НОВЫЙ УМК — «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ»
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Среда 14 декабря 2011Традиционно в конце учебного года методическими объединениями (МО) проводится коллективный анализ эффективности работы по действующим УМК. Вашему вниманию предлагается обзор материалов учителей английского языка в МОУ «Лицей № 1» г. Воронежа только по одному вопросу: разным аспектам освоения нового УМК — «Английский в фокусе».
настроение: заинтересованное, созидательное
ключевые слова: «Английский в фокусе», мотивация учащихся, коллективное творчество, коммуникация, моторика, восприятие информации, языковой портфель, развитие умений, ЕГЭ, субъектность
город: Воронеж
Школьным МО учителей иностранного языка воронежского лицея № 1 много лет руководит Л.А. Аяцкова. Её статья об опыте использования цифровых технологий в процессе преподавания была опубликована в нашем журнале (Лилия Аяцкова. «Могучая точка» Powerpoint. Выпуск № 1, осень 2011). Понимая важность развития рефлексивной деятельности не только у сегодняшних учеников, но прежде всего у самого учителя, МО систематически организует работу учителей по осмыслению и описанию собственного опыта, коллегиальному обсуждению наработок коллег по разным аспектам преподавания. Это один из живых, неиссякаемых и, по оценке самих учителей, очень эффективных источников постоянного педагогического роста.
Надеемся, эти материалы помогут вам в подготовке к такой важной работе.
К анализу УМК «Английский в фокусе» с позиции учета
психологических особенностей младших школьников
Боева Ольга Сергеевна,
учитель английского языка
первой квалификационной категории
Работать с младшими школьниками очень интересно. Дети в этом возрасте от природы любознательны, полны энтузиазма и восприимчивы ко всему новому. Дети любят фантазировать. Они часто придумывают себе друзей, представляют себя героями любимых книг, мультфильмов и т. д.
Способность к фантазии, богатое воображение маленьких учеников успешно используются при работе на уроках с УМК «Английский в фокусе». Неотъемлемая часть уроков — разыгрывание диалогов, исполнение песен и рифмовок, постановка пьес. Каждый уровень этого УМК предлагает готовые пьесы, постепенно усложняющиеся, но неизменно интересные детям тематические диалоги, песни и рифмовки, которые при первом знакомстве всегда вызывают улыбку детей, а значит, обеспечивают их мотивацию к дальнейшей работе. Песни несложные, в основном содержат знакомые слова и структуры. Дети исполняют их с удовольствием, в сопровождении соответствующих движений (приём TPR — Total Physical Response). Это, с одной стороны, удовлетворяет возрастную потребность младших школьников в двигательной активности, игровой деятельности, с другой стороны, обеспечивает понимание текста песни и способствует — через моторику — его быстрому запоминанию.
У детей этого возраста слабо развиты навыки общения в коллективе, они ещё не умеют подчиняться правилам поведения в группе. Для развития коммуникативных умений в учебник включены разнообразные игры, которые учат детей общаться и сотрудничать со сверстниками. Каждый модуль УМК «Английский в фокусе» предлагает такие игры, что позволяет детям эффективнее усвоить изучаемый материал, так как в игре новые слова и структуры запоминаются легче и быстрее, а играют дети всегда с удовольствием. Игры в этом УМК не противостоят учебной деятельности, не проводятся «для разрядки», а являются неотъемлемой в системе УМК формой обучения, воспитания и развития.
Детское внимание очень неустойчиво, и требуется постоянная смена заданий в процессе урока. В УМК «Английский в фокусе» для начальной школы предусматривается смена видов деятельности каждые 5–10 минут. Таким образом, учитель, организуя разнообразную интересную деятельность с логичным переходом от одного вида работы к другому, развивает произвольное внимание детей.
Учтены и индивидуальные особенности детей. Так, в УМК предусмотрены задания, позволяющие использовать все каналы восприятия. Для детей-визуалов предоставлены разные виды наглядности: красочные иллюстрации учебника и рабочей тетради, раздаточный материал, плакаты и видеофильмы. Большинство текстов записано на диски со звуковым и музыкальным оформлением, что отвечает потребностям детей-аудиалов. Для детей-кинестетиков предлагаются песни и рифмовки, сопровождающиеся движениями. Таким образом, у каждого учащегося есть шанс эффективно усвоить большую часть информации. При этом всем детям обеспечивается гармоничное развитие всех видов восприятия.
Воображение младшего школьника достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Благодаря такому компоненту УМК как Языковой портфель, можно постоянно повышать мотивацию учащихся и развивать их творческий потенциал через самостоятельное выполнение дополнительных творческих заданий по выбору учащихся.
Дети учатся успешнее, если активно работает их опорно-двигательный аппарат и моторика рук. Изготовление поделок своими руками — ещё один эффективный способ запоминания материала. Рисование изготовление способствует развитию мелкой моторики глазомера. УМК «Английский в фокусе» также предлагает широкий выбор материала для изготовления поделок, рисования раскрашивания.
Таким образом, практика работы подтверждает, что одним из ключей эффективности урока является адресный ориентир УМК «Английский в фокусе» на психологические особенности детей младшего школьного возраста. Это позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других людей, а также поддержать и сохранить интерес детей к изучению английского языка
Языковой портфель — новый инструмент успеха
в обучении английскому языку
Капкан Ирина Васильевна,
учитель английского языка
В последнее время получила распространение практика предоставления «портфолио» при поступлении в старшие классы, переходе из одной школы в другую, но что это такое, как правильно его составить, для многих российских школьников остаётся загадкой. И именно УМК «Английский в фокусе» помогает разрешить эту трудную задачу, освоить учащимся такие важные на сегодня умения анализировать свою деятельность, делать выбор, применять знания и речевые умения в новых нестандартных ситуациях.
«Языковой портфель» (My Language Portfolio) — один из компонентов УМК «Английский в фокусе», значение которого многие учителя недооценивают не только для системы работы с данным УМК, но и образования в целом.
Как же работать с языковым портфелем? Что можно посоветовать из опыта работы?
В самом начале учебного года я прошу учащихся завести папку, которую они будут приносить периодически на урок. Она состоит из 3-х разделов: языковой паспорт (Language Passport), языковая биография (Language Biography) и досье (Dossier), в котором будут накапливаться материалы личного языкового портфеля ученика. Это будут не только страницы с выполненными заданиями, вырезанные из пособия «Языковой портфель» (My Language Portfolio), но и множество других материалов. Личный языковой портфель моих учеников включает проекты, письменные работы, видеокассеты со школьными праздниками, спектаклями с их участием, а также оценочные табели, отзывы учителей, сертификаты и т. д. Иными словами, это подборка материалов, которые ученик хочет сохранить как свидетельство того, чему он научился в процессе изучения английского языка. При этом основной акцент делается на процесс учения — составляя свои языковые портфели, ученики развивают умение работать самостоятельно. Однако на первых порах необходимо научить их, как организовать работу, хранить записи, правильно обращаться со своей собственной информацией и т. д.
Работу с языковым портфелем я обычно начинаю через несколько недель после начала работы с учебником, когда можно говорить о первых успехах и достижениях в изучении английского языка. В начале первого урока по языковому портфелю мы вместе читаем советы по организации портфеля, пролистываем всё пособие, беседуем — мне важно, чтобы детям стало понятно, для чего мы начинаем эту работу. Здесь же организую работу детей над разделом «Языковая биография» (Language Biography).
В работе со всеми разделами языкового портфеля я стараюсь точно следовать рекомендациям авторов УМК, приведенных в книге для учителя.
После того, как установлен порядок работы с языковым портфелем и учащиеся начинают работать самостоятельно, им может быть предоставлена большая степень ответственности и свободы. Однако и тогда детям необходима похвала и отзыв учителя. При презентации выполненного задания не жалею слов для похвалы учащихся, использую разнообразные формы поощрения.
Для проверки материалов, накопленных в «Досье», я обычно выделяю последний урок в четверти. Мы организуем выставки-показы как для учеников, так и для родителей. Для старшеклассников практикуем размещение творческих работ на сайте школы.
Как показала практика, языковой портфель служит не только средством неформального оценивания достижений учащихся по английскому языку, но также значительно повышает их мотивацию для дальнейшего изучения предмета, учит их аккуратно оформлять записи, организовывать папку, развивает навыки письменной речи. Используя иностранный язык, дети раскрывают свою личность, мысли, мечты.
Развитие языковой компетенции на уроках английского языка:
УМК «Английский в фокусе» (10–11 класс)
как средство подготовки к успешной сдаче ЕГЭ
Колупаева Е.А,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
Современные тенденции обучения английскому языку предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного характера в процессе развития умений иноязычного речевого общения.
УМК «Английский в фокусе» (10–11 класс) обеспечивает успешную реализацию всех задач обучения, в том числе — развитие языковой компетенции, основанной на систематизации ранее изученного материала, овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения, увеличение объема используемых лексических единиц, развитие навыка оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.
Учебно-методический комплект «Английский в фокусе» для учащихся 10–11 классов создан с учетом требований не только федеративного компонента Государственного стандарта общего среднего образования по иностранным языкам, но и в соответствии с европейскими стандартами в области изучения иностранных языков, что является его отличительной особенностью.
В учебниках большое внимание уделяется развитию всех видов речевой деятельности (умений аудирования, говорения, чтения и письма) с помощью разнообразных коммуникативных заданий и упражнений. Учет достижений учащихся осуществляется разнообразными формами и способами контроля и самоконтроля.
Подробно рассмотрим задания в формате ЕГЭ: Spotlight on Exams.
Цель этой рубрики — уделить повышенное внимание заданиям в формате единого государственного экзамена по английскому языку, организовать практику их выполнения в процессе обучения в рамках изучаемой темы. В разделе содержатся задания на аудирование, чтение, говорение и письмо, а также использование английского языка в речи (лексико-грамматические задания). Все задания по аудированию для работы в классе записаны на CD.
Задания разнообразны по формулировкам в соответствии с развиваемыми и проверяемыми видами деятельности (см. кодификатор содержания экзаменационной работы ГИА), например в учебнике (Student’s Book) для 10 классов:
RNE Listening:
- Disc 1, Track 29, с. 60: Listen and choose the correct answer (A, B or C) for each question (1–7);
- Disc 2, Track 11, с. 79: Listen and fill in the gaps (1–6);
- Disc 2, Track 25, с. 99: Listen to the speakers 1–5. Which of the comments below might each speaker say? There is one comment you don’t need to use.
В учебнике для 11 классов RNE Listening:
- Disc 1, Track 23, с. 42: Listen to the radio interview. For each question (1–7), choose A, B or C;
- Disc 3, Track 10, с. 99: Listen to the radio programme. For each question (1–7), choose A, B or C.
Подобные задания направлены на развитие умений отделять главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты, определять собственное отношение к информации, а также извлекать из аудиотекста интересующую учащихся (или заданную) информацию.
Следует отметить удачно подобранные задания по чтению в формате ЕГЭ. В учебнике для 10 класса выполнялись следующие виды заданий в разделе RNE Reading:
- с. 24: Match the texts (1–6) to the headings (A–G). There is one extra heading that you do not need to use;
- с. 60: Match each profile (1–5) to a text (A–F). There is one text that you do not need to use. What job would you apply for if you…?
- с. 78: Read the article, then choose the correct answer (A. B. C or D) for questions 1–7.
В учебнике для 11 класса следует отметить RNE Reading:
- с. 24: Read the text above and fill in the gaps (1–6) with the phrases (A–G). There is one phrase that you do not need to use;
- с. 60: Read the text, then choose A, B, C or D for each question (1–7);
- с. 116: Read the passage, then choose the correct answer (A, B, C or D) for questions 1–7.
Такие задания обеспечивают последовательное развитие умений в ознакомительном, изучающем, поисковом/просмотровом чтении, не вырывают подготовку к итоговой аттестации из системы обучения по УМК.
В процессе работы с учащимися были отмечены эффективные задания в разделе RNE Use of English. В частности словообразование всегда является одним из самых проблематичных аспектов обучения лексике как на уроке, так и на экзамене. В учебнике для 10 класса RNE Use of English следует выделить следующие задания, способствующие освоению словообразования:
- с. 25: Choose the best word (A–D) for each gap (1–7);
- с. 43: Complete the gaps (1–8) with a word derived from the word in bold;
- с. 79: Choose the best word (A, B, C or D) for each gap (1–7);
- с. 155: Complete the gaps (1–7) with the correct word formed from the words in bold.
В учебнике для 11 класса следует отметить задания RNE Use of English:
- с. 43: Fill in the gaps (1–7) with a derivative of the words in bold;
- с. 81: Choose the best word (A, B, C or D) for each gap (1–7);
- с. 117: Complete the gaps with the correct word(s) formed from the the words in bold.
В рубрике ЕГЭ (RNE) учащиеся 10–11 классов ознакомились со всевозможными заданиями на говорение (монологическая и диалогическая речь), например (10 класс):
- с. 43: Buying a present for your parents’ wedding anniversary;
- с. 61: Calling the cafe´ manager to ask about possible summer job;
- с. 79: Give a 2-minute talk about an endangered species (тренирует навыки монологической речи).
11 класс:
- с. 61 (диалог о вариантах проведения свободного времени после экзаменов);
- с. 81 (двухминутный монолог о профессии медика);
- с. 117 (диалог о переспективах изучения испанского языка и т.п.)
Наконец, следует рассмотреть раздел подготовки к письменной части ЕГЭ. В учебнике для 11 класса предложены варианты письма личного характера на с. 25, 43, 61, 99, 135. Учащиеся высказывали свое мнение о бесплатном медицинском обслуживании (с. 81); им предлагалось написать эссе на тему вреда авиаполетов для окружающей среды (с. 153). В «Student’s Book 10» рассматривались темы личного письма на с. 25, 43, 61, 99, 137. Требовалось написать эссе, выражающее личное мнение (на с. 119), на тему употребления нездоровой пищи; эссе «за» и «против» по теме «Использование компьютеров в классе» на с. 155; эссе «за» и «против» на тему «Вырубка лесов» на с. 79.
Вышеперечисленные задания способствуют развитию умений:
- писать письмо личного характера;
- составлять план, тезисы письменного сообщения;
- рассказывать в личном письме о новостях;
- рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая личные суждения и чувства;
- описывать свои планы на будущее.
В заключение следует сделать вывод, что практическое владение английским языком — первое условие успешной сдачи экзамена. УМК «Английский в фокусе» развивает прочные умения в разных видах речевой деятельности, что предполагает последовательное формирование навыков использования в речи новых лексических единиц и грамматических структур, следовательно, владение английским языком на необходимом уровне (intermediate). Структура учебника с регулярной рубрикой ЕГЭ (RNE) обеспечивает готовность учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ как итогу школьного обучения.
УМК «Английский в фокусе»
как фактор формирования субъектности ученика
Спасибухова Инна Анатольевна,
учитель английского языка
УМК « Английский в фокусе», один из немногих УМК по английскому языку, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных учреждениях, также отвечает требованиям Европейских стандартов обучения иностранному языку. Построение данного УМК отвечает принципам личностно-ориентированного обучения, где приоритет отдается деятельности обучающегося. Задача учителя — организовать познавательную деятельность, научить учеников самостоятельно добывать знания, формировать собственное мнение.
В УМК «Английский в фокусе» представлены технологии обучения, основанные на субъектно-деятельностном подходе в обучении иностранному языку. Безусловной заслугой авторов УМК является создание атмосферы интенсивного включения в учебный процесс эмоциональной сферы учеников. В такой атмосфере ученик чувствует себя комфортно и свободно, обеспечивается развитие у него желания практически пользоваться иностранным языком. Для презентации языкового материала авторы создают ситуации, в которых ученик осознает, что изучение ИЯ в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с «программными требованиями».
Обобщая накопленный опыт использования УМК « Английский в фокусе» в работе с учащимися разных ступеней обучения, хочу отметить следующие положительные моменты, которые нашли своё положительное отражение в результатах обучения:
- УМК построен с учетом коммуникативного подхода.
- При разработке оптимально учтены возрастные особенности обучаемых, их возрастные интересы и индивидуальные склонности.
- Изучая английский язык с использованием данного УМК, учащиеся приобретают прочные навыки групповой и парной работы.
- Аудиоматериалы, представленные в УМК, являются идеальными моделями для использования английского языка в реальных ситуациях общения. Носители языка говорят в нормальном темпе, на записях присутствуют естественные шумовые эффекты.
- Интерес представляет система обучения грамматике. Грамматический материал всегда представлен в соответствии с необходимостью решения определенной коммуникативной задачи.
- Использование проектных методов обучения, привлечение интернет-ресурсов повышает мотивацию учащихся, а следовательно и эффективность обучения.
Образовательный процесс должен активизировать имеющиеся у каждого ребенка интеллектуальные способности и задатки, актуализировать его знания и речевой опыт, включать в себя его эмоции, развивать личностные параметры. Поэтому важно строить учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся, решая те или иные коммуникативные задачи, испытывали потребность в самообразовании и самосовершенствовании, практическом использовании иностранного языка. УМК « Английский в фокусе» позволяет реализовать эти задачи успешно.