«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Пятница 11 октября 2013

Одной из важных проблем педагогики сегодняшнего дня является проблема свободного времени школьников. Пустое времяпрепровождение, неумение организовать свой досуг, увы, столь свойственные современным подросткам, заставляют обратиться к проблеме чтения как одного из способов полезного досуга. Обычно с приближением лета мы, преподаватели ИЯ, вновь начинаем волноваться, что за время летних каникул учащиеся в значительной мере утрачивают приобретенные ими умения и навыки по иностранному языку. И здесь на помощь тоже приходит чтение — так называемое летнее чтение.

настроение: превосходное

ключевые слова: проблема чтения, коммуникация учитель-ученик, развитие личности ученика, навыки чтения вслух, фонетическая отработка текста, чтение в интернете, организация выразительного чтения, интерактивное чтение

город: Санкт-Петербург

Чтение является важным аспектом ещё и потому, что обеспечивает процесс коммуникации между учителем и учеником, между учеником и учеником.

Ориентация образования имеет главную цель — развитие личности ученика на основе освоения различных способов действий, формирование у него умений ориентироваться в больших объемах информации, совершенствовать умения правильного, эффективного чтения.

В чтении выделяется содержательный план, то есть о чем текст, и процессуальный план, то есть как текст прочитать, озвучить. В организации обучения чтению на начальном этапе необходимо, помимо навыков чтения, отрабатывать артикуляцию, которая определяет качество чтения. Фонетическая отработка текста сочетается с работой в аспекте осознанности чтения: пониманием значения (переводом) незнакомых слов, объяснением грамматических явлений, переводом сложных синтаксических структур текста.

Для освоения графемно-фонемных соответствий на сознательной основе на начальном этапе обучения чтению можно выполнять следующие упражнения:

  • ученик пытается прочитать слово самостоятельно;
  • учитель дает образцовое чтение;
  • класс читает хором после учителя;
  • ученик читает вслух;
  • далее следует проконтролировать чтение слабых учащихся.

Обучение чтению слов может осуществляться:

  • на основе ряда слов с одним и тем же звуком, читаемых по правилам. Слова, не соответствующие этому правилу, но с тем же звуком, тоже включаются в ряд этих слов, например duck, run, jump, son, mother;
  • с использованием частичной транскрипции с выделением соответствующих букв, передающих данный звук, например [u:]: too, school, fruit, ruler, blue, two, do;
  • с использованием полной транскрипции слов;
  • по аналогии, например, дети умеют читать слова right, night, им нужно прочитать новое слово light. (Для правила мало слов, а установить ассоциацию нужно). Или brought — thought, ring — bring, drink — think.

Во всех случаях желательно, чтобы первыми читали дети, чтобы учащиеся читали осознанно. В случае чтения за учителем или диктором слов овладение чтением происходит на основе имитации.

Случается, что в используемых учебниках для начального этапа обучения недостаточно заданий для закрепления правил чтения. В таком случае на уроках я использую дополнительные упражнения, которые помогут младшим школьникам не только повторить изученные правила чтения, но и будут способствовать развитию мышления (анализировать, сравнивать, обобщать).

Примеры таких упражнений:

  1. Odd one out (Убери лишнее слово):

    a) Pet, red, pen, Pete, hen.
    b) And, take, Ann, bad, fat.

  2. Put these words in 2 columns (Распредели эти слова в две колонки):

    Ann, name, and, skate, bad, take, cat, can, brave.

В современной методике детей обучают чтению целых слов, используя приём «Look and say» («Посмотри и скажи»). Автоматизация распознания новых слов и их написание происходит в различных игровых заданиях, которые можно использовать при фронтальной, групповой и парной работе.

Рассмотрим некоторые из них.

Flashing a card. (Промелькнувшая карточка).

В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово учитель пользуется карточками с написанными на них словами. Учитель держит карточку со словом изображением к себе, затем быстро показывает учащимся и снова поворачивает к себе. Дети угадывают и называют слово. Учащимся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов.

Для проведения следующих игр понадобятся индивидуальные комплекты карточек.

Memory «Pairs». (Игра на развитие памяти «Пары»).

Учащиеся играют в группах или по парам. Используют комплект картинок и карточек со словами на определённую тему. Комплект с картинками раскладывается обратной стороной вверх. Задание «Прочитай слово и найди картинку». Выигрывает тот, кто соберёт большее количество пар.

Three in a row! («Три подряд!»).

Учащиеся выбирают 9 карточек и раскладывают на заранее приготовленное учителем игровое поле, состоящее из девяти квадратов. Учитель вытаскивает карточку из стопки на столе и называет её. Если у учащегося есть такая карточка, он переворачивает ее. Тот, у кого получится ряд из трёх перевёрнутых карточек, говорит: «Three in a row». Продолжать игру до тех пор, пока учащиеся перевернут все свои карточки. По окончании игры дети называют все слова на своём игровом поле.

Навык чтения вслух формируется и на целых текстах. Не следует один и тот же текст читать многократно, не меняя при этом задание. Практически на каждом уроке учащиеся читают новый текст. Если же один и тот же текст предлагается прочитать дважды, в классе и дома, то задания к нему меняются.

В организации обучения выразительному чтению, помимо прослушивания аудиозаписей и имитационного чтения, можно использовать:

  1. Интонационную разметку (то есть поставить ударения, разделить на синтагмы, указать мелодику), цель такой работы — подготовить детей к осознанной имитации.
  2. Парное обращенное чтение, которое направлено на развитие способности наилучшего понимания содержания и передачи его другому лицу.
  3. Контрольное индивидуальное чтение вслух.

При чтении вслух важно следить за эмоциональностью и выразительностью. Для этого следует давать учащимся специальные задания типа:
представь себе, что ты посылаешь звуковое письмо другу, в котором рассказываешь о … .

С целью совершенствования техники чтения на уроках следует проводить упражнения, предназначенные для развития беглости чтения про себя, так как в процессе самостоятельного чтения учащиеся не могут следить за своим темпом и тем более ускорять его. Для этой цели целесообразно использовать небольшие по объему тексты, с тем, чтобы все упражнение, выполняемое в условии дефицита времени, занимало не более 5–6 минут. Большое значение имеет в данном случае регулярность проведения этого упражнения, а не количество читаемого за один раз.

При переходе от чтения вслух к чтению про себя можно давать различные задания поискового и описательного характера.

Исключительное значение имеет использование описательных форм работы над текстом. На заключительном этапе работы над лексическим материалом создается возможность «превратить» деятельность в умение и навык. Ученик должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого им самим должен быть найден выход.

Описательные формы работы над текстом имеют преимущества перед простым пересказом, так как они позволяют создать у учеников заранее некоторые общие установки на понимание текста.

В заданиях на уроках чтения можно выделить 3 группы:

  • игровые (они обязательны на начальной ступени, но и старшие с удовольствием включаются в игру);
  • работу с пониманием содержания текста;
  • дискуссионные (более приемлемы в старшей школе, но элементы постепенно вводятся и на начальном этапе).

Вот некоторые примеры форм и приёмов работы, которые я широко использую в практике обучения чтению.

Игровые приемы:

  • объявление о розыске (Кто? Откуда? Возраст? Что носил? Где видели? С кем? Внешность? Зачем разыскивается?);
  • бюро находок (игры с предметами и картинками — Чье это? Что взяли с собой? Что забыли?);
  • путаница с именами (поиск ошибок во фразе типа «Мистер и миссис Дарлинг, их дочь Нана и сын Питер — пираты»);
  • создание киносценария (Каких персонажей и в какой местности вы будете снимать?);
  • воздушный шар (Без кого из второстепенных героев может обойтись сюжет?);
  • кроссворд (с использованием лексики из текста).

На понимание содержания текста:

  1. Расположи события в хронологическом порядке.
  2. Узнай героя по описанию, кто был положительный, а кто отрицательный, что случилось с каждым в конце.
  3. Каждый герой имеет свой секрет: какой и почему?
  4. Кто и когда был удивлен, испуган, рассержен, расстроен?
  5. Кто это сказал? В какой ситуации?
  6. Выбери иллюстрацию, которая подходит/не подходит к тексту, эпизоду.
  7. Начерти текстограмму эмоций героя.

Дискуссионные:

  1. Подбор эпиграфа.
  2. Причины и следствия событий.
  3. Личное отношение к поступкам героя.
  4. Личностные изменения героя.
  5. Советы героям.
  6. Подбор аргументов.

Работая над текстом, можно также подбирать пословицы, выражающие суть эпизодов, что позволяет знакомиться с народным творчеством. Продолжением работы над текстом в случае, если он является фрагментом художественного произведения, может быть просмотр фильма или спектакля.

Отдельно хочу остановиться на использовании Интернета в обучении чтению. Это может стать разнообразной, увлекательной и эффективной работой, в частности, из-за наличия в Интернете множества текстов разных жанров. В качестве примера расскажу о работе с одним вариантом материала: онлайн-версиями зарубежных газет.

Неоспоримое достоинство версий газет, представленных на интернет-сайтах, в сравнении с их печатными версиями, — это их актуальность и современность. Естественно, и для учащихся чтение и обсуждение последних мировых новостей интереснее и полезнее, чем работа со старыми печатными версиями изданий. Так как в Интернете новости постоянно обновляются, они позволяют учащимся ориентироваться в более широком кругу событий и заголовков, будучи удобно соотнесенными с изучаемыми темами.

Необходимо сказать о формах этой работы. Можно предложить учащимся выбрать из любой англоязычной газеты три заголовка, которые привлекут их внимание, переписать их в форме трёх грамматически полных предложений, предположить содержание статьи до её прочтения, а затем прочитать и проверить правильность прогнозов. Это позволяет повысить мотивацию к чтению, развивать аналитические навыки школьников, особенно важные при чтении текстов с высокой информативной и лексической нагрузкой, развивать языковую догадку, темп чтения.

На подобных уроках всегда получается органично сочетать работу над развитием умений чтения и устной речи, поскольку обсуждение предполагает и монолог, и диалог, особенно когда речь идёт о текущих событиях в мире. Не менее полезно бывает взглянуть на одно и то же событие с разных точек зрения: например, то, как английские и российские газеты освещают его или какие новости разные газеты выбирают для своих первых полос. Это отличная возможность поговорить о различии культур, менталитетов разных народов и о том, что их объединяет. Можно предложить ученикам работать в малых группах (по два-три человека), просмотреть статьи, охватывающие разную стороны жизни: новости, спорт, погоду, культуру — и потом обсудить их.

Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса, то есть сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить материалы о погоде или культурных событиях.

Уроки чтения будут богаче и интереснее, если учитель будет включать в их содержание аудиосредства. Использование записей небольших по объёму произведений с визуальной опорой на печатный текст помогает в обучении выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Особое значение имеют аудиозаписи при чтении стихов, переводе стихотворных произведений. По традиции в нашей гимназии ежегодно проводится конкурс переводов стихов. Многолетний опыт моей работы в школе дает возможность сделать вывод о том, что учащиеся справляются лучше с более трудными, но интересными в познавательном плане текстами, чем с легкими, менее интересными.

Интерактивное чтение — это процесс, при котором для понимания текста учащиеся активизируют свои прошлые знания, связывают их с новой информацией, полученной при чтении, взаимодействуют с текстом, интерпретируют его, обсуждают, слушают друг друга, оценивают свои мысли и чувства по поводу прочитанного. Для развития умения интерактивного чтения я использую задания, вовлекающие учащихся в чтение (engagement activities). Некоторые из этих заданий выполняются до чтения текста, другие могут быть использованы по мере продвижения читателя в тексте, третьи являются наиболее эффективными после прочтения текста. Их цель — провести читателей «в, через и за текст», дать им возможность почувствовать себя погружёнными в литературу.

Первая группа заданий предназначена для активизации прошлого опыта учащихся, их знаний в той или иной области. Примером такого задания может служить заполнение таблицы «Знаю — Хочу знать — Узнал» (Know — Want — Learnt Chart)

Know Want Learnt

После объявления темы или названия произведения учащиеся аккумулируют свои знания о предмете, заполняя первую часть таблицы — Know. Затем учитель предлагает учащимся высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать в данной области, и заполнить вторую часть таблицы — Want. Третья часть таблицы — Learnt — заполняется после прочтения всего произведения или его части. Подобное задание предназначено для построения «мостика» между прошлыми знаниями учащихся и новой информацией.

The story takes place_______________________________________
____________________________________is a character of the story
who______________________________________________________
Another character of the story is________________________________
who______________________________________________________
A problem occurs when_______________________________________
After that,__________________________________________________
and_______________________________________________________
The problem is solved when___________________________________
The story ends with__________________________________________

Вторая группа заданий фокусирует внимание читателя на содержании рассказа, включая его основные элементы: место действия (setting), главных героев (main characters), проблему (problem), разрешение проблемы (solution), тему (theme) и нравственные ценности (moral values). Примером задания такого рода может служить «Рамка рассказа» (Story Frame). Схема содержит достаточно информации для того, чтобы учащиеся представили основное содержание произведения и смогли его пересказать. При работе с данной схемой учитель задаёт учащимся вопросы, помогающие им заполнить её, а потом просит рассказать о прочитанном произведении.

Третья группа заданий развивает мышление учащихся, их умения предсказывать, анализировать, сравнивать события рассказа и поступки героев. Предварительно обсуждаем с учащимися название произведения, иллюстрации. Затем они излагают свои предположения о событиях в отрывке, а после прочтения текста делают вывод о том, что же действительно произошло. По мере продвижения в чтении учащиеся всё больше обращают внимание на детали, соотносят описание событий. Цель задания — вызвать интерес к чтению, внутреннюю мотивацию.

Одним из условий успешного использования приёмов интерактивного чтения является наличие дискуссии, обсуждения. Если учащиеся вовлечены в живую дискуссию, их понимание литературного произведения значительно усиливается не только за счёт вопросов, задаваемых учителем, но и за счёт взаимодействия с другими учащимися. Для более плодотворного обмена мнениями во время дискуссии учитель должен выполнять следующие рекомендации:

  • выступать в роли организатора обсуждения и поддерживать его, обеспечивая взаимодействие;
  • иметь заранее заготовленные вопросы, чтобы вызвать комментарии или суждения учащихся;
  • активизировать различные мыслительные процессы учащихся (анализ, сравнение, оценивание);
  • включать всех учащихся в обсуждение, задавая им вопросы и поддерживая их, организуя фронтальную и групповую работу.

В заключение хотелось бы отметить, что работа над текстом дает ученику возможность расширить уже имеющиеся у него знания в той или иной области. Но не только: как правило, текст выполняет две основные функции: познавательную и воспитательную.

Чтение материалов о разных аспектах культуры стран изучаемого языка способствует созданию условий не только для активной познавательной деятельности, но и для воспитания таких качеств, как уважение к иной культуре, лучшее осознание своей родной культуры, формирование готовности к межкультурному диалогу.

Читая, учащиеся приобщаются к новому для них миру.

[links&resources]

1. Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения // Начальная школа — 2008. — № 3. — С. 67.
2. Левин Ю.И. О типологии непонимания текста // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. — М., 2008. — С. 581–594.
3. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы // Начальная школа. — 2010. — № 5. —
С. 99–101.
4. Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. — 2006. — № 3. — С. 16–21.
5. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? // Начальная школа. — 2007. — № 2.
6. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению // Начальная школа. — 2008. — № 7. — С. 24–27.
7. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям // Я — мама. — 2006. — № 2.
8. Юшкова Л.М. Совершенствование техники чтения // Начальная школа. — 2008. — № 5 — С. 15–17.
9. Яшина Н.П. Учить детей трудно, но интересно // Начальная школа. —2008. — № 6. — С. 24–46.
10. Яковлева В.И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. — 2007. — № 6 — С. 12–16.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.