ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПРИ ОВЛАДЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Понедельник 21 октября 2013Коллектив издательства «Просвещение» поздравляет с 60-летним юбилеем Зинаиду Николаевну Никитенко, лауреата премии Правительства России в области образования, профессора кафедры методики преподавания иностранных языков Московского педагогического государственного университета, автора 120 научно-методических работ, программ, статей, учебно-методических пособий и монографий.
Плодотворное сотрудничество автора и издательства насчитывает уже более двадцати лет, и начиналось оно с выхода в свет в 1991 году первого в России учебника английского языка для 1 класса. Одной из многих наших совместных побед является издание УМК по английскому языку для начальной школы, единственного в России курса, обеспечивающего преемственность между дошкольным образованием и начальной школой.
Сегодня хотелось бы не только поздравить с праздником талантливого автора, но и выразить огромную признательность за совместную успешную работу, за благородный труд во благо просвещения и развития нашей страны.
Коллектив издательства Зинаиде Николаевне желает дальнейших успехов, скорейшего воплощения идей и проектов, крепкого здоровья, поддержки коллег и друзей!
настроение: созидательное
ключевые слова: духовно-нравственные качества, межкультурное общение, становление личности, вербальные и изобразительные средства обучения, английский язык
Зинаида НИКИТЕНКО Екатерина НИКИТЕНКО
город: Москва
Мы живем в благодатное время, когда государство считает приоритетом школьного образования нравственное воспитание учащихся. В стандарте начального общего образования воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру выдвигается одной из главных задач, которая требует расстановки новых акцентов в образовательном процессе по иностранным языкам. Приоритетным следует признать духовно-нравственное развитие младшего школьника, поскольку «интеллект без нравственности бесполезен»[Патриарх Кирилл] и «любой прогресс реакционен, если рушится человек»[Андрей Вознесенский].
Модель образа личности младшего школьника и её структура: предметный аспект
Слово «образование» в русском языке ассоциируется со словом «образ». Образ получает свою конкретизацию в личностных качествах, которые необходимы нашим детям для участия в иноязычном общении с представителями других культур. Мы разработали модель образа личности младшего школьника, в которой получили отражение духовно-нравственные качества, необходимые для его участия в межкультурном общении[1].
Младший школьник — выпускник начальной школы РФ по иностранному языку:
- личность духовная: испытывающая гордость за свою семью, страну, культуру; любовь к родному языку; проявляющая интерес к чужому языку и иной культуре;
- личность гуманная: способная сопереживать; готовая помочь; стремящаяся к согласию при разрешении споров и конфликтов;
- личность творческая: стремящаяся к созиданию, к словотворчеству (создание своего, а не подражание и имитация), желающая сделать и узнать что-то новое (нарисовать школу своей мечты и рассказать о ней сверстнику-носителю языка и т. д.);
- личность практичная: умеющая самостоятельно работать с источниками информации (учебником, тетрадью, словарем); трудолюбивая; ответственная за свой труд;
- личность свободная, обладающая чувством собственного достоинства, уважающая иную культуру и иное мнение, способный находить общее и различное в родном и иностранном языке, находить общее и различное в родной и иной культуре.
Мы убеждены, что, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить становление личности с добрым отношением к окружающему миру, способной к созидательной, творческой деятельности. Воспитание рассматривается нами не как внешний по отношению к ученику процесс, а как внутренний: обретение личностью нравственных и культурных ценностей[3]. Суть этого постулата раскрывается в высказывании Патриарха Кирилла о том, что «нужно не воспитывать, а формировать ценности».
При овладении иностранным языком дети приобщаются к духу и культуре народа-носителя языка, но это приобщение должно обязательно опираться на родной язык и родную культуру: сначала условно говоря — «как у нас», а потом — «как у них». Факт чужой культуры, чтобы быть правильно воспринятым младшим школьником, предъявляется ему с опорой на родную культуру, но интерпретация этого факта должна происходить и с точки зрения его ценности для самих носителей языка: только тогда ученик будет испытывать гордость за «свое» и уважительно относиться к «чужому». Главным средством обретения младшими школьниками духовно-нравственных ценностей является их общение с учителем, который способен быть моральным эталоном и который формирует у них то или иное отношение к поступкам и фактам культуры.
Отстаиваемая нами идея приоритета духовно-нравственного развития получила свою реализацию в учебниках по английскому языку, которые используются во 2–4 классах начальной школы РФ.
Покажем, какой воспитательный эффект дает использование вербальных и изобразительных средств в УМК для 2 класса и как они работают на реализацию воспитательных задач начальной школы. Учебные тексты выступают в качестве воспитательного средства, если их вербальное содержание может быть интерпретировано в нравственном плане.
Приведем примеры из книги для чтения к учебнику английского языка для 2 класса: рассказ о маленькой сосульке, которая хочет найти друга, транслирует детям ценность дружбы. Все ее попытки оказываются неудачными, но она продолжает искать друга и находит его — такую же маленькую сосульку. Вербальное содержание текста помогает детям осознать, что друг — это большая ценность в жизни человека.
Рассказ о мальчике, который хотел порадовать свою маму, также несет большой нравственный смысл. Чтобы сделать маме приятное, он встал рано утром, приготовил для нее кофе, молоко и хлопья. Школьники видят уважение к родителям и к женщине. Вербальное содержание текста транслирует им ценности заботы, внимания, уважения к родителям.
Упражнения, в которых ученики получают задания типа «послушай, как вежливо просит разрешения медвежонок», «запомни и сам всегда спрашивай вежливо», содержат образцы вежливого социального поведения в ситуации разговора. Действенным средством нравственного развития являются задания, когда в диалоге между продавцом и покупателем ученику предлагается вежливо поговорить с продавцом, используя речевые клише: просьба, обращение, вежливый отказ, согласие. Упражнения такого рода развивают социальные умения поведения младшего школьника, а именно: школьные правила, формы обращения друг к другу и нормы этикета в разных сферах социальной жизни в стране изучаемого языка, включая нормы, отражающие гендерные различия в поведении личности.
Важным воспитательным средством являются и упражнения, при выполнении которых школьники знакомятся с иными культурными традициями с опорой на родную культуру, учатся сравнивать, находить общее и различное. Например, в одном из упражнений рабочей тетради ученики пишут открытку бабушке из Шотландии, где они проводят каникулы. При этом у школьников не только формируется умение самостоятельно составлять письменное высказывание, но и воспитывается внимание к членам семьи, утверждается ценность семейного единства. Или, выполняя упражнение, в котором дети знакомятся с праздником Дня Матери в Британии, они учатся внимательному и уважительному отношению к маме, у них создается положительный образ семьи, подчеркивается значимость ценности семьи.
Учебный текст дает лишь вербальную основу для воспитания, формирование ценностей и нравственных качеств ученика происходит в общении при «извлечении» из текста нравственного содержания, например, задание: «Скажите, какое чувство вызывает у вас поступок героя. Почему? А кого вы считаете добрым?». Поиск ответов на эти и другие вопросы в процессе общения формирует ценности и способность к нравственной ориентации. При этом учитель как образец моральной нормы для ученика обязательно выражает свое отношение эмоционально, потому что если он не эмоционален, он воспитывает равнодушие.
Использование картинок также является значимым средством формирования нравственных качеств и ценностей — семьи, дружбы, сопереживания, взаимопомощи. Иногда даже само изображение, например, дружной семьи на картинке, показывает их добрые взаимоотношения и таким образом транслирует семейные ценности: большая семья, взаимопомощь, ответственность. Задания к картинке — «Как вы думаете, это дружная семья? Почему? Какую семью можно назвать дружной?» — стимулируют школьников к размышлению и выражению своего отношения к ценности семьи.
Эффективным средством воспитания интереса к культуре страны изучаемого языка и гордости за свою культуру являются такие средства, как фотографии и задания к ним. Например, фотографии, изображающие празднование Рождества в разных странах: «Как празднуют Рождество в Англии и США? Какой должна быть картинка праздника Рождества в России? Как изобразить наш праздник Рождества?» и т. д.
Таким образом, использование рассмотренных воспитательных средств при овладении культурной информацией направлено на то, чтобы:
- продемонстрировать детям ценность факта иной культуры и для самих носителей языка, показать, почему это важно для англичан;
- помочь сопоставить это со своим культурным опытом: знал это ученик или не знал, кажется это ему интересным или неинтересным;
- после знакомства с фактом иной культуры побудить ученика производить какие-либо действия с новой культурной информацией (вопросы ученикам: расскажут ли они это своим близким, поделятся ли с друзьями).
Это и есть эффективный путь формирования культурных ценностей, который используется в нашем УМК по английскому языку для начальной школы, которому учителя дали название «Английский с радостью».
Обретение младшими школьниками нравственных качеств и ценностей позволит им сберечь свою душу от дурных влияний и поможет различать, «что такое хорошо и что такое плохо» в ситуациях межкультурного общения. Это представляется возможным, если в нашем отечестве каждая образовательная система, учебник, урок иностранного языка, встреча с учеником на уроке иностранного языка будет иметь духовно-нравственное измерение.
[links&resources]
[1] Никитенко З.Н. Развивающее иноязычное образование в начальной школе. Монография. — М.: Глосса-Пресс, 2010.
2. Никитенко З.Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе. Монография. — М.: МПГУ: Прометей, 2011.
[3] Никитенко З.Н. Технология как инструмент реализации методической системы начального иноязычного образования. Монография. — М.: МПГУ, Прометей, 2012.
4. Никитенко З.Н. УМК по английскому языку для 1–4 классов (учебники, книги для учителя, рабочие тетради, книги для чтения).
5. Никитенко З.Н. УМК по английскому языку для 2 класса (учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения, книга для учителя). — М.: Просвещение, 2010.
6. http://www.prosv.ru/umk/nikitenko/default.aspx