МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ — ПРОСТРАНСТВО РОСТА ВСЕХ, КТО УЧИТСЯ И УЧИТ
Автор: Андрей МИШИН | Рубрика: МАСТЕРСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Понедельник 2 сентября 2013(из опыта реализации Программы повышения квалификации и подготовки будущих учителей иностранных языков на базе гимназии в Тверской области)
Добро пожаловать в многопрофильную гимназию № 12 города Твери, которая всегда занимала и занимает ведущие позиции в ряду образовательных учреждений Тверского региона, остаётся центром развития образовательных инициатив и образовательным учреждением, востребованным учениками и их родителями.
настроение: творческое
ключевые слова: модель повышения квалификации учителя, непрерывная практика будущих учителей профильной школы, системно-деятельностный подход, инновационность, базовая школа региона
город: Тверь
… В школах будущего должна преподаваться не только сумма знаний,
но и умение ею оперировать. Школьники должны учиться умению
отказываться от устаревших идей, а также тому, как и когда их
заменять. Короче, они должны научиться учиться.
Э. Тоффлер. Шок будущего
Исторические традиции гимназического образования: академизм и ценностное отношение к образованию — определяют основные направления развития нашей гимназии.
Достижение успеха в жизни и включенность человека в решение значимых проблем и задач современного общества отечественной наукой и практикой определяется наличием и уровнем развития ключевых компетентностей личности. Компетентности представляют собой интегративное сочетание составляющих «знания + умения + опыт», проявляющихся в способности личности решать практические задачи в различных сферах жизни и деятельности на базе теоретических знаний и практического опыта.
Муниципальное общеобразовательное учреждение многопрофильная гимназия № 12 города Твери с начала 1990-х годов активно занимается вопросами качества образования. За эти годы в образовательном учреждении созданы условия для практической реализации качественного образования. Педагогический коллектив — 110 учителей — активно включён в следующую инновационную деятельность:
- пропедевтика профильного обучения в 5–8 классах (раннее профилирование);
- предпрофильное обучение в 9-х классах;
- мультипрофильное обучение в 10–11 классах;
- реализация трёх моделей лингвистического образования в условиях гимназии: базовый уровень (3 часа в неделю), повышенный (5 часов) и углублённый уровень (6–11 часов в неделю);
- апробация ряда модифицированных программ и новых УМК по профильным дисциплинам в 1–3, 5–6, 10 и 11 классах (в т. ч. ФГОС в начальной и основной школах);
- углублённое изучение физики, химии, английского, немецкого и французского языков — апробация, внедрение новых УМК, модифицированных и авторских программ;
- реализация авторских программ по английскому, немецкому и французскому языкам в лингвистических классах с углубленным изучением иностранных языков;
- интеграция профильных дисциплин и образовательной области «Технология» (обучение основам профессий «Переводчик-референт», «Лаборант физики», «Лаборант химии»);
- апробация авторских программ интегративных курсов: культуроведение зарубежных стран в 8 лингвистических классах, изобразительное искусство и технология в 1 классах, экономика, право и обществознание в 8–11 экономических классах;
- апробация и внедрение авторских программ по ряду элективных курсов (латинский язык и китайский язык, практическая стилистика, решение задач повышенного уровня и т.д.);
На сегодня в гимназии обучается 1800 учащихся 1–11 классов.
С 2005 года на базе гимназии как базовой инновационной школы региона стартовала новая модель Программы по повышению квалификации учителей иностранного языка Тверской области. Более 300 учителей английского и немецкого языков прошли курсы повышения квалификации для учителей английского языка по новой модели за эти годы: большая часть занятий со слушателями курсов носила практико-ориентированный, деятельностный характер. Курсы проходят в аудиториях и информационном центре гимназии.
Учителям иностранных языков предоставляется возможность для профессионального роста и непрерывного профессионального образования с использованием дифференцированного подхода к каждому слушателю. Организаторы курсов проводят занятия со слушателями таким образом, чтобы помочь учителю развитию навыков для внедрения изменений в практику преподавания английского и немецкого языков в своих школах.
Программа курсов повышения квалификации учителей иностранных языков строится на рефлективном и проектном подходах. Она базируется на активном использовании практического опыта учителей. Участники программы не получают готовых ответов на вопросы или «рецептов». Программа способствует их самостоятельному поиску и решению проблем с опорой на свой опыт.
ПЕРВАЯ ЗАДАЧА в рамках I сессии состоит в определении языковых (речевых) и методических трудностей учителя иностранного языка. С этой целью участникам курсов предлагаются диагностические работы языкового и методического содержания.
ВТОРАЯ ЗАДАЧА заключается в организации и проведении рефлексии учебной деятельности учителя (в течение сентября — октября до начала II сессии организуется серия дистанционных консультаций и виртуальных методических тренингов по всем направлениям профессиональных затруднений учителя с дальнейшим выходом на создание виртуального сетевого методического объединения учителей английского (немецкого) языка Тверского региона).
ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА — информирование учителей об актуальных вопросах методики и лингводидактики преподаваемого предмета.
В ходе II сессии учителям предлагается дифференцированный лингвистический и методический тренинг и организуются практические мастерские по новым информационным и коммуникативно ориентированным педагогическим технологиям силами учителей — победителей национальных проектов лучших учителей РФ гимназий и школ Тверской области, преподавателей кафедр факультета иностранных языков и международной коммуникации Тверского государственного университета.
В основу программы второй сессии (языковая и речевая практика) легли концептуальные положения коммуникативного развивающего метода Е.И. Пассова. Коммуникативный метод означает направленность всего процесса обучения на формирование речевых умений. Одно из самых важных умений человека — способность общаться с другими людьми. На занятиях со слушателями происходит обучение общению через общение. Участник занятий становится субъектом процесса обучения. В умении вести диалог, совместно решать поставленные цели реализуется принцип сотрудничества.
Обновление содержания обучения иностранным языкам проявляется и в том, что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности слушателей — учителей английского языка, на усиление деятельностного характера обучения в целом.
Особое внимание при отборе содержания обучения английскому языку уделяется социокультурным знаниям и умениям, позволяющим слушателям курсов приобщаться к культуре страны/стран изучаемого языка и адекватно представлять культуру своей страны в процессе иноязычного общения.
Языковая и речевая составляющие данной программы базируются на следующих принципах преподавания иностранного языка:
- Принцип овладения всеми аспектами иноязычной культуры[1] через общение.
- Принцип взаимосвязанного обучения аспектам иноязычной культуры.
- Принцип моделирования содержания аспектов иноязычной культуры.
- Принцип управления учебным процессом на базе его квантования[2] и программирования.
- Принцип системности в организации обучения иностранным языкам.
- Принцип обучения иностранным языкам на основе ситуации как системы взаимоотношений.
- Принцип индивидуализации в овладении иностранным языком.
- Принцип развития речемыслительной деятельности и самостоятельности учащихся в овладении иностранным языком.
- Принцип функциональности в обучении иностранному языку.
- Принцип новизны в обучении иностранным языкам.
III сессия позволяет участникам курсов обменяться опытом практической деятельности и поучаствовать в мастер-классах учителей базовой школы по реализации компетентностно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам.
Учителям в ходе данной сессии предоставляется возможность:
- ознакомиться с теорией ключевых компетенций и различными моделями и технологиями реализации на уроке и во внеурочной деятельности компетентностно-деятельностного подхода (в первую очередь, кейс-технологии при обучении иноязычному говорению, дискурс-компетенция при обучении письменной речи, экспресс-проекты, web-проекты, презентации в MS PowerPoint и т. д.);
- разработать индивидуально или в группах проект внедрения компетентностного обучения в практику преподавания английского (немецкого) языка;
- разработать методику оценивания учебных достижений учащихся на уроке иностранного языка с позиций компетентностного подхода;
- разработать методику оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся.
На заключительных занятиях в ходе собственных презентаций и рефлексии учебной деятельности слушатели курсов обмениваются мнениями, высказывают пожелания по дальнейшим путям совершенствования данной модели.
Таким образом, мы апробировали новую модель курсов ПК, которая базируется на дифференцированном подходе к учителю английского (немецкого) языка при прохождении курсов.
Вторым интересным направлением в работе гимназии № 12 города Твери является непрерывная практика магистрантов 1-го и 2-го курсов факультета иностранных языков Тверского университета, будущих учителей старшей профильной школы. Магистранты проводят несколько часов в неделю на уроках и семинарах ведущих учителей гимназии, выступают в роли помощника учителя, разрабатывают лингводидактический материал, готовят и проводят уроки по определённым аспектам и спецкурсам в профильных лингвистических классах, в которых I иностранный язык изучается до 11 часов в неделю, занимаются научно-исследовательской работой со старшеклассниками, готовят доклады, рефераты, исследования на гимназические, городские и университетские конференции, оказывают посильную помощь учителю при подготовке к международному кембриджскому сертификату, ЕГЭ и олимпиадам по предмету.
В гимназии магистранты имеют возможность прослушать авторский спецкурс Андрея Валентиновича Мишина, заслуженного учителя РФ, в рамках своей специализации «Социальные формы и интерактивные методы обучения». Содержательно данная дисциплина призвана помочь углублённо изучить актуальные вопросы преподавания иностранных языков в различных типах и видах общеобразовательных учебных заведений, включая профильные школы. В ходе изучения дисциплины магистранты систематизируют, уточняют, дополняют свои знания методики преподавания иностранных языков, изучают специфику обучения иностранным языкам школьников разных возрастов, осознают основные тенденции развития современного языкового образования в российской школе, знакомятся с основными тенденциями развития лингвистического образования в мире. В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: активизация мыслительной деятельности, заполнение таблиц, работа с раздаточным материалом, подготовка письменных творческих работ, составление рефератов, подготовка сообщений, дебаты, работа в группах, кейс-технологии, работа с интерактивной доской, работа с аудио- и видеоматериалами, с современными цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР).
Одной из главных ценностей МОУ гимназии № 12 является стремление к самосовершенствованию, воплощению в современных и привлекательных образах, увеличению качества и количества предоставляемых социальных и образовательных услуг. Девизом образовательного учреждения все эти годы остаётся крылатое выражение «Non progredi est regredi» — «Не идти вперёд значит идти назад». Двери нашей гимназии всегда открыты для новых идей, интересных встреч. Добро пожаловать в инновационную базовую школу Тверского региона — МОУ многопрофильную гимназию № 12 города Твери.
Приложение 1
Примерный учебный план Программы ПК учителей ИЯ
на базе гимназии № 12 г. Твери
Приложение 2
Открытие школы № 12 города Калинина (ныне Твери) состоялось в 1936 году. В настоящее время наше образовательное учреждение размещается в трех зданиях. В 1989 г. была произведена реконструкция: построены бассейн, спортивный и актовый залы, столовая, библиотека.
На протяжении десятилетий (с 1972 г.) гимназия является базовой школой Тверского государственного университета (ТвГУ) и Тверского областного института усовершенствования учителей (ТОИУУ).
С 1993 года педагогический коллектив активно сотрудничает с лабораторией ТОИУУ «Теория и практика воспитательных систем» (в 1993–1998 являлась экспериментальной площадкой всероссийской лаборатории воспитания и обучения).
С 1986 года сложилась система профильного обучения с 5 класса.
Первые международные контакты с Францией и Германией в 1990 году продиктовали необходимость создания в нашей школе лингвистических классов с углубленным изучением английского, французского и немецкого языков (1994 г.). А уже через 2 года состоялись первые лингвистические стажировки в Великобритании.
1993 год — общеобразовательное учреждение получило статус школы с классами, спрофилированными на вуз.
2002 год — общеобразовательное учреждение становится школой с углублённым изучением отдельных предметов (естественнонаучного и гуманитарного направлений).
2005 год — получен статус базовой инновационной школы Тверской области.
2006 год — школа вошла в 30 лучших школ России в рамках федерального конкурса «Серебряный колокольчик».
2007 год — победитель городского конкурса «Самая красивая школа».
2006 и 2008 годы — школа дважды стала победителем в конкурсе «Лучшая школа России» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
2006–2011 годы — 12 педагогов школы явились победителями конкурса «Лучший учитель России» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
2008 год — школьной библиотеке присвоено звание «Образцовая школьная библиотека».
2009–2012 годы — победитель городского конкурса «Методических служб».
2010 год — присвоен статус многопрофильной гимназии № 12 г. Твери.
2010 год — гимназия стала пилотной площадкой по апробации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в Тверской области.
2010 год — муниципальный центр дистанционного образования в г. Твери.
2010 год — гимназия награждена дипломом городского конкурса «Самая красивая школа».
2011 год — Центр повышения квалификации педагогических работников Тверской области.
2011 год — победитель городского конкурса «Самая красивая школа-2011».
2012 год — театральной студии «ПРЕМЬЕР» присвоены звания «Образцовый детский коллектив» и «Народный самодеятельный коллектив».
[links&resources]
[1] Под иноязычной культурой здесь понимается всё то, что способен принести учащимся процесс овладения иностранным языком в учебном, познавательном, развивающем и воспитательном аспектах (Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества).
[2] Квантование — расчленение на определенные части, которое позволяет программировать учебный процесс и управлять им.