ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ CLIL НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Елена БОНДАРЕВА | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Четверг 23 октября 2025
CLIL (Content and Language Integrated Learning) — это метод, сочетающий изучение предметного содержания и иностранного языка. На уроках английского языка CLIL позволяет обучающимся не только развивать языковые навыки, но и углублять знания в других предметах, таких как математика, биология, история или география.

Автор: Бондарева Елена Юрьевна
Место работы: ГБОУ «Школа №7 Ясиноватского МО», г.Ясиноватая, ДНР
Должность: учитель английского языка
Специфика CLIL-методики заключается в том, что знание языка становится инструментом изучения содержания предмета. При этом внимание акцентируется как на содержании текстов, так и на необходимой предметной терминологии.
Например, на уроке математики можно использовать английский язык для изучения тем, связанных со сложением или вычитанием в начальных классах. Учитель может задать решить примеры на английском языке с использованием терминологии на английском.
Например, 10+5= “ten plus five is fifteen”. На уроке географии ученики могут изучать материки или погоду, читая текст на английском языке и выполняя задания по его пониманию. Обучающиеся могут работать в группах, обсуждая свои находки и делясь мнением о прочитанном. Этот метод легко можно адаптировать под учебник Spotlight или Forward издательства «Просвещение», изучая темы по биологии «The Solar System» (Английский язык.5 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 1.Вербицкая М.В. Эббс Э. и др.) или «Environmental Problems» (Английский язык.8 класс. Учебник.Ваулина Ю.Е.,Дули Д.,Подоляко О.Е.), по географии «Countries and Nationalities» (Английский язык.6 класс.Учебник.Ваулина Ю.Е.,Дули Д.,Подоляко О.Е.), по искусству «Famous People» (Английский язык.7 класс.Учебник.Ваулина Ю.Е.,Дули Д.,Подоляко О.Е.) и т.д. Типы заданий по методике CLIL должны быть разработаны по уровню сложности, построены с акцентом на предметное содержание, его понимание, проверку и последующее обсуждение. На различных этапах работы с текстом внимание фокусируется на лексике, на содержание текста, а затем на конкретном грамматическом материале.
Важным аспектом CLIL является взаимодействие: обучающиеся учатся не только понимать язык, но и использовать его для общения, анализа и обсуждения. Такой подход значительно повышает мотивацию и вовлеченность студентов, делая процесс обучения более динамичным и интересным. Кроме того, использование CLIL позволяет детям развивать критическое мышление и межкультурные коммуникационные навыки. При изучении предметов на иностранном языке сталкиваются с различными подходами и перспективами, что способствует более глубокому пониманию как языка, так и предметного содержания. Например, на уроках истории обучающиеся могут анализировать события из различных источников языка оригинала, сравнивая разные точки зрения и, таким образом, повышая уровень своей языковой осведомленности.
Ключевым элементом CLIL является интеграция задач, где учебные задания становятся центром изучения как языка, так и содержания. Это может включать совместные проекты, исследования и презентации, которые требуют от студентов активного участия и взаимодействия. Такие упражнения помогают обучающимся не только улучшать языковые навыки, но и развивать важные навыки работы в команде.
Каковы основные особенности методики CLIL? Успех программы CLIL зависит от сотрудничества между преподавателями иностранных языков и преподавателями -предметниками. Каждый из них является экспертом в своей области, поэтому им необходимо делиться как своими принципами, так и информацией. Однако использование CLIL в качестве подхода — это нечто большее, чем просто переход на английский язык для преподавания другого предмета. Преподаватели-предметники не являются экспертами в области изучения языка. Таким образом, им обычно требуется определенная подготовка, и они могут также использовать как родной язык своих учеников, так и английский — метод, известный как транслингвальный. Они также будут зависеть от поддержки преподавателя языка. Преподаватель языка, преподаватель иностранного языка в первую очередь отвечает за преподавание английского (или другого языка), но в соответствии с методологией CLIL он также оказывает поддержку предметнику.
CLIL помогает формировать межкультурную компетенцию. Изучая предметы через призму разных культур, обучающиеся осваивают не только язык, но и ценности, традиции и мироощущение других народов. Это знание может быть ключевым в разговоре и взаимодействии с людьми из различных культурных контекстов.
Таким образом, интеграция CLIL в учебный процесс не только улучшает языковые навыки, но и развивает личные качества студентов, формируя их как более гибких и открытых к новым знаниям людей. В конечном итоге, подобный подход подготавливает учащихся к вызовам глобализированного мира, где способность эффективно общаться на нескольких языках и понимать культурные различия становится всё более важной. Кроме того, реализация CLIL в образовательной практике может значительно увеличить мотивацию студентов к обучению. Когда учащиеся понимают, что язык используется не просто как предмет, а как инструмент для изучения увлекательных и значимых тем, они становятся более вовлечёнными в учебный процесс. Такой подход создает связи между языковыми навыками и реальными жизненными ситуациями, что делает изучение языка более актуальным и интересным.
CLIL также способствует развитию сотрудничества среди студентов. Работая над проектами, исследуя темы и решая задачи в группе, учащиеся учатся эффективно взаимодействовать, обмениваться мнениями и взглядами, а также уважать точки зрения других. Это не только развивает их коммуникативные навыки, но и укрепляет командный дух, что является важным навыком для будущей профессиональной деятельности.
Методология CLIL представляет собой мощный инструмент для формирования у учащихся универсальных компетенций, необходимых в современном мире. Интеграция языкового и предметного обучения обеспечивает более глубокое понимание как материала, так и самого языка, раскрывая перед студентами новые горизонты возможностей.
В конечном итоге, внедрение методологии CLIL в образовательный процесс способствует созданию активной и интерактивной учебной среды, которая отвечает современным требованиям. Этот подход не только делает обучение более увлекательным, но и готовит учащихся к реальным ситуациям, где знание иностранного языка становится необходимым.
Литература
- Английский язык.5 класс. Учебник.В 2 ч. Часть 1.Вербицкая М.В. Эббс Э. и др.
- Английский язык. 6 класс. Учебник.Ваулина Ю.Е.,Дули Д.,Подоляко О.Е. и др.
- Английский язык.7 класс. Учебник.Ваулина Ю.Е.,Дули Д.,Подоляко О.Е. и др.
- Английский язык.8 класс. Учебник.Ваулина Ю.Е.,Дули Д.,Подоляко О.Е. и др.
- Дагирова Л.С. Методика CLIL в формировании функциональной грамотности на уроках английского языка. АО Издательство «Просвещение»,2023.
- Юрасова Е.С., Горбачева Е.А.CLIL технология на уроках английского языка.2015.
- URL:https://skyteach.ru/methods/kak-primenyat-elementyi-metodiki-clil-na-uroke/(дата обращения:18.08.2025).