«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Четверг 13 ноября 2025

В последнее время в мире произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта является экологическое воспитание обучающихся:  формирование экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, планирование поступков и оценка их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Автор: Шеменёва Анна Владимировна
Место работы: СОШ № 61 г. Владивосток, Приморский край
Должность: учитель английского языка

Также, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, необходимо приобретение опыта практической деятельности учащихся в повседневной жизни: участие в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера.

Реализацию этих требований обеспечивает проектная деятельность, которую я с успехом применяю на уроках английского языка.

Учащиеся 7 класса (УМК — Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс “Spotlight” для VII класса), в рамках изучения темы “Green issues” (Module 8), подготовили мини-проекты:

  • Экологические плакаты с призывами о необходимости сохранения окружающей среды
  • Макеты футболок с призывами бережно относиться к окружающей среде, беречь природу и задуматься о переработке мусора
  • Рассказы о вымирающих видах животных, выполненные в технике лэпбук

При подготовке учащихся 11 классов к единому государственному экзамену по английскому языку, в рамках работы над темой кодификатора “Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Экологический туризм”, учащиеся выполнили проектно-исследовательские работы по темам “The Amur leopard is the rarest big cat in the world” (“Дальневосточный леопард – самая редкая крупная кошка в мире”) и “Land of the Leopard National Park – the main stronghold of one of the rarest big cats in the world” (“Национальный парк «Земля Леопарда» – главный оплот редчайшей крупной кошки планеты”).

В данных работах учащиеся изучили проблему сохранения и восстановления единственной в мире популяции дальневосточного леопарда, перспективы развития внутреннего и международного экотуризма в Приморском крае на примере национального парка «Земля Леопарда». Так как работы были выполнены на английском языке, то, в процессе выполнения, учащиеся познакомились с большим количеством региональной лексики по данным темам на английском языке – названиями животных и растений, географических объектов Приморского края, названиями заповедников. В качестве примера привожу названия животных Приморского края, с которыми, в процессе работы, познакомились учащиеся.

Дальневосточный леопардThe Amur leopard 
Амурский тигрThe Amur Tiger 
Обыкновенная рысьLynx
Дальневосточный лесной котLeopard cat 
Бурый медведьBrown bear
Гималайский или белогрудый медведьAsiatic black bear
ХарзаYellow-throated marten
Обыкновенная лисицаRed fox
Енотовидная собакаRaccoon dog
Азиатский барсукAsian badger
Пятнистый олень (олень-цветок)Sika deer (deer-flower)
КабанWild boar
Сибирская косуляRoe deer
КабаргаMusk deer
Водяной олень (болотная кабарга)Water deer (swamp musk deer)

Несомненно, изучение региональной лексики обогатило словарный запас учащихся и помогло при обучении продуктивным видам речевой деятельности.

Проектная деятельность на уроках английского языка, в рамках экологического воспитания учащихся, направлена, прежде всего, на достижение личностных и предметных результатов ФГОС — формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО 2021)
  2. УМК «Spotlight» 7 класс, издательство «Просвещение»
  3. Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по английскому языку.

Комментарии закрыты.