«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

МОТИВАЦИЯ УСПЕХА

Среда 4 декабря 2013

Исследования показали, что мотивация достижения успеха — это социальный, то есть приобретённый мотив, который проявляется как следствие определённого уровня развития человека. На его формирование влияет мотивационная среда. Каковы же условия, при наличии которых ученик будет действовать так, «как надо», и неизбежно придёт к заранее намеченным результатам?

настроение: доброжелательное

ключевые слова: атмосфера эмоционального комфорта, эмоции в учении, мотивационная среда, самооценка, стимуляция положительной мотивации

город: пгт. Краснобродский, Кемеровская обл.

Воспитание правильной мотивационной направленности должно сопровождаться воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Различают разные виды эмоций в учении:

  • положительные (радость, удовлетворение, уверенность и т.д.);
  • отрицательные (страх, обида, досада, скука, беспокойство и т. д.).

Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены ровными взаимоотношениями с учителями и одноклассниками, отсутствием конфликтов, с успешностью учёбы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворение от справедливо выставленной отметки, эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом — всё это усиливает внутреннюю мотивацию. Ученик живёт при этом в атмосфере эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения.

Психологи связывают формирование положительной мотивации учения с формированием личной заинтересованности обучаемых в достижении поставленных перед ними целей. Это связано с тем, что А.Н. Леонтьев называет «личностным смыслом».

Важно не только то, получил или не получил ученик знания, навыки, умения, но и то, в результате какой деятельности он их получил, каким был подлинный мотив его деятельности. Ибо, как подчёркивал А.Н. Леонтьев, «недостаточно заучивать слова, недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключённые, нужно, чтобы эти мысли и чувства стали внутренне определяющими личность»[4].

Установлено, что мотивация успеха вырабатывается при определенных условиях. Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Если мы хотим сформировать у детей мотивацию успеха, что самым благотворным образом скажется на их отношении к учению, необходимо учесть следующие рекомендации:

  • деятельность должна предоставлять школьнику возможность выбора, быть интересной и соответствовать уровню его притязаний;
  • задания должны быть посильными для учащихся, от них нельзя требовать приложения усилий;
  • в работе должны присутствовать задания разной степени сложности, позволяющие пережить чувство успеха как можно большему числу учащихся;
  • задания должны отличаться новизной, активизирующей мыслительную деятельность учащихся;
  • недостаточно мотивированные дети должны иметь возможность вернуться к изучаемому материалу неоднократно, что поможет им обрести уверенность в собственных силах.

Второе условие, важное для развития мотивации достижения, — самостоятельность учащихся. От того, насколько самостоятелен ребёнок в той или иной деятельности, зависит и уровень эмоционального чувства, которое он испытывает, добившись успеха или переживая неудачу.

Существенными факторами создания среды, побуждающей к успеху, являются:

  1. Справедливая и объективная оценка деятельности учащихсяДля осознания успешности важна также оценка, взаимооценка и самооценка. Когда мы говорим об оценке, мы имеем в виду не только оценку в виде балла. Более важным представляется использование широкой шкалы одобрений, которой может и должен располагать учитель наряду со словесными и несловесными одобрениями, как-то: улыбка, жест, интонация. Оценка может исходить также от учеников, участников выполняемых заданий, когда они пользуются специальными фразами-клише типа: “Du hast recht”. “Du irrst dich”.
    Для осознания успешности учения не менее важна внутренняя, субъективная обратная связь, то есть самооценка. Выполнение учеником задания в нормальном темпе в соответствии с ситуацией сигнализирует ему самому, что он с ним справляется. Это вызывает чувство удовлетворения и мотивирует дальнейшее учение.
  2. Фактор времени Временной дефицит значительно увеличивает ожидание неудачи, а неограниченное время стимулирует выполнение творческой деятельности. Поэтому учителю необходимо разумно и чётко определять время выполнения того или иного задания, учитывая уровень подготовленности учащихся.
  3. Условия состязательностиСостязание должно проходить среди учащихся с примерно равными возможностями.
  4. Наличие возможностей для достижения успешных результатовИх достижения не должны приводить к перегрузкам.
  5. Личный пример и ролевая позиция взрослыхУчитель должен быть заинтересован в достижении результатов учащихся.
  6. Близкие и отдалённые последствия достижения успехаЛюбые достижения должны поощряться учителем, методы поощрения должны превалировать над методами наказания.

С целью повышения мотивации изучения иностранного языка и для создания среды, побуждающей к успеху, урок можно организовать в виде КВН (Приложение 1). Данная форма организации учебного процесса позволяет объединить обучение и контроль в один временной промежуток. В КВН принимают участие несколько групп одного класса или параллели. В совместном творчестве каждый ребёнок может раскрыть свои индивидуальные способности и добиться успеха.

Таким образом, формирование мотивации достижения успеха обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, позволяет снижать нервно-психические нагрузки за счёт стимуляции положительной мотивации и создаёт условия для преобразования внешних целей учителя во внутренние цели учеников.

Приложение 1

КВН

Тема: «Еда»

Участники: учащиеся 8 классов.

Цель: повторение и закрепление в игровой форме материала темы.

Задачи:

  • активизировать в речи лексические навыки;
  • воспитывать эстетический вкус;
  • развивать интерес, любознательность и смекалку.

ПРОГРАММА

1. Организационный момент

Ознакомление с задачами урока, его планом, представление жюри.

2. Визитная карточка “Visitenkarte”

Класс разделен на две команды: команду мальчиков “Bäcker” и команду девочек “Feinschmäcker”. Команды получили задания и в течение недели готовились к конкурсу. Они должны были придумать название, девиз, эмблему.

Команда девочек: “Unsere Mannschaft heißt “Feinschmäcker“.
Wir essen viel und gern: Zucker, Bonbons, Eis, Schokolade, Torte, Gebäck, Brötchen und Kuchen. Gebt uns so viel wie möglich Äpfel, Birnen, Mandarinen, Apfelsinen und Rosinen. Unser Motto ist einfach: “Hunger ist der beste Koch”.
Hört mal unsere Vornamen. Wir sind Olja, Mascha, Sascha, Katja, Anja und Natascha. Natascha ist unser Kapitän”.

3. Разминка ”Aufwärmen”

3.1. Дуэль “Das Duell”

В течение одной минуты команды по очереди называют слова по теме. Очко получает команда, которая назовет больше слов.

3.2. Лото “Das Lotto”

У каждого ученика своя карта — лото с рисунками. Аналогичные рисунки только у учителя. Взяв одну из фишек, учитель называет по-немецки, что на ней изображено. Учащийся, у которого такая же картинка, поднимает руку, чтобы получить фишку и закрыть ею свой рисунок. Побеждает та команда, представитель которой закроет все свои картинки первым и назовёт их по-немецки.

4. Следствие ведут знатоки »Die Kenner führen die Untersuchung”

4.1. Четвёртый лишний “Das unpassende Wort”

Каждый участник конкурса получает карточку с четырьмя рисунками, которые подобраны по определённому признаку, например: слова, имеющие одинаковый звук, начинающиеся с одной буквы, состоящие из одинакового количества букв, содержащие удвоенную согласную и т.д. Учащийся определяет, по какому принципу собраны слова, и находит лишнее слово, говоря, например: “Das unpassende Wort ist die Milch, denn die anderen Wörter haben 4 Buchstaben: das Brot, der Käse, das Salz” usw.

4.2. Странное дерево “Der ungewöhnliche Baum”

К магнитной доске прикрепляется рисунок дерева, на котором «растут фрукты и овощи». Участники подходят к дереву, «срывают плод» и выполняют задание, написанное на его обратной стороне:

“Du kochst die Suppe. Zum Unglück hast du zu wenig Salz. Was machst du, um die Suppe zu retten?”

“Du hast Brot, Butter, Käse, Tomaten, ein Liter Milch, Zucker gekauft. Welche Lebensmittel legst du in den Kühlschrank?” usw.

4.3. Найдите ошибку. “Findet die Fehler”

Учитель читает фразы, а ученики, заметив ошибки, исправляют их, произнося правильный вариант.

“Gebt mir eine Gabel, um Brot zu schneiden. Zuerst trockne ich die Gläser ab, dann spüle ich sie” usw.

5. Конкурс капитанов “Der Wettbewerb der Kapitäne”

На плакате написан текст задачи, которую предстоит решить капитанам.

5.1. Решите задачу. ”Löst die Aufgabe”

Am Morgen hatte Monika 43 Euro. Sie machte Einkäufe. Sie kaufte 200 Gramm Butter, 500 Gramm Schweizer Käse, eine Flasche Milch. Ein Kilo Butter kostet 10 Euro, ein Kilo Käse 12 Euro. Als Monika nach Hause kam, hatte sie 34,40 Euro. Was kostet eine Flasche Milch?

5.2. Снежный ком “Der Schneeklumpen”

Капитан одной команды говорит, что он положил в корзину, другой, повторив его фразу, добавляет новое слово.

6. Домашнее задание “Die Hausaufgabe”

6.1. Инсценировка “Die Inszenierung”

Одна команда показывает свою сценку, а их соперники комментируют её по-немецки, затем команды меняются ролями.

6.2. Меню “Das Menü”

Одна из команд составляет меню на день, а другая определяет, для какого вида трапезы оно годится: для завтрака, обеда, полдника, ужина.

6.3. Дружеский шарж “Die freundschaftliche Karikatur”

Команды обмениваются шаржами с комментариями.

7. Подведение итогов конкурсов, награждение команд

[links&resources]

1. Барышников, Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе [Текст] / Н.В. Барышников // ИЯШ. — 2000. — № 4. — С. 35–40.
2. Блонский, П.П. Избранные педагогические труды [Текст] / П.П. Блонский.— 2003. — С. 128–163.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 2001. — С. 205–237.
[4] Леонтьев, А.Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. Психологические труды, — М.: Педагогика, 2001.— С. 205–215.
5. Мильруд, Р.П. Организация ролевой игры на уроке [Текст] / Р.П. Мильруд// Иностр. языки в школе. — 1987. — № 3. — С. 58–67.
6. Перкас, С.В. Ролевые игры на уроках английского языка [Текст] /С.В. Перкас// Иностр. языки в школе. — 1989. — № 4.— С. 23–26.
7. Реферовская, Е.А. Философия лингвистики Густава Гийома [Текст] /Е.А. Реферовская// Курс лекций по языкознанию.— М.: Академический проект, 1997.—126 с.
8. Рогова, Г.В. Повышение эффективности обучения иностранным языкам за счёт улучшения психологического климата на уроке [Текст] / Г.В. Рогова// ИЯШ. — 1999. — № 5. — С. 42–48.
9. Рыбак, Г.В. О некоторых приёмах создания благоприятного психологического климата при обучении иностранному языку в средней школе [Текст] / Г.В. Рыбак// ИЯШ. — 1992. — № 1. — С. 26–29.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.