II ВСЕРОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР
Автор: Ирина ТРИФОНОВА | Рубрика: ТОЧКА ЗРЕНИЯ Среда 23 апреля 2014Институт иностранных языков и литературы Удмуртского государственного университета в очередной раз стал площадкой для Всероссийского студенческого профессионального состязания — II Всероссийской студенческой олимпиады по методике преподавания иностранных языков и культур.
настроение: творческое
ключевые слова: Институт иностранных языков и литературы Удмуртского государственного университета, Олимпиада, методическое эссе, ресурс профессионального развития, развитиe ценностного потенциала личности будущего учителя
город: Ижевск
Олимпиада проводилась среди студентов 4–5 курсов языковых факультетов и лингвистических вузов РФ по английскому, немецкому и французскому языкам. В первом отборочном туре Олимпиады участвовало более 60 студентов российских университетов, в очном туре соревновались 16 финалистов.
Методологической основой Всероссийского олимпиадного движения по методике преподавания языков являются аксиологический и компетентностный подходы, включающие в себя: отражение в системном и целостном виде образа результата образования; формирование результатов как признаков готовности выпускника продемонстрировать соответствующие компетенции; аксиологизацию учебной информации; аксиологизацию средств педагогической коммуникации; личностно ориентированное общение; групповое учебное взаимодействие; двуплановость организации учебного процесса; вариативную творческую учебную деятельность; создание ситуации успеха обучающегося.
Вопросы формирования профессионально-ценностного отношения учителя занимают особое место в практике профессионального педагогического образования в связи с проблемой снижения статуса педагогической профессии в современном обществе. Проблемы формирования ценностного сознания будущего учителя иностранного языка определяются заметным снижением привлекательности педагогического профиля подготовки в лингвистических вузах, что уже сегодня создает угрозу качеству языковой подготовки в системе среднего образования в обозримом будущем. Кроме того, в современной школе возрастает потребность в высоконравственной, статусной личности педагога-профессионала с устойчивыми профессионально-значимыми ценностными ориентациями, обладающей педагогической готовностью к воспитанию ценностного самоотношения ученика, его отношения к другим, к окружающему миру.
В русле аксиологических тенденций современного профессионального образования задания Олимпиады ценностно ориентированы. Так, задание первого тура — методическое эссе на тему «Моя методическая находка» предполагает описание собственного педагогического опыта. Как правило, это эмоциональное описание собственной педагогической практики, где автор выражает свое отношение к педагогической деятельности, декларирует систему собственных педагогических ценностей. Эти сочинения представляются нам настолько личностно и профессионально значимыми, что мы публикуем методические эссе всех участников первого тура в сборнике материалов Олимпиады.
Аксиологическая составляющая присутствует и в формулировке заданий финального тура Олимпиады. Так, в 2012 году тема открытого конкурсного урока была “Wonders of the modern world”, тема 2013 года — “The best things in life are free”. Столь широкая формулировка темы конкурсного урока не ограничивает участников, обеспечивая возможности их творческой и профессиональной самореализации.
Открытые конкурсные уроки характеризуются высоким гуманистическим, творческим и ценностным потенциалом. Гуманистическая составляющая содержания уроков нашла отражение в номинациях Олимпиады. Кроме награждения победителей (дипломы I, II, и III степени), жюри конкурса учредило следующие номинации: «Творческий потенциал урока иностранного языка»; «Педагогический артистизм»; «Эффективное игровое моделирование на уроке иностранного языка»; «Ценностный потенциал урока иностранного языка»; «Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий на уроке иностранного языка», «Педагогический потенциал урока иностранного языка», «Приз студенческих симпатий».
Олимпиада 2013 также получила широкую поддержку вузов РФ. В жюри конкурса приняли участие преподаватели Нижегородского государственного лингвистического университета, Глазовского государственного педагогического института, Пермского государственного социально-гуманитарного университета, Брянского государственного университета и Удмуртского государственного университета.
Двухлетний опыт проведения Всероссийской студенческой олимпиады по методике преподавания иностранных языков и культур позволяет отметить большой интерес педагогического университетского сообщества к этому событию и рассматривать Олимпиаду как значимый ресурс профессионального развития будущего учителя иностранного языка в современном образовательном пространстве.
С благодарностью отметим, что спонсором Всероссийской олимпиады уже традиционно выступило издательство «Просвещение». Спонсорская поддержка уважаемого издательства позволяет не только обеспечить участников достойными призами, но и познакомить их с широкой палитрой современных учебных и учебно-методических материалов ведущего издательства России.
В 2014 году состоится III Всероссийская студенческая Олимпиада по методике преподавания иностранных языков и культур. Несомненно, в организации этой Олимпиады будет учтен опыт предыдущих: апробированная технология проведения, получившие одобрение участников формы организации, сложившиеся традиции. Однако в рамках предстоящей Олимпиады мы надеемся порадовать участников мастер-классами и лекциями ведущих методистов, яркими профессиональными встречами, интересной культурной программой. С точки зрения содержания новым моментом будет добавление испанского языка в список языков Олимпиады. Более подробную информацию можно узнать на сайте Олимпиады http://v4.udsu.ru/default/iiyl.
Победители и призеры
II Всероссийской студенческой олимпиады
по методике преподавания иностранных языков и культур 2013 г.
Английский язык
I премия — Атемасова Дарья Николаевна.
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.
II премия — Александрова Юлия Михайловна.
Башкирский государственный университет, г. Бирск.
III премия — Перкова Анна Андреевна.
Нижегородский государственный лингвистический университет
им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород.
Номинация «Ценностный потенциал урока иностранного языка» — Арапова Галина Львовна.
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Пермь.
Номинация «Творческий потенциал урока иностранного языка» — Маханькова Полина Юрьевна.
Удмуртский государственный университет, г. Ижевск.
Номинация «Педагогический потенциал урока иностранного языка» — Перевощикова Берта Александровна.
Удмуртский государственный университет, г. Ижевск.
Немецкий язык
I премия — Давтян Алвард Гагиковна.
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород.
II премия — Жужгова Елизавета Александровна.
Удмуртский государственный университет, г. Ижевск.
III премия — Голубева Ирина Александровна.
Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, г. Глазов.
Номинация «Ценностно-ориентированный подход в обучении» — Коробкова Татьяна Александровна.
Нижегородский государственный лингвистический университет
им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород.
Номинация «Гуманистический потенциал» —
Сопегина Ксения Александровна.
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Пермь.
Номинация «Приз студенческих симпатий» —
Юпашевская Анна Николаевна.
Удмуртский государственный университет, г. Ижевск.
Французский язык
I премия — Кабикина Елизавета Сергеевна.
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород.
II премия — Славина Валерия Сергеевна.
Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского,
г. Брянск.
III премия — Моисеенко Алена Игоревна.
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,
г. Самара.
Номинация «Педагогический артистизм» — Гарцуева Анна Александровна.
Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут.