ПЕДУНИВЕРСИТЕТ — ШКОЛЕ
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ОПЫТ РЕГИОНОВ Понедельник 24 июня 2013Кафедра методики преподавания иностранных языков и второго иностранного языка Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (БГПУ им. М. Акмуллы) все годы своего существования активно сотрудничает с образовательными учреждениями республики: проводит консультации, семинары и курсы повышения квалификации для учителей иностранных языков.
настроение: координационное
ключевые слова: повышение квалификации учителей, ФГОС, исследовательская деятельность учащихся, автор УМК, научно-практическая конференция, сотрудничество педуниверситета с образовательными учреждениями
город: Уфа
Халида ГАЛИМОВА Зарима КИРЕЕВА
В последние годы в связи со значительными изменениями в системе образования учителя стали чаще обращаться к преподавателям кафедры с просьбой оказать им научно-методическую и практическую помощь. Осознавая тот факт, что результаты внедрения стандартов нового поколения во многом зависят от школьного учителя, от того, насколько он понимает и принимает концепцию и основные положения федерального государственного образовательного стандарта, преподаватели кафедры провели ряд мероприятий, направленных на формирование у учителей мотивационной готовности к педагогической деятельности в ситуации изменившихся подходов к формированию нового содержания образования, современных требований к результатам в условиях реализации системно-деятельностной парадигмы образования: обучение преподавателей кафедры на курсах повышения квалификации в ведущих вузах РФ, проведение методических семинаров и курсов повышения квалификации для учителей, круглых столов, мастер-классов, научно-практических конференций (см. схему «Формирование у учителей готовности к реализации требований ФГОС).
Преподавателями кафедры разработаны программы и организованы краткосрочные курсы повышения квалификации по программам «Методика обучения иностранным языкам в свете реализации федерального государственного стандарта второго поколения» (март 2011 г.) и «Методика подготовки учащихся к современным формам контроля по английскому/немецкому/французскому языку в свете реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» (март 2012 г.), курсы дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки «Преподавание английского языка в средней общеобразовательной школе» (700 ч.). Во всех программах предусмотрен модуль, посвященный анализу функций и требований ФГОС, а также документов, обеспечивающих нормативное сопровождение введения ФГОС, условий и способов реализации основных положений стандарта.
Что касается методических семинаров, то здесь следует выделить:
а) семинары, организованные силами преподавателей университета и
б) семинары, проведенные с участием авторов федеральных учебно-методических комплектов и методистов издательств.
Все семинары преследуют цель систематизации знаний учителей о федеральном государственном образовательном стандарте.
В методическом семинаре «Реализация требований ФГОС второго поколения в процессе обучения иностранным (французскому и немецкому) языкам» были рассмотрены технологии реализации ключевых положений ФГОС начального общего образования в учебно-методических комплектах по этим языкам.
В феврале 2011 г. проведен семинар «Особенности обучения английскому языку по УМК «Английский в фокусе» в начальной школе» с участием соавтора линии учебно-методического комплекта «Английский язык 2–4 («Spotlight»)» Н.И. Быковой. В ноябре 2011 г. совместно с МОУ «Научно-информационно-методический центр» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и издательством «Просвещение» организован семинар для учителей английского языка на тему: «Духовно-нравственное воспитание и обучение учащихся с УМК «Английский в фокусе» для 5–9 классов в период введения ФГОС». В семинаре приняли участие автор линии учебно-методического комплекта «Английский язык 5–9 («Spotlight»)»
О.Е. Подоляко и более 200 учителей образовательных учреждений республики. В рамках авторских семинаров педагоги имели возможность услышать из уст автора концептуальные положения, лежащие в основе данного УМК, посмотреть видеозапись урока английского языка и проанализировать его каждый этап с точки зрения реализации требований стандарта.
С целью более эффективной подготовки будущих учителей к педагогической деятельности, а также большей интеграции педагогической науки и школьной практики наш университет создал филиалы кафедр при образовательных учреждениях республики. Практически все кафедры Института филологического образования и межкультурных коммуникаций БГПУ им. М. Акмуллы имеют свои филиалы или экспериментальные площадки. Кафедра методики преподавания иностранных языков и второго иностранного языка создала филиалы в 5 образовательных учреждениях республики. Деятельность кафедры в филиалах многогранна и организована по нескольким направлениям: научно-методическое, профориентационное, воспитательное и т.п. В рамках данной статьи мы остановимся только на научно-методическом направлении.
Как известно, Федеральный государственный стандарт основного общего образования особое внимание уделяет формированию основ культуры исследовательской деятельности учащихся, реализации и публичной презентации результатов научного изыскания. Анализ работ, как учителей, так и учащихся, представленных на научные конкурсы и конференции, показывает, что многие педагоги в недостаточной степени готовы к организации исследовательской деятельности школьников. Сами же учителя среди факторов, препятствующих организации исследовательской деятельности обучаемых, называют загруженность учащихся в связи с необходимостью подготовки к ГИА и ЕГЭ, собственную загруженность, а также отсутствие опыта руководства исследовательской работой учащихся. Беседы с учителями, а также анализ работ учащихся свидетельствуют о том, что учителя испытывают затруднения в формулировании проблемы, объекта и предмета исследования, прогнозировании методов исследования, обобщении и оформлении полученных результатов изыскания. Проанализировав сложившую ситуацию в школе, преподавательский коллектив Института филологического образования и межкультурных коммуникаций БГПУ им. М. Акмуллы пришел к следующим выводам:
1) необходимо формировать соответствующие компетенции уже в процессе подготовки будущих учителей;
2) в каждую программу курсов повышения квалификации включить модуль, посвященный организации экспериментальной деятельности учителя и технологии организации учебно-исследовательской деятельности школьников в свете реализации требований ФГОС;
3) на базе филиалов кафедр проводить спецкурс для старшеклассников «Основы исследовательской деятельности»;
4) ежегодно проводить республиканскую научно-практическую конференцию для учащихся средних общеобразовательных учреждений «Иностранные и родные языки в современном культурном пространстве: аспекты межкультурной коммуникации».
В текущем учебном году мы планируем провести уже IV научно-практическую конференцию «Иностранные и родные языки в современном культурном пространстве: аспекты межкультурной коммуникации». Каждый год на конференции 140-150 учащихся 7–11 классов представляют результаты своего исследования. Конференция имеет традиционную программу: пленарное и секционные заседания, мастер-классы, круглые столы и т.п. На пленарном заседании выступают ученые — специалисты в области межкультурной коммуникации, литературоведения и лингвистики, а также старшеклассник-победитель научного конкурса или конференции. На секционных заседаниях жюри, состоящее из преподавателей и магистрантов Института филологического образования и межкультурных коммуникаций БГПУ им. М. Акмуллы, оценивает выступление каждого участника по определенным критериям.
Параллельно с секционными заседаниями для учителей — научных руководителей участников конференции проводятся мастер-классы по http://www.tilt.tc вопросам методики обучения родным и неродным (государственным и иностранным) языкам. Темы проведенных в рамках конференции мастер-классов: «Технологии подготовки учащихся к ГИА по русскому/ английскому/ немецкому/ французскому языку», «Технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому/ английскому/ немецкому/ французскому языку», «Технологии организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе по родным и иностранным языкам». Для учителей башкирского и татарского языков организовывается также встреча с авторами учебно-методических комплектов по данным предметам.
В рамках II республиканской научно-практической конференции «Иностранные и родные языки в современном культурном пространстве: аспекты межкультурной коммуникации» был организован круглый стол «ФГОС второго поколения: вопросы реализации», в котором приняли участие учителя — руководители участников конференции (1 марта 2011 г., БГПУ им. М. Акмуллы). Предметом разговора были особенности нового федерального государственного стандарта, структура стандарта, методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования. Жаркие дискуссии вызвали вопросы соотношения обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса. Ряд круглых столов, посвященных тем или иным положениям ФГОС, проведен на базе образовательных учреждений — филиалов кафедр университета. В декабре 2012 г. планируется проведение круглого стола на тему «Изучение иностранных языков и формирование навыков толерантного общения» в МБОУ гимназия № 64 г. Уфы.
В процессе совместной деятельности с образовательными учреждениями и авторами учебно-методических комплектов родилась идея проведения республиканской научно-практической конференции «Реализация требований ФГОС второго поколения в УМК по иностранным языкам». В качестве основных направлений конференции были обозначены следующие:
- реализация системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка;
- роль УМК в реализации здоровьесберегающих технологий;
- формирование универсальных учебных действий школьников;
- создание условий для личностного роста школьников;
- организация внеурочной деятельности школьников;
- взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности;
- контрольно-измерительные материалы по иностранным языкам, ориентированные на проверку сформированности компетенций в условиях реализации ФГОС нового поколения;
- лаборатория профессионального роста учителя иностранного языка.
В работе конференции приняли участие автор УМК «Английский в фокусе» для 5–9 классов, шеф-редактор журнала «Просвещение. Иностранные языки», Почётный работник общего образования РФ О.Е. Подоляко, главный специалист — эксперт отдела общего образования и государственной итоговой аттестации Министерства образования Республики Башкортостан, Почётный работник общего образования РФ
Ф.Я. Аминева, преподаватели вузов и учителя иностранных языков образовательных учреждений республики.
На заочном этапе проведения конференции учителя разместили на информационно-образовательном портале Республики Башкортостан http://oprb.ru/ видеозапись урока, демонстрирующего роль используемого УМК в решении проблемы, связанной с реализацией требований ФГОС. С 1 по 6 ноября 2012 г. все участники конференции имели возможность ознакомиться с данными видеоматериалами. На секционных заседаниях 7 ноября 2012 г. участники конференции выступили с докладами и представили фрагменты видеозаписей уроков, размещенных на информационно-образовательном портале. Автор УМК Ольга Евгеньевна Подоляко выступила с докладами на пленарном и секционном заседаниях, а также руководила работой секции «Реализация требований ФГОС в УМК «Английский в фокусе»». Для учителей встреча с автором УМК – всегда большая радость и профессиональный праздник, а с таким профессионалом своего дела, как Ольга Евгеньевна– вдвойне. С большим вниманием и восторгом слушали учителя ее выступления на пленарном и секционном заседаниях! Энтузиазм, неутомимая энергия Ольги Евгеньевны поражают и вдохновляют. Учителя отмечают ее доброжелательность, готовность делиться своим богатым опытом. Комментируя выступления учителей на секционном заседании, автор УМК сумела найти слова поддержки и одобрения для каждого из них. Учителя получили мощный заряд для дальнейшей творческой работы.
Участники конференции смогли познакомиться с современными подходами и инновационными технологиями в работе с учениками, а также поделиться опытом с коллегами из других образовательных учреждений.
С целью оказания методической помощи учителям иностранных языков образовательных учреждений республики и более оперативного взаимодействия с коллегами кафедра создала сайт-партнер на информационно-образовательном портале Республики Башкортостан.
Функционирование специализированных кафедр методики преподавания школьных дисциплин в рамках педвуза способствует осмыслению и эффективному решению многих актуальных проблем системы образования. Кафедра методики преподавания иностранных языков и второго иностранного языка видит свою миссию как в качественной подготовке будущих учителей, способных работать в новых условиях, так и в оказании консультативной и методической помощи всем участникам образовательной деятельности, в реализации методических идей членов кафедры в школьной практике, в развитии взаимодействия с образовательными учреждениями посредством различных форм сотрудничества, в создании совместных проектов.