«СФЕРЫ»: НОВЫЙ УМК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
Автор: Елена СМИРНОВА | Рубрика: НОВЫЕ УМК Среда 11 декабря 2013Уникальный, не имеющий отечественных и зарубежных аналогов проект «Сферы» издательства «Просвещение» реализует идею создания единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях. В рамках этого проекта осуществлен выпуск учебно-методического комплекта «Сферы» (Spheres) по английскому языку, соответствующий требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования и включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях. Один из авторов нового УМК — Елена Юрьевна Смирнова, Заслуженный учитель РФ, любезно ответила на наши вопросы о подробностях создания учебников по английскому языку для старшей школы.
настроение: целенаправленное
ключевые слова: выпускники, возрастные особенности подростков, компетентностный подход, метапредметные умения, лексико-грамматический материал, тетрадь-тренажёр, тетрадь-экзаменатор, старшая школа, ЕГЭ
город: Москва
ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА. ПЕРВЫЙ ВОПРОС: КОМУ БЫ ВЫ РЕКОМЕНДОВАЛИ УЧИТЬСЯ ПО УМК «СФЕРЫ», КОМУ АДРЕСОВАН УЧЕБНИК?
Учебник предназначен для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательных организаций. В целом УМК будет интересен учащимся любых типов школ, включая сельские и малокомплектные школы, ведь он создан в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников.
ПОСКОЛЬКУ ЭТО ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ, РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК В УЧЕБНИКЕ УЧИТЫВАЮТСЯ ПОТРЕБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА?
Говоря о старшем этапе обучения в школе, следует помнить, что это довольно сложный период для подростков, ведь совсем скоро им предстоит окончить школу и определиться с будущей профессией. Именно от этого решения зависит будущее ребенка и его успешность. Создавая учебник, мы старались учесть и возрастные, и психологические особенности подростков, а также соответствующие их возрасту интересы, в том числе и с точки зрения выбора будущей профессии. Например, учащимся предлагается поговорить о различных современных профессиях, оценить их достоинства и недостатки, прочитать тексты об опыте работы ровесников из других стран, научиться писать резюме, узнать о правилах поведения на собеседовании.
По окончании 11 класса выпускников ждет непростой экзамен, поэтому мы старались помочь им в преодолении сложностей при сдаче ЕГЭ по английскому языку, включив многочисленные задания в экзаменационном формате и предоставив им возможность научиться стратегиям их выполнения. Более того, авторский коллектив старался принять во внимание и развитие навыков, которые пригодятся ребятам и в будущей жизни. Так, в разделе Skills file («Учись учиться») они смогут найти достаточное количество полезных материалов: например, подсказки о том, как грамотно провести презентацию, как выполнить проектную работу с использованием Интернета, как правильно писать личные и официальные письма, как составить резюме и многое другое. Мы считаем, что учебник должен не только учить школьному предмету, но и закладывать фундамент из знаний и умений, необходимых для дальнейшей жизни каждого ученика.
КАК МЫ ЗНАЕМ, УМК «СФЕРЫ» — НОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СРЕДИ МНОЖЕСТВА ДРУГИХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ. В ЧЕМ ЕГО ОТЛИЧИЯ ОТ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АНАЛОГОВ?
Действительно, учебные пособия серии «Сферы» являются уникальным общеиздательским проектом. В рамках этой серии выпущены УМК по географии, биологии, истории, химии и другим предметам. Теперь среди этих учебников появился и наш — по английскому языку. Одной из важных характеристик УМК «Сферы» по английскому языку является то, что он был написан специально для российских общеобразовательных организаций совместно с зарубежными коллегами — носителями языка. При его создании российские учителя-практики учли потребности современного российского общества, возрастные и индивидуальные особенности учащихся на старшей ступени обучения, требования современного российского образования, а авторы-носители языка подобрали соответствующие им аутентичные материалы, отражающие реалии сегодняшнего англоговорящего сообщества. Наш учебник, в отличие от зарубежных изданий, получил положительные заключения РАН и РАО и включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных организациях.
КАКИМИ СРЕДСТВАМИ, ИСПОЛЬЗУЯ УМК «СФЕРЫ», МОЖНО ДОБИТЬСЯ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ?
Средства достижения всех типов результатов, которые выдвигает ФГОС, разнообразны. Они достигаются и через отдельные тексты и уроки (например, Window on the world, Russian corner, и т. п.), и через постоянные рубрики (Checkpoint, self-evaluation и др.), а также через отдельные задания, направленные на активные формы обучения, на воспитание главных ценностных ориентиров учащихся, на включение семьи в образовательный процесс, и через специальные разделы типа Skills file («Учись учиться»).
КАКИМ ОБРАЗОМ ВАШ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ НАШЕЛ ОТРАЖЕНИЕ В УМК «СФЕРЫ»?
За тридцать лет работы в обычной московской общеобразовательной школе я встретила огромное количество разнообразных учебников по английскому языку — как российских, так и зарубежных издательств. Я могу с уверенностью сказать, что идеального учебника нет, потому что создать УМК, который бы соответствовал требованиям каждого учителя английского языка и каждого учащегося, невозможно. Всегда будет чего-то не хватать, всегда найдется какой-нибудь текст или упражнение, которые не понравятся пользователям. Несмотря на это наш авторский коллектив попытался сделать так, чтобы с учебником было удобно работать. Этому способствует четкая структура с постоянными уроками, рубриками и разделами. Кроме того, зная любовь наших учителей к грамматике, мы старались включить как можно больше «дрилловых» упражнений на отработку грамматических и лексических структур, которых чаще всего им не хватает, включая фразовые глаголы и устойчивые словосочетания. Помимо этого были включены разнообразные проектные работы и задания в формате ЕГЭ. Дополнительные упражнения можно всегда найти в тетради-тренажере и тетради-экзаменаторе.
ЧЕМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА ПО УМК «СФЕРЫ»?
Учебник наверняка покажется привлекательным как учащимся, так и их родителям. Мы включаем и семью в образовательный процесс через задания, которые направлены не только на развитие кругозора учащихся, но и на сближение членов семьи в процессе выполнения совместной работы.
ЧАСТО БЫВАЕТ, ЧТО В ОДНОМ И ТОМ ЖЕ КЛАССЕ У УЧЕНИКОВ РАЗНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ. ЕСТЬ ЛИ У УЧИТЕЛЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ РАЗНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ НА ОДНОМ УРОКЕ? РАССЧИТАНА ЛИ ПРОГРАММА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД?
Это очень важный вопрос, который, естественно, заслуживает особого внимания. Обучение в старшей школе является отдельной ступенью, и зачастую мы сталкиваемся с тем, что учащиеся, которые приходят в 10 класс из других школ или классов, не обладают достаточными знаниями. Это зависит от разных причин: от программы, от типа образовательной организации, от предыдущего учителя и его методов обучения. При создании нашего УМК мы учли эту проблему: в учебнике встречаются задания, которые можно выполнять в разных группах учащихся. Если задание слишком сложное для ученика, оно предлагается в облегченной форме в специальном разделе More help в конце учебника. Разноуровневые упражнения имеют ссылку на этот раздел на полях, поэтому если учитель чувствует, что задание трудновыполнимо для некоторых учащихся, он может посоветовать выполнить его в разделе More help.
КАКИЕ СОВРЕМЕННЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ПРИЛОЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОДЕРЖИТ УМК «СФЕРЫ»?
Следует отметить, что компоненты, входящие в состав нашего УМК, были созданы с целью максимально облегчить работу учителю и процесс обучения старшеклассникам. Для учителя были созданы рабочие программы, которые доступны не только в бумажной версии, но и в электронном формате, примерное календарно-тематическое планирование для каждого класса, которое также находится на нашем сайте. Тетрадь-тренажер (Workbook) — это особый тип рабочей тетради, в котором реализован компетентностный подход к обучению предметными средствами. В тетради-тренажёре предлагаются упражнения, направленные на закрепление изученного лексико-грамматического материала учебника, причем упражнения предлагаются с избытком. Это было сделано авторами неслучайно, ведь зачастую учителям не хватает упражнений учебника, чтобы закрепить изученный материал, поэтому им приходится разрабатывать свои собственные задания для использования на уроках. Тетрадь-экзаменатор (Test Book) — это инструмент для промежуточного и итогового контроля. Он предлагает контрольные и проверочные работы в двух вариантах к каждой части цикла, а также содержит 5 вариантов тестов в формате ЕГЭ. И наконец, к учебнику будет выпущено электронное приложение-тренажер с аудиокурсом, которое содержит интерактивные упражнения по чтению, лексике, грамматике и письму, направленные на тренировку знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ, а также аудиокурс к учебнику и рабочей тетради в формате mp3. Всю информацию о компонентах и бесплатные материалы можно найти на сайте УМК http://prosv.ru/umk/english-spheres. Наш авторский коллектив желает вам удачи!
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНУЮ БЕСЕДУ!
Беседовала Раиса Васильева