«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 95 ЛЕТ. ЧАСТЬ 5. 1975–1985 гг.

Пятница 5 сентября 2025

В данной статье мы расскажем о части учебной литературы по английскому языку из фонда библиотеки издательства «Просвещение» за периоды 1975-1985 гг.

Автор: Ширинян Марина Витальевна, 
педагогический дизайнер Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение», старший преподаватель Института иностранных языков для профессиональных целей Первого МГМУ
им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовского Университета), лауреат конкурса «От традиций –
к инновациям!»

Период книгоиздания с 1975 по 1985 гг. в издательстве «Просвещение» отражал идеологию «развитого социализма». Издательство занималось выпуском учебников и пособий, отличавшихся простым и функциональным дизайном, в которых часто использовались иллюстрации и схемы. Государственная цензура строго контролировала содержание всех изданий, сокращая или запрещая многие зарубежные произведения.

Активно развивалась образовательная система, издавались учебники и методические пособия для всех уровней образования — от начальной школы до высших учебных заведений, а также научно-популярная литература. В данном материале представлены эксклюзивные примеры изданий с краткой характеристикой и визуальным сопровождением, что позволит ознакомиться с хронологией развития и совершенствования литературы издательства. Дополнительно представлена краткая сводка авторов указанных работ, привнесших большой вклад в обучение английскому языку.

  1. Учебники:
Богородицкая Валентина Николаевна
«Учебник английского языка для 5 класса»,
год выпуска: 1985.

 
Учебник ориентирован на достижение главного результата обучения, которым является практическое владение английским языком. В нем предусмотрен большой объем практики учащихся во всех формах общения (в аудировании, говорении, чтении и письме). При этом овладение языковыми средствами (лексикой и грамматикой) и формирование коммуникативных умений осуществляется в тесной взаимосвязи. Одной из принципиальных характеристик данного учебника, как и всего курса, является личностно-ориентированный подход к обучению, реализация которого расширяет возможности каждого школьника изучать предмет в том объеме, который соответствует его интересам, способностям, потребностям.
Уайзер Гарри Михайлович
«Учебник для английского языка для 6 класса»,
годы выпуска: 1975–1977.

 
Учебник 6 класса закладывает базовые знания английского языка. В учебнике для 6 класса представлены уроки, списки нестандартных глаголов, таблицы временных форм английского глагола, англо-русский и русско-английский словари. Основной упор в процессе обучения делается на усвоение грамматических правил и накопление словарного запаса.
Уайзер Гарри Михайлович
«Учебник для английского языка для 7 класса»,
годы выпуска: 1976–1979.

 
В учебнике для 7 класса вводятся новые грамматические темы, например, модальные глаголы, продолжается изучение форм прошедшего (Past Continuous и др.) и будущего времени. Дополнительно, автором делается упор на практическое применение грамматических структур в ситуативном контексте. Учебник содержит культурный контекст, способствующий развитию межкультурной коммуникации, а также предоставляет методические рекомендации учителям.
Уайзер Гарри Михайлович
«Учебник для английского языка для 9–10 класса»,
годы выпуска: 1975–1977.

 
Учебник для 9–10 класса разработан для углубленного изучения английского языка и подходит для подготовки к экзаменам. В нем есть материалы, которые помогают освоить грамматику и лексику, развить навыки разговора и понимания на слух. Содержит множество практических упражнений, примеров диалогов и текстов. Структура пособия позволяет легко ориентироваться в материале. Разнообразные задания делают процесс изучения интересным и увлекательным. Есть разделы, посвященные чтению и письму, что способствует формированию комплексных языковых навыков. Учебник иллюстрирован и содержит яркие примеры, что позволяет легче усваивать материал и запоминать новые слова.
Старков Анатолий Петрович
«Учебник английского языка для 4 класса»,
годы выпуска: 1980–1982.

 
Учебник для 4 класса — базовое пособие для детей 10–11 лет, делающих первые шаги в изучении иностранного языка. Материал подается через диалоги и простые ситуативные задания, связанные с повседневной жизнью ребенка. Учебник состоит из системы последовательных упражнений, построенных по принципу «от простого к сложному». Ученики начинают с изучения базовых конструкций (This is/That is), предлогов места (in, on, under, at). Дети учатся задавать простые вопросы и отвечать на них, используя знакомую лексику о предметах домашнего обихода, школьных принадлежностях и ближайшем окружении. Аудирование рассматривается как неотъемлемая часть обучения языку.
Старков Анатолий Петрович
«Учебник английского языка для 6 класса»,
годы выпуска: 1975–1981.

 
Учебник для 6 класса знакомит обучающихся с важнейшими событиями истории Древнего мира. Основной текст, документы и иллюстрации благодаря системе разнообразных вопросов и заданий помогают школьникам активно и творчески изучать историю человечества, развивать познавательные и коммуникативные умения, применять новые знания в учебной и социальной деятельности.
Старков Анатолий Петрович
«Учебник английского языка для 9 класса»,
год выпуска: 1975.
 

В учебнике для 9 класса представлены тексты страноведческого характера, образцы писем и параллельные тексты английских классиков. Задания становятся все более сложными. На помощь ученику приходят грамматический справочник, страноведческий справочник и ключи к заданиям.
Ханова Ольга Семеновна
«Учебник английского языка для 4 класса»,
год выпуска: 1978.

 
Учебник представляет собой пособие для начального обучения английскому языку. Учебник состоит из нескольких разделов, охватывающих такие темы, как семья, школа, природа, повседневная жизнь и др. В каждом разделе представлены новые слова и фразы, диалоги, тексты для чтения и упражнения на закрепление материала. Основное внимание уделяется развитию навыков чтения и письма. Учебник содержит иллюстрации, которые помогают визуализировать изучаемый материал и делают процесс обучения более интересным для детей.
Харитонов Владимир Сергеевич
«Учебник английского языка для 6 класса»,
годы выпуска: 1979–1983.

 
Учебник включает в себя разнообразные темы, такие как семья, хобби, путешествия, еда и культура стран изучаемого языка. Каждая тема содержит новые слова и фразы, диалоги, тексты для чтения, а также задания на понимание прочитанного. Упор делается на развитие всех четырех языковых навыков: чтения, письма, говорения и аудирования. Включены упражнения на грамматику и лексику, а также задания для практики устной речи через диалоги и ролевые игры.
  1. Учебные пособия:
Амамджян Шаген Гаспарович
«Играя учись!»,
годы выпуска: 1978–1986.

 
Учебное пособие для детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для детей, обучающихся английскому языку в детских садах под руководством учителей. Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста даны в методической части, написанной по-английски. Содержит большое количество цветных иллюстраций, интересных рассказов, сказок, считалок, песенок, соответствующих данному возрасту.  Может использоваться также родителями, которые знают английский язык и хотят обучать ему своих детей.
Антипова Елизавета Яковлевна
«Пособие по английской интонации»,
год выпуска: 1985.

 
Пособие предназначено для развития и закрепления у студентов навыков английской интонации. Книга состоит из трех частей:
1. Теоретическая часть. Содержит сведения об интонации.
2. Практическая часть. Включает упражнения для отработки и закрепления интонационных моделей. 
3. Хрестоматия. Содержит прозаические и поэтические тексты и диалоги с интонационной разметкой.
Воронцова Людмила Александровна
«Английский язык первый курс»,
годы выпуска: 1980–1985.

 
Учебник предлагает структурированный подход к обучению, сочетая теоретические знания с практическими навыками. В учебнике для первого курса основное внимание уделяется введению в язык: фонетике, базовой грамматике и лексике. Темы охватывают повседневные ситуации, такие как знакомства, семья, работа и учеба. Учебник включает диалоги, тексты для чтения и упражнения на закрепление материала.
Воронцова Людмила Александровна
«Английский язык второй курс»,
годы выпуска: 1984–1991.

 
Учебник предлагает структурированный подход к обучению, сочетая теоретические знания с практическими навыками. В учебнике для второго курса начинается углубленное изучение грамматики и расширение словарного запаса. Темы могут включать более сложные аспекты жизни, такие как путешествия, культура, наука и технологии. Учебник включает практические задания на аудирование и говорение, а также тексты для анализа.
Димент Анна Львовна
«Совершенствуй свой английский язык»,
год выпуска: 1977.

 
Пособие для учащихся V–VIII классов школ с преподаванием ряда предметов на английском языке. Пособие представляет собой разработки некоторых устных тем с использованием дополнительной лексики. По каждой теме даны тексты сюжетного или познавательного характера и большое количество упражнений, направленных на развитие навыка неподготовленной речи.
Дубровин Марк Исаакович
«Иллюстрированная грамматика английского языка, Часть 1»,
годы выпуска: 1975–1978.

 
Пособие, которое помогает учащимся освоить материал при изучении английского языка. Все правила объясняются с помощью картинок и примеров. Одновременно с повторением грамматики в памяти фиксируются ситуации из классического британского юмора, которые полезны для построения языковых аналогий. Разделы первой части: «Существительное», «Артикль», «Прилагательное», «Наречие», «Глагол», «Частицы», «Междометия», «Модальные слова».
Дубровин Марк Исаакович
«Иллюстрированная грамматика английского языка, Часть 2»,
годы выпуска: 1975–1978.

 
Пособие, которое помогает учащимся освоить материал при изучении английского языка. Все правила объясняются с помощью картинок и примеров. Одновременно с повторением грамматики в памяти фиксируются ситуации из классического британского юмора, которые полезны для построения языковых аналогий. Разделы второй части: «Местоимение», «Числительное», «Союз», «Предлоги», «Синтаксис», «Глаголы с предлогами и наречиями».
Жикалкина Татьяна Кирилловна
«Fun with numbers»,
год выпуска: 1980.

 
Пособие представляет собой ресурс для обучения математике на начальном уровне. Он ориентирован на детей и включает в себя игровые элементы, которые делают процесс обучения более увлекательным и интерактивным. Учебник охватывает основные математические концепции, такие как счет, сложение и вычитание, а также знакомит с простыми геометрическими фигурами. Каждая тема представлена в виде игровых заданий, головоломок и упражнений, что способствует лучшему усвоению материала. Учебник содержит яркие иллюстрации и визуальные элементы, которые привлекают внимание детей и делают материал более наглядным.
Климентенко Анна Давыдовна
«Английский язык, Экспериментальное пособие для 1 класса»,
год выпуска: 1982.

 
Пособие предназначено для начального обучения английскому языку. Оно ориентировано на детей первого класса и включает в себя различные методические подходы, направленные на создание основы для дальнейшего изучения языка. Включает в себя базовые темы, такие как алфавит, числа, цвета, повседневные предметы и простые фразы. Пособие содержит яркие иллюстрации и картинки, которые помогают визуализировать материал и делают его более привлекательным для детей.
Старков Анатолий Петрович
«Английский язык, учебное пособие для 6 класса, книга для чтения»,
годы выпуска: 1985–1992.

 
Пособие предназначено для учащихся шестых классов, которые уже имеют базовые знания английского языка и стремятся развивать свои навыки чтения и понимания текста. Включает разнообразные тексты для чтения, такие как рассказы, диалоги, статьи и адаптированные литературные произведения. Темы охватывают повседневную жизнь, природу, культуру и традиции англоязычных стран. Пособие направлено на развитие навыков чтения с пониманием, а также на расширение словарного запаса. Каждая глава содержит предтекстовые задания, вопросы к прочитанному и упражнения на закрепление изученного материала.
  1. Учебно-наглядные пособия:
Бурлакова Аэла Петровна
«Занимательный алфавит»,
год выпуска: 1981.

 
Книга для чтения на английском языке для учащихся 5 классов средней школы. Цель издания — повторение английских букв и развитие умений и навыков в чтении и устной речи. В книге представлены рассказы, стихи, скороговорки, шутки, загадки, головоломки и другой занимательный материал. Издание делится на 26 разделов — по количеству букв английского алфавита.
Верхогляд Вера Александровна
«Английские стихи для детей»,
год выпуска: 1981.

 
Сборник английских фольклорных стихов для детей. Книга предназначена для чтения на английском языке в младших классах школ с преподаванием ряда предметов на английском языке. В сборник включены рифмовки, песенки, считалки, загадки и другие виды стихов. Материал не адаптирован: отобраны самые доступные учащимся III–IV классов по языку и содержанию стихотворения. В сборнике также помещены переводы некоторых стихотворений, сделанные С. Я. Маршаком и К. И. Чуковским. Сборник снабжен постраничным комментарием и алфавитным указателем первых строк стихотворений.
Жикалкина Татьяна Кирилловна
«Загадки в стихах»,
год выпуска: 1981.

 
Пособие «Загадки в стихах» представляет собой сборник загадок, оформленных в стихотворной форме. Книга ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Загадки способствуют формированию навыков анализа и ассоциаций, что является важным этапом в обучении.
Жикалкина Татьяна Кирилловна
«Забавная математика, часть 1»,
год выпуска: 1984.

 
«Забавная математика, часть 1» — пособие по математике для 1 класса, состоящее из четырех тетрадей, каждая из которых рассчитана на одну учебную четверть. программный материал представлен в виде оригинальных заданий, в том числе занимательного, игрового характера. Цель пособий состоит в том, чтобы сформировать вычислительные навыки, развить логическое мышление, творческие способности и интерес к математике у учащихся 6–7-летнего возраста.
Жикалкина Татьяна
«Забавная математика, часть 2»,
год выпуска: 1985.

 
«Забавная математика, часть 2» — пособие по математике для 1 класса, состоящее из четырех тетрадей, каждая из которых рассчитана на одну учебную четверть. программный материал представлен в виде оригинальных заданий, в том числе занимательного, игрового характера. Цель пособий состоит в том, чтобы сформировать вычислительные навыки, развить логическое мышление, творческие способности и интерес к математике у учащихся 6–7-летнего возраста.
Урина Ольга Константиновна
«Мой первый алфавит»,
годы выпуска: 1976–1990.

 
Издание предназначено для дошкольников и младших школьников, которые начинают изучать английский язык. Книга представляет собой иллюстрированный английский алфавит, каждая буква сопровождается примерами и стихотворениями.
  1. Учебно-методические пособия:
Чебурашкин Николай Дмитриевич
«Технический перевод в школе»,
годы выпуска: 1975–1983.

 
В учебнике подробно разбираются принципы перевода и способы выполнения специальных видов перевода, используемых для обработки иностранной научно-технической литературы. Учебник включает систему упражнений для развития навыков перевода и навыков работы со словарем и другими рабочими источниками специальной информации. Книга предназначена для учащихся IX–X классов школ с преподаванием ряда предметов на английском языке.
  1. Практикум:
Рязанова Нина Константиновна
«Наклонения английского языка, Сборник упражнений»,
год выпуска: 1977.

 
В пособии «Наклонения английского языка, Сборник упражнений» дается краткое теоретическое изложение общепринятой точки зрения на наклонения английского глагола. Представлена система упражнений, направленных на выработку у учащихся навыков употребления глаголов в изъявительном, повелительном и сослагательном наклонениях в зависимости от смысла высказывания. Также включены упражнения на модальные глаголы.
Рязанова Нина Константиновна
«Прямая и косвенная речь в английском языке»,
год выпуска: 1981.

 
Пособие «Прямая и косвенная речь в английском языке» — сборник упражнений, предназначенный для учащихся старших классов средней школы. Содержание пособия состоит из двух разделов:
1. Тренировочные упражнения. Их цель — отработка структуры модели, автоматизация навыка изменения форм глаголов и местоимений, а также замены обстоятельственных слов при передаче прямой речи в косвенной форме.
2. Коммуникативные упражнения. Направлены на выработку у учащихся навыка употребления прямой и косвенной речи в процессе общения. В конце пособия даны ключи. Некоторые из них предназначены для контроля и самоконтроля, особенно при выполнении упражнений, которые предусматривают формальные изменения, такие как согласование времен, замена наречий, местоимений.
Рязанова Нина Константиновна
«Времена английского языка»,
год выпуска: 1983.

 
Пособие «Времена английского языка» — сборник упражнений по практической грамматике английского языка, предназначенный для учащихся старших классов средней школы. Книга состоит из 4 разделов, которые предваряет предисловие. В первых трех разделах подробно разбираются все грамматические формы английского языка, соответствующие русским настоящему, будущему и прошедшему временам. В четвертом разделе показано, какие формы глагола употребляются в страдательном залоге.
  1. Хрестоматии:
Богородицкая Валентина Николаевна
«Книга для чтения к учебнику английского языка для 5 класса»,
год выпуска: 1985.

 
Книга по чтению для 5 классов является составной частью учебно-методического комплекта для школ с углубленным изучением английского языка. Материал книги для чтения тематически соотнесен с соответствующими параграфами учебника.  Серия упражнений к каждому тексту обеспечивает проверку понимания прочитанного, развитие устной речи, а также активизацию лексико-грамматического материала. Новые слова объяснены в сносках. В конце книги дан словарь.
Верещагина Ирина Николаевна
«Книга для чтения к учебнику английского языка для 3 класса»,
год выпуска: 1981.

 
Пособие входит в состав УМК «Английский язык» для 3 класса общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка. Содержит материалы для чтения в классе и самостоятельного чтения дома. Включает короткие сказки и рассказы, отрывки из произведений популярной детской литературы, письма, стихи, тексты, отвечающие возрастным особенностям учащихся. Тексты сопровождаются разнообразными упражнениями для развития умения читать. Материал книги для чтения полностью соотнесен с соответствующими разделами учебника.
Копыл Евгения Георгиевна
«Книга для чтения к учебнику английского языка для 5 класса»,
год выпуска: 1984.

 
Учебники для 5 класса предназначены для развития у учащихся навыков чтения про себя. Содержат разнообразные тексты, составленные в основном на лексическом и грамматическом материале учебника для 5 класса.  Материал для чтения во время учебного года распределен на 34 задания согласно планированию в «Книге для учителя» авторов А. П. Старкова и др. В книги включены также тексты, предназначенные для дополнительного чтения. Незнакомые слова и словосочетания выделены в текстах шрифтом, а их семантизация дается с помощью перевода. В конце книг имеется англо-русский словарь.
Копыл Евгения Георгиевна
«Книга для чтения к учебнику английского языка для 6 класса»,
год выпуска: 1984.

 
Учебники для 6 класса предназначены для развития у учащихся навыков чтения про себя. Содержат разнообразные тексты, составленные в основном на лексическом и грамматическом материале учебника для 6 класса.  Материал для чтения во время учебного года распределен на 34 задания согласно планированию в «Книге для учителя» авторов А. П. Старкова и др. В книги включены также тексты, предназначенные для дополнительного чтения. Незнакомые слова и словосочетания выделены в текстах шрифтом, а их семантизация дается с помощью перевода. В конце книг имеется англо-русский словарь.
Костенко Галина Титовна
«Прочитай летом»,
год выпуска: 1978.

 
Пособие ориентировано на закрепление лексико-грамматического материала учебников английского языка для 8 и 9 классов. В книге представлены рассказы, стихи, тексты познавательного характера, кроссворды, чайнворды и другой занимательный материал. Пособие состоит из двух частей. Первая часть закрепляет лексику учебника 8 класса, вторая — лексику учебника 9 класса. В конце книги есть англо-русский словарь, в который включены все незнакомые слова.
Островский Борис Семенович
«Факультативный курс английского языка для 9 класса»,
год выпуска: 1979.

 
Учебное пособие для углубленного изучения английского языка учащимися средних классов. Книга ориентирована на развитие коммуникативных навыков, расширение лексического запаса и улучшение грамматических знаний, выходя за рамки стандартной школьной программы. Пособие охватывает углубленное изучение грамматики с примерами и упражнениями, расширение активного и пассивного словарного запаса через тематические разделы, практические задания на развитие навыков чтения, письма, аудирования и говорения, культурно-ориентированные материалы, знакомящие учащихся с традициями и обычаями англоговорящих стран. Пособие имеет факультативный характер, что позволяет учащимся углублять свои знания в английском языке в более свободной и интересной форме. В каждом разделе представлены интересные тексты для чтения, диалоги для отработки разговорных навыков и творческие задания, стимулирующие самостоятельное мышление и самовыражение.
Ступников Игорь Васильевич
«Английский язык учебники для 9 класса»,
год выпуска: 1980–1988.

 
Учебник для 9 класса предназначен для изучения грамматических правил и переводу с русского на английский и обратно. Лексика представлена тематическими блоками. Упражнения направлены на отработку грамматических правил и заучивание лексики: заполнение пропусков, преобразование предложений, ответы на вопросы по тексту.
Уайзер Гарри Михайлович
«Книга для чтения для 6 класса»,
годы выпуска: 1975–1978.

 
«Книга для чтения для 6 класса» предназначена для совершенствования навыков чтения и устной речи. Она содержит 7 разделов, соответствующих по языковому материалу учебника для 6 класса. Каждый раздел включает тексты для чтения, задания для увеличения потенциального словаря учащихся, задания для развития устной речи.
Уайзер Гарри Михайлович
«Книга для чтения для 9 класса»,
годы выпуска: 1979–1982.

 
«Книга для чтения для 9 класса» предназначена для совершенствования навыков чтения и устной речи. Она содержит 7 разделов, соответствующих по языковому материалу учебника для 9 класса. Каждый раздел включает тексты для чтения, задания для увеличения потенциального словаря учащихся, задания для развития устной речи.
Чебурашкин Николай Дмитриевич
«Хрестоматия по техническому переводу для учащихся 10 класса»,
годы выпуска: 1976–1984.
 

«Хрестоматия» — вторая часть практического приложения к учебнику «Технический перевод в школе». Книга содержит тренировочные тексты для практических занятий по программе курса технического перевода в школах с преподаванием ряда предметов на английском языке в 10 классе.

1975–1978

Дубровин Марк Исаакович
советский и российский лингвист, кинорежиссер (учебных фильмов). Кандидат педагогических наук, профессор.

  • Закончил Московский педагогический институт и ГИТИС. Преподавал в московской школе № 725 (сейчас № 1212).
  • С 1962 по 2012 гг. преподавал английский язык в ГМПИ — РАМ имени Гнесиных.
  • С 1995 по 2011 гг. возглавлял кафедру языковой коммуникации РАМ имени Гнесиных.
  • Составитель словарей.
    Автор переведенного на многие языки иллюстрированного учебного пособия — сборника русских фразеологизмов.
  • Участник Великой Отечественной войны.
  • Скончался на 92 году жизни 17 марта 2019 года.

1975–1982

Уайзер Гарри Михайлович
кандидат филологических наук.

  • Родился в 1910 г. в г. Уотервлит (США). Принят в гражданство СССР в 1940 г.
  • В 1931 г. окончил литературное отделение колледжа в Нью-Йорке.
  • В 1934 г. работал преподавателем в Институте Красной Профессуры.
  • С 1935 г.  — преподаватель 1-го МГПИИЯ.
  • В 1940 г. экстерном закончил 1-й МГПИИЯ.
  • С 06.07 по 19.07.1941 служил в рядах Московского ополчения.
  • В октябре 1941 г. эвакуировался в Алма-Ату, где работал преподавателем в Казанском Государственном Университете до марта 1944 г.
  • По возвращении в Москву работал в 1-м МГПИИЯ преподавателем английского языка до 25.08.1952 г.

1976–1984

Чебурашкин Николай Дмитриевич
автор и составитель учебных изданий по техническому переводу. Некоторые работы:

  • «Технический перевод в школе». Пособие по обучению видам перевода, используемого для обмена научно-технической информацией. Выходило в Москве в издательствах «Просвещение» в 1972, 1976, 1979, 1983 и 1987 годах.
  • «Хрестоматия по техническому переводу». Содержит тренировочные тексты для практических занятий по программе курса технического перевода в школах с углубленным изучением английского языка. Выходила в Москве в издательствах «Просвещение» в 1984 и 1988 годах.

1976–1990

Урина Ольга Константиновна — автор книги «Мой первый алфавит» (Москва, издательство «Просвещение», 1990).

Издание предназначено для дошкольников и младших школьников, которые начинают изучать английский язык. Книга представляет собой иллюстрированный английский алфавит, каждая буква в нём сопровождается примерами и стихотворениями.

1977

Рязанова Нина Константиновна — автор и составитель нескольких учебных изданий по английскому языку. Некоторые из них:

  • «Времена английского глагола» (совместно с М. В. Смолиной) — сборник упражнений для учащихся старших классов средней школы, 2-е издание, Москва, «Просвещение», 1983;
  • «Наклонения английского глагола» (совместно C M. В. Смолиной) — сборник упражнений для учащихся старших классов средней школы, Москва, «Просвещение», 1977;
  • «Прямая и косвенная речь в английском языке» (совместно с М. В. Смолиной) — сборник упражнений для учащихся старших классов средней школы, Москва, «Просвещение», 1981.

1977

Димент Анна Львовна — автор учебных пособий по английскому языку. Некоторые из ее работ:

  • «Совершенствуй свой английский язык». Пособие для учащихся V–VIII классов школ с преподаванием ряда предметов на английском языке. Издательство «Просвещение», Москва, 1977;
  • «Совершенствуй свой английский язык» (Brush up your talk). Пособие для учащихся 5–10 классов школ с преподаванием ряда предметов на английском языке. Издательство «Просвещение», Москва, 1983;
  • «Тематические вечера на английском языке». Книга для учителя, основанная на опыте работы. Издательство «Просвещение», Москва, 1988.

1978–1986

Амамджян Шаген Гаспарович — автор книг по изучению английского языка.

Автор учебного пособия «Играя, учись! Английский язык в картинках для детей дошкольного возраста» (Play and learn English). Книга была издана в Москве издательством «Просвещение» в 1986 году (3-е издание, доработанное). Пособие предназначено для детей, обучающихся английскому языку в детских садах под руководством учителей. Содержит большое количество цветных иллюстраций, интересных рассказов, сказок, считалок, песенок, соответствующих данному возрасту.

1978

Костенко Галина Титовна — автор учебных пособий по английскому языку.

Автор книги «Почитай летом!» (Reader for Summer). Издание предназначено для учащихся 7 класса средней школы и представляет собой сборник занимательных рассказов, загадок и шуток на английском языке. Тексты сопровождаются вопросами для контроля понимания прочитанного.

Книга выпущена издательством «Просвещение» в серии «Читаем по-английски» в 1989 году.

1978

Ханова Ольга Семеновна — советский педагог и методист, автор учебников английского языка для начальной школы и детских садов СССР. Некоторые из ее работ:

  • «Занятия по английскому языку в детском саду»: пособие для преподавателей и воспитателей, Москва, «Просвещение», 1965;
  • «Учебник английского языка для IV класса школ с преподаванием ряда предметов на английском языке (третий год обучения)», Москва, «Просвещение», 1978.

1979–1983

Харитонов Владимир Сергеевич — автор учебных пособий по английскому языку. Некоторые из них:

  • «English: Учебник английского языка для 6-го класса школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке» (совместно с E. A. Чембулатовым и Т. Г. Переверзевой). 4-е изд., Москва: «Просвещение», 1968;
  • «Учебник английского языка для VII класса школ преподаванием ряда предметов на английском языке» (совместно с А. А. Вейзе). М.: «Просвещение», 1982.

1979

Островский Борис Семенович — автор учебников и пособий по английскому языку. Некоторые из его работ:

  • «Английский язык. Учебное пособие для 8–9 классов средней школы» (Москва, «Просвещение», 1992);
  • «Английский язык» (совместно с А. П. Старковым и Р. Р. Диксоном, Москва, «Просвещение», 1995).

1980–1985

Воронцова Людмила Александрова — автор пособия по английскому языку.

Вместе с А. П. Грызулиной она написала «Сборник контрольных работ и контрольно-тренировочных упражнений по английскому языку» для студентов-заочников 1–2 курсов неязыковых факультетов педагогических институтов. Книга была издана в Москве в 1984 году издательством «Просвещение».

Также существует второе издание пособия, переработанное и дополненное, которое вышло в 1988 году.

1980–1985

Ступников Игорь Васильевич — литературовед, доктор искусствоведения, профессор.

  • Ступников Игорь Васильевич родился в Ленинграде 27 августа 1932 года.
  • В 1956 году окончил Первый государственный институт иностранных языков. После окончания института работал гидом-переводчиком в Ленинградском отделении ВАО «Интурист», а также учителем английского языка и литературы в средней школе.
  • В 1956 году поступил в Ленинградский государственный университет. В 1960 году поступил в аспирантуру на кафедру истории зарубежной литературы Ленинградского государственного университета.
  • В 1964 году защитил кандидатскую диссертацию, под руководством профессоров Е. И. Клименко и Б. Г. Реизова.
  • В 1972 году Игорь Ступников стал доцентом кафедры английского языка гуманитарных факультетов. В 1981 году — доктором искусствоведения; защитил докторскую диссертацию по теме «Комедиография английской сцены конца XVII начала XVIII века».
  • В 1990 году — профессор кафедры английского языка на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Вел научно-исследовательскую работу в области английской и американской литературы и театра.
  • Умер 21 августа 2024 года в возрасте 91 года

1981

Бурлакова Аэла Петровна — автор и составитель книг по английскому языку. Некоторые из них:

  • «Занимательное чтение на английском языке» для учащихся 5 класса восьмилетней школы (издательство «Просвещение», 1964);
  • «Занимательный алфавит» (книга для чтения на английском языке для учащихся 5 класса средней школы, издательство «Просвещение», 1981).

1981

Верхогляд Вера Александровна — составитель английских сборников и редактор. Некоторые ее работы:

  • «Английские стихи для детей» (составитель). Книга для чтения на английском языке в младших классах школ с преподаванием ряда предметов на английском языке, издательство «Просвещение», 1981;
  • «Английские народные сказки» (составитель). Книга для чтения в 6 классе школ с преподаванием ряда предметов на английском языке, издательство «Просвещение», 1985;
  • «Рассказы для детей» (составитель и адаптировщик). Книга для чтения в 5- 6-х классах школ с углублённым изучением английского языка, издательство «Просвещение», 1991.

1981

Верещагина Ирина Николаевна — профессор, ученый, выдающийся методист, имя которого широко известно нескольким поколениям российских учителей.Ирина Верещагина положила начало серии учебно-методических комплектов по английскому языку для учащихся школ, лицеев, гимназий с углубленным изучением иностранного языка — одной из самых востребованных в настоящее время в школах Российской Федерации.Учебно-методические комплекты, созданные И.Н. Верещагиной, а затем и ее учениками и последователями, популярны не только в школах с углубленным изучением английского языка, для которых они в первую очередь и создавались, но и в обычных общеобразовательных школах, на различных курсах английского языка.Учебники английского языка Верещагиной выходят в издательстве «Просвещение».

  • Ушла из жизни в 2011 году в возрасте 85 лет
  • 1981–1985

    Жикалкина Татьяна Кирилловна — автор пособия «Игровые и занимательные задания по математике» для 1-го класса четырёхлетней начальной школы. Книга издана в Москве в 1986 году издательством «Просвещение».

    1982

    Климентенко Анна Давыдовна — советский филолог, лингвист, кандидат педагогических наук. Ее сфера интересов — методика преподавания английского языка в средней школе. Некоторые работы Климентенко:«

    • Книга для учителя к учебнику английского языка для VIII класса средней школы» (совместно с Уайзером Гарри Михайловичем) — Москва, «Просвещение», 1971;«
    • Учебное пособие по английскому языку для II класса» (совместно с Г. М. Уайзером) — Москва, 1973. 

    1982–1984 

    Копыл Евгения Георгиевна — автор учебных изданий по английскому языку. Некоторые из них:

    • «Книга для чтения к учебнику английского языка для 7 класса» (совместно с Мариной Алексеевной Боровик). Издательство «Просвещение», Москва, 1979 год.
    • «Eighth Form English Reader» (книга для чтения к учебнику английского языка для 8 класса). Издательство «Просвещение», 1978 год;
    • «English Reader: Ninth Form» (книга для чтения к учебнику английского языка для 9 класса средней школы). Издательство «Просвещение», 1981 год. 

    1985

    Богородицкая Валентина Николаевна — российский лингвист, педагог-методист, кандидат педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков и культуроведения Российской академии повышения квалификации работников образования. Некоторые из них:

    • «Английский язык. Учебник для 5 класса школ с углубленным изучением английсского языка» (совместно с Шаверневой Л. И. и Хрусталевой Л. В.). 3-е издание, издательство «Просвещение», Москва, 1990;
    • «Учебник английского языка для V класса школ с преподаванием ряда предметов на английском языке» (совместно с Шаверневой Л. И. и ХрусталевойЛ. В.). Издательство «Просвещение», Москва, 1985;
    • «Книга для чтения к учебнику английского языка. 8 класс. Часть 2» (автор — Богородицкая В. H.).

    1985

    Антипова Елизавета Яковлевна — автор учебного пособия «Пособие по английской интонации» (на английском языке). Книга издавалась в соавторстве с Каневской Софьей Львовной и Пигулевской Галли Александровной.  

    1981-1992

    Старков Анатолий Петрович — советский лингвист, методист, преподаватель, ученый, кандидат филологических наук.

    • Автор советских учебников по английскому языку для средней школы СССР и РФ (до 2002 года). Автор многочисленных статей по языкознанию и методике. Специализировался на научной работе в области методики преподавания иностранных языков. Основатель сознательно-практического метода обучения иностранным языкам.
    • Родился 22 декабря 1926 года в станице Александрийская Георгиевского района Ставропольского края в семье служащих.
    • В 1944 году окончил среднюю школу в станице Горячеводской Ставропольского края. В том же году поступил в Пятигорский педагогический институт на факультет иностранных языков (английское отделение).
    • В 1948 году с отличием окончил институт и был направлен на работу учителем английского языка в среднюю школу №6 города Ессентуки.
    • В апреле 1970 года в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина был награжден медалью «За доблестный труд».
    • Точная дата, место смерти и место захоронения неизвестны.

    Период  с 1985 по 1995 гг. коренным образом изменил книгоиздательскую сферу ввиду перестройки и последующего распада СССР. В 6  части статьи мы рассмотрим издания данного периода.

    Ознакомиться с публикациями за периоды 1970-1975 гг. вы можете на сайте журнала «Просвещение. Иностранные языки»,  в рубрике «95 лет ВМЕСТЕ С ВАМИ!»

    Комментарии закрыты.