АЛГОРИТМ РАБОТЫ СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (по УМК «Звездный английский 2–4»)
Автор: Ольга СУХАНОВА | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Пятница 4 апреля 2014Изучение иностранного языка невозможно без соприкосновения с культурой, традициями и историей. Лингвострановедческий материал всегда включался в программу либо как отдельный предмет, либо через содержание текстов для чтения и аудирования. Но, пожалуй, только сейчас знакомство с компонентами культуры другого народа происходит так рано — уже в первый год изучения иностранного языка.
настроение: толерантное
ключевые слова: УМК «Звездный английский 2–4», страноведение, младшие школьники, диалог культур, идентичность, алгоритм
город: Москва
Впервые это закреплено в федеральном государственном образовательном стандарте и включено во все без исключения УМК, находящиеся в федеральном перечне учебников. Впервые в нормативных документах, которыми руководствуются не только авторы программ, но и все без исключения учителя, реализующие государственные образовательные программы, зафиксировано не простое накопление знаний о других странах, а изучение иностранного языка как инструмента общения в диалоге культур и цивилизаций[1]. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагают «приобретение начального опыта использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознание личностного смысла овладения иностранным языком»[2].
Современные УМК наполняются сегодня не только традиционно большим количеством информации о странах изучаемого языка (Англии, Америке, Австралии и др.), но и текстами о жизни, обычаях и традициях других народов, для которых английский язык не является родным, что способствует расширению общего кругозора обучающихся, формированию толерантности и уважения к другим национальностям. В условиях, когда изучение иностранного языка изначально происходит в атмосфере уважения и принятия ценности национальной принадлежности каждого, школьник учится осознавать собственную культурную идентичность, сравнивать реалии разных стран, адекватно представлять культуру своей страны. Соизучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей закладывает основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность[2].
В УМК «Звездный английский 2–4» это требование стандарта реализуется через рубрики Our World и My World, в которых содержатся тексты, знакомящие обучающихся с реалиями жизни сверстников в России и других странах. Каждый текст снабжен яркими иллюстрациями, что способствует снятию трудностей при чтении и развитию языковой догадки, так как в текстах могут встречаться незнакомые слова. Весь материал (даже в первый год обучения) сопровождается заданиями, формирующими навыки работы с текстом: поиск информации, полное или частичное понимание прочитанного, соотнесение, выбор ответа и др.
Тем не менее, наибольшую коммуникативную ценность представляет последнее задание рубрики. Обучающимся предлагается, изучив информацию в учебнике, подготовить собственное устное или письменное высказывание, нарисовать картинку, подготовить презентацию или выполнить групповой проект по теме раздела. Изучая национальные костюмы Японии и Шотландии, например, второклассники знакомятся с традиционной одеждой центральной части России, а затем должны рассказать об одежде своего региона.
Подобные задания действительно способны сформировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии, готовность представить свою страну или край, рассказать об обычаях и традициях своего народа на иностранном языке. Однако успех данного вида деятельности зависит не только от содержания учебника, предложенного автором, но и от того, каким образом учитель организует работу обучающихся. Большинству родителей знакома ситуация, когда ребенок приносит из школы домашнее задание, в котором необходимо, например, подготовить короткий рассказ о своем городе, улице, какой-либо достопримечательности и т.д. Если учитель не организовал подготовительную работу должным образом, то на выходе можно получить некий текст, который родители спешно нашли в Интернете. В лучшем случае ребенок его перепишет в тетрадь или выполнит рисунок, возможно, даже выучит наизусть текст, который сам не понимает. Простой анализ запросов в поисковой системе Google демонстрирует, что к такому способу прибегают многие родители. Такая подготовка, конечно, не может удовлетворить требованиям стандарта с одной стороны, а с другой — не имеет никакой образовательной ценности, но может негативно повлиять на мотивацию и сознательность младших школьников в изучении английского языка.
Прежде чем задать упражнение 4 на дом, учитель должен убедиться, что обучающиеся смогут успешно справиться с ним без помощи родителей. Для этого после работы с текстом-образцом ребятам предлагается простой и понятный план высказывания. План содержит только те вопросы, на которые обучающиеся смогут ответить при помощи того инвентаря лексики и грамматики, который они уже изучили.
Если учитель чувствует, что плана недостаточно, то можно подготовить опору ответа, в которую обучающемуся необходимо добавить ключевые элементы. Например: This is (Tver’)… in spring. It’s very … and … . I like … in spring, because I can … .
В некоторых случаях достаточно только дать список ключевых слов или вместе подчеркнуть их в образце, дополнить список словами, изученными в других разделах/модулях, но подходящих по смыслу сюда. Возможно, целесообразно проговорить одно описание города вместе.
Проверка подобных заданий тоже требует методической точности и подготовки. Необходимо помнить, что на уроке должны быть «одномоментно» активны все дети, а если опрашивать каждого обучающегося отдельно, то велика вероятность того, что учитель будет сосредоточен на ответе выступающего, остальные ребята могут скоро потерять интерес и перестанут слушать. Поэтому работа должна быть построена таким образом, чтобы у каждого было задание. Можно заранее приготовить таблицы с пунктами плана и попросить обучающихся заполнять ее информацией, которую они услышат. Кроме того, что учитель сможет грамотно организовать работу, этот вид деятельности способствует развитию навыков обработки и систематизации услышанного, внесения данных в таблицу с последующей интерпретацией графической информации.
Эту же работу можно проделать в парах и дать установку не только зафиксировать услышанную информацию в таблице, но и проанализировать ответ товарища с точки зрения грамотности построения предложений, что позволит сформировать навыки взаимо- и самопроверки. Из практики видно, что даже к 9 классу умение задавать вопросы для получения дополнительной информации все еще вызывает затруднения у школьников. Именно поэтому запросу информации следует уделять внимание уже на самых ранних этапах обучения. Для этого целесообразно попросить ребят придумать, затем записать и задать дополнительные вопросы отвечающему.
Успешная реализация требования ФГОС по формированию основ гражданской идентичности и диалога культур средствами иностранного языка невозможна без создания среды, наполненной информацией о других народах, их традициях и укладе жизни. Простое знакомство с культурой других стран не способно научить ребенка действовать в соответствии с нормами, принятыми в том или ином месте. Именно поэтому в УМК «Звездный английский» этому уделяется такое большое внимание. Содержание учебника позволяет познакомить обучающихся с культурными особенностями разных стран, что приведет в итоге к успешному достижению планируемых результатов обучения.
Обратите внимание на вебинар, посвященный алгоритму работы со страноведческим материалом при обучении иностранному языку: http://my.webinar.ru/record/197789/
Сайт УМК «Звездный английский» («Starlight»):
http://www.prosv.ru/umk/starlight
Авторская рубрика Teach Starlight Style: http://www.prosv.ru/umk/starlight/info.aspx?ob_no=37062
[links&resources]
[1] Мильруд Р.П. Учебно-методические материалы к Программе дополнительного профессионального образования «Реализация требований ФГОС НОО в ОУ и школах с углубленным изучением английского языка на примере УМК серий Starlight и Spotlight». — М.: Просвещение. — 2011. — С.156–160.
[2] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768