ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ
Автор: Галина СВИТЦОВА | Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА Среда 17 сентября 2025
Мы стремимся расширить наши языковые знания в реальной жизни, используя различные практические методы. Одним из таких методов является театральный кружок в школе, который предоставляет детям возможность мотивации к изучению языка, выражению своих эмоций и получению удовольствия от создания «реальности».

Автор: Свитцова Галина Владимировна
Место работы:МБОУ СОШ №4 г. Лиски имени Героя Советского Союза Виктора Ивановича Великого
Должность: учитель иностранных языков, высшая категория
В данной статье рассматриваются преимущества использования драматизации и театрализации в обучении иностранным языкам, а также описываются практические примеры и этапы подготовки к инсценировке.
Перевоплощение на сцене.
Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище,
быть может, и не стоило бы класть в него столько труда.
Но театр есть искусство отражать жизнь.
Константин Сергеевич Станиславский
В современном образовательном процессе все больше внимания уделяется активным методам обучения, которые стимулируют познавательную деятельность учащихся. Активные методы обучения позволяют направить знания и опыт учащихся в практическую деятельность. Однако нелегко привлечь внимание современного школьника к театрализованному представлению. На экранах мы все реже видим спектакли, а самым доступным досугом становится просмотр фильмов в кинотеатрах, особенно в небольших городах. Возникает вопрос: как же на уроках иностранного языка использовать активный метод для формирования речевой культуры и развития коммуникативных навыков? Ответ на этот вопрос может дать использование приема драматизации.
Драматизация используется на уроках при разыгрывании учебного материала по ролям, чаще всего это диалоги, разучивание песен. При этом формируется речевая культура, развивается иноязычная коммуникативная компетенция учащихся. В своей практике я не раз готовилась к различным конкурсам с моими учениками. Например, мы принимали участие в региональном Фестивале иностранных языков «Полиглот» для учащихся 5-7 классов в номинации «Вокал». Выбрав определенную песню, нам пришлось искать для воплощения нужный образ, и соответственно, это включало и драматизацию, и театрализацию. При этом решались разнообразные воспитательные и образовательные задачи, которые достигали определенной цели.

Одним из ключевых отличий между драматизацией и театрализацией является то, что подготовка к драматизации не является долгосрочным проектом. В то время как театрализация требует больших затрат времени и ресурсов. Обратим внимание на такой элемент театрализации как инсценирование. Инсценировать (по толковому словарю Ожегова) – это приспособить на сцене театра, притворно изобразить.
Важно, чтобы ученик умел:
- определить основную мысль произведения, понять, как автор относится к героям и событиям;
- понимать взаимоотношения героев, их характеры и поступки.
Основными этапами деятельности учителя и учеников в процессе инсценирования являются:
- Самостоятельное прочтение текста и осознание первого впечатления о прочитанном;
- Обмен мнениями;
- Аналитическая работа с текстом, обсуждение и распределение ролей;
- Репетиции (актерская, режиссерская деятельность, оформительская работа);
- Итоговое выступление в аудитории сверстников;
- Анализ выступления, обсуждение достижений каждого участника, формулирование выводов о произведении, героях и проблемах.
Как правильно отмечают авторы книги «Театр, где играют дети», школьный театр ограничен не только в средствах, но и сохранить такой коллектив на долгое время очень сложно. [1, с. 4] Мы сталкиваемся и с другими трудностями, которые касаются оформления сцены, недостаток звуковой и осветительной аппаратуры. Однако, несмотря на все эти препятствия, использование драматизации и театрализации в обучении иностранным языкам приносит значительные результаты в развитии речевой культуры и коммуникативных навыков учащихся.
Таким образом, театральный кружок в школе является эффективным средством для мотивации к изучению языка, выражению эмоций и получению удовольствия от создания «реальности». Использование драматизации и театрализации позволяет учащимся не только развивать языковые навыки, но и раскрывать свой творческий потенциал, формировать личную и коллективную ответственность, а также способствует сотрудничеству и творчеству. Важно продолжать внедрять такие методы в образовательный процесс, чтобы сделать обучение более интересным и увлекательным для современных школьников.
Для начала необходимо заинтересовать детей в постановке выбранного произведения. Для этого нужно подобрать такую пьесу, которую одобрят все члены клуба. Выбираем литературное произведение, знакомимся не только с его содержанием, но и с его автором. Обсуждаем причины его появления, определяем отрывок, который мы собираемся поставить на сцене перед публикой. Проводим аналитическую работу над произношением трудных слов, интонацией предложений, отрабатываем эмоции, которые могут возникать при произношении тех или иных слов и целых фраз, обсуждаем значения слов, какой смысл вкладывает автор произведения в эти слова, что он хотел подчеркнуть, на что нужно обратить внимание. Это делается для того, чтобы актер на сцене чувствовал себя непринужденно, свободно владел своими эмоциями, легко их выражал, не боялся свободно двигаться.
Еще мы обсуждаем костюмы героев, как нам их подобрать, подготовить. Подключаем уже других людей, которые помогают нам их сделать. И у нас появляется должность костюмер.
Свою пьесу «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира нам захотелось оживить музыкой и танцами. Мы нашли подходящий музыкальный отрывок и вставили его в сценарий. Разучили движения для оформления танцевальной постановки. Моя коллега обладает практическими знаниями, она много раз уже сама практиковала постановку танца. Обдумали, какую аппаратуру использовать в различных ситуациях. Мы выступали неоднократно с пьесой. Например, на некоторых площадках не имелась звуковая аппаратура, тогда мы использовали колонки и телефон, или компьютер и колонки. Варианты всегда нужно учитывать.
Вы знаете, это так захватывает, это настолько многогранный труд, очень плодотворный, сложный, изнуряющий, но одновременно ты испытываешь потребность сделать это так, чтобы твою работу и твои усилия по достоинству оценили. Ты начинаешь испытывать такие чувства, которые потом передаются всем членам твоей команды, все начинают «выкладываться», не уступать друг другу. Появляется соперничество, сделать лучше другого. Это очень мотивирует каждого ребенка и взрослого человека. Ощущаешь свою индивидуальность, показываешь значимость своего героя на сцене в действии, чувствуешь, как многое зависит от каждого участника проекта.
Потом ты понимаешь, что театральная постановка не может быть на сцене без декораций. Начинаются поиски, как оформить сцену. Опять занимаешься поиском материалов, деталей для декораций. Возникает необходимость в участниках, которые берут на себя новые роли – декораторы, реквизитор.
А какой театр без программки? Сталкиваешься с необходимостью создать атмосферу театра, придумываешь дизайн своей программки, указываете в ней от исполнителей главных ролей до музыкальных оформителей, костюмеров. Если появляется программка, вспоминаешь и об афише, которую размещаешь в фойе, на сайте школы.
Программка к спектаклю
У. Шекспир
«Сон в летнюю ночь»
на английском языке в сокращенном и обработанном варианте
Главные роли исполняют:
Тезей – Алексеев Егор
Ипполита – Чакрян Анастасия
Эгей – Нужная Виктория
Лизандер – Ковалев Артем
Гермия – Казарцева Елизавета
Деметрий – Гриценко Артем
Елена – Федотова Алиса
Пак – Бокова Дарья
Танцы исполняют:
Ревина Елизавета, Мунякина Ирина, Панагасова Софья, Андрющенко Анастасия, Рябенко Алина, Аникеева Алина
Режиссеры:
Свитцова Г. В.
Синельникова И. Ю.
Хореограф: Синельникова И. Ю.
Костюмер: Гуськова О. И.
Декораторы:
Степанова Светлана,
Котикова Ксения
Реквизитор: Ирхин Константин

Вовлечение родителей и общественности
Театральная деятельность в школе не ограничивается только учащимися и учителями. Вовлечение родителей и общественности в процесс подготовки и проведения спектакля способствует укреплению связей между школой и семьей, а также привлекает внимание широкой аудитории к образовательным инициативам. Родители могут помочь в создании костюмов, декораций, а также в организации мероприятий. Это не только усиливает семейное взаимодействие, но и позволяет привлечь дополнительные ресурсы и поддержку. Репетиции становятся более частыми, более насыщенными и полноценными, когда ты уже приближаешься к премьере своего выступления. Со временем приходишь к тому, что твоя театральная группа не может существовать без названия. Это был настоящий конкурс, придумывали и предлагали разные имена, остановились на T&T (Teens and Times) — подростки, идущие в ногу со временем.
Преимущества театральной деятельности для учащихся
Театральная деятельность в школе не только способствует развитию языковых навыков, но и помогает учащимся раскрыть свои творческие способности. Учащиеся, участвующие в театральных постановках, имеют возможность проявить свои таланты в различных областях: от актерского мастерства до музыкального жанра. Это помогает им развивать эмоциональную сторону своей личности, соприкасаясь с прекрасным видом творчества. В конце концов, наши труды оценили на выступлениях в своей школе, в других школах. За участие на XII Областном детском театральном фестивале «Шекспир и мы» в городе Воронеж наша команда стала победителем в номинации «Лучшая постановка по произведению Шекспира». Это общественное мероприятие впервые провели после пандемии 2020 года в апреле 2021 года. Еще раз хочу подчеркнуть словами автора Григорьевой Ольги Александровны из книги «Школьная театральная педагогика»: «Школьный театр является средством развития творческих задатков и способностей подростка как в области восприятия и оценки произведений, так и в собственном творчестве. Он развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать.» [3, с. 6]
Формирование личной и коллективной ответственности
Театральная деятельность также способствует формированию чувства личной и коллективной ответственности. Учащиеся учатся работать в команде, распределять роли и задачи, а также нести ответственность за результаты своей работы. Они учатся уважать мнение других, слушать и учитывать различные точки зрения, что является важным навыком для их будущей жизни. В процессе подготовки и проведения спектакля учащиеся учатся координировать свои действия, учитывать интересы и потребности других участников, что способствует развитию навыков сотрудничества и взаимопонимания. Они учатся уважать труд и усилия каждого члена команды, что помогает им развивать навыки коммуникации и взаимодействия. Это помогает им развивать навыки лидерства и умение принимать решения в коллективе. Они учатся работать вместе, преодолевать трудности и достигать общих целей. Это способствует развитию их социальных навыков и умению работать в коллективе. Они учатся уважать труд других и ценить вклад каждого в общий успех. Это важно для их дальнейшего развития и успешной карьеры.Развитие памяти, воображения и фантазии
Театральная деятельность помогает учащимся развивать память, воображение и фантазию. Они учатся запоминать тексты, создавать образы персонажей, придумывать сценарии и находить решения в сложных ситуациях. Они учатся уважать труд других и понимать, что успех зависит от каждого участника проекта. Они учатся уважать труд других и понимать, что успех зависит от каждого участника проекта. Они учатся уважать труд других и понимать, что успех зависит от каждого участника проекта.
Театральная деятельность в школе является важным средством развития творческих задатков и способностей подростков. Она помогает им раскрыть свои таланты, развить языковые навыки, формировать чувство личной и коллективной ответственности, а также расширить круг знакомств. Она способствует самовыражению, проявлению сильных сторон и развитию эмоциональной стороны личности. В конечном итоге, театральная деятельность помогает учащимся достигать результатов в различных сферах жизни.
Список используемой литературы:
- Никитина А.Б. Театр, где играют дети. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 288 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1968. – 440 с.
- Григорьева О.А. Школьная театральная педагогика. — М.: Лань, 2015. — 724 c.
- Антарова К., Станиславский К. Беседы с К. Станиславским, записанные Корой Антаровой — изд. АСТ, 2023. – 210 с.
- Ссылка на видео (любительская камера): https://disk.yandex.ru/ Шекспир.mp4