истории, посредством чтения по ролям;
  •  Работа групп детей с конструктором, выбор персонажей, согласно истории, места, в котором происходит действие;
  • Озвучивание персонажей, запись мультфильма и получение готового совместного продукта.

Работа в виртуальной квест-комнате также является интересной формой заданий на уроке. Обучающиеся с увлечением выполняют предлагаемые задания, осуществляя поиск предметов, чтобы найти новый вопрос или загадку, ищут правильные ответы и находят ключ к двери, ведущей к неожиданному сюрпризу. Такое задание можно использовать на любом этапе урока. Но лучше всего оно подходит для знакомства с новой лексикой, закрепления уже выученных слов или практике применения различных грамматических структур в предложении.

Однако и подобные виды деятельности — не панацея. В этом случае важно «не переборщить». Хорошего должно быть в меру, иначе интерес быстро пропадет.

Рефлексивно-оценочный этап урока не должен быть скудным. Он должен быть таким же насыщенным, как и организационный этап. Это как вдох и выдох. В начале урока учитель помогает обучающимся сделать вдох, тем самым готовя их к будущим усилиям и эффективной работе. А в завершении должен произойти плавный выдох, вдохновенный и увлеченный. Ученик должен ждать следующего урока и следующей встречи с учителем. Это как выполнять физические упражнения и ожидать новой тренировки, желая совершенства.

Рефликсивно-оценочный этап не должен определяться только формальным выставлением оценок и объявлением домашнего задания с записью в дневнике.  Обучающиеся должны проанализировать свою работу, как бы взглянуть на себя со стороны. Ученики должны определить эмоциональное состояние, которое вело их в течение всего урока. Здесь мне помогает ряд смарт заданий, которые я предлагаю выполнить с помощью интерактивной доски. Подводя итоги урока, ученики должны сказать себе «да я все смог, мне все удалось» или «я не совсем разобрался в этом или не до конца проявил себя в том», в таком случае учителю не стоит игнорировать этот факт. Нужно возвращаться. Нужно добиваться поставленной цели, даже если она перетечет в долговременный этап. Пусть немного учитель замедлится, но он не оставит ученика с непониманием, а вложит в него необходимые знания, создавая ситуации успеха. Тогда ученик не только не потеряет связь с учителем, но будет совершенно уверен, что систематическая работа, усилие и терпение приведут его к успехам и достижениям.

Литература

  1. Махмутов М. И. Современный урок вопросы теории / М. И. Махмутов. — Изд. 3-е, доп.. — Казань : Изд-во «Фэн» Академии наук Республики Татарстан, 2016. — 181 с
  2. Структура современного урока в соответствии с ФГОС: методическое 
    пособие / сост. Л. Г. Ерицян. – Ставрополь: МБОУ Гимназия № 3 г. Ставрополя, 2018. – 66 с..
  3. Соловейчик С.Л. «Учение с увлечением. Как сделать так, чтобы ребёнок полюбил учиться» / С.Л.Соловейчик. – Изд-во АСТ, 2023. – 256 с.

Комментарии закрыты.