ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ
Автор: Мария САВЕЛЬЕВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Вторник 15 июля 2014Каким образом организовать изучение лексики? Как учить слова? Освоение новых лексических единиц всегда является одной из основных задач учащихся при выполнении заданий на чтение или аудирование.
настроение: направляющее
ключевые слова: начальная школа, слово, словообразование, освоение лексики, общение
город: Москва
Слово представляет собой одну из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлеченных понятий, создаваемых человеческим воображением. Совокупность слов того или иного языка или диалекта называют лексикой.
Лексика является одним из основных компонентов и важным инструментом речевого общения, так как на начальном этапе изучения иностранного языка или в разговорной речи можно общаться отдельными словами, не применяя сложных грамматических структур.
И.Л. Бим писала, что овладеть словом означает овладеть его значением, формой (звуковой и графической), уметь его употреблять в контексте. Чтобы правильно употребить слово в контексте, учащемуся необходимо овладеть словообразованием (в парадигматическом ряду — словоизменение), употреблением (в синтагматическом ряду — словосочетание)style=»[1].
Зарубежные методисты, изучая проблему усвоения лексики, пришли к выводу, что письменное предъявление лексики способствует лучшему её запоминанию и употреблению в письменной и устной речи. Чем больше лексика используется в разных контекстах, тем быстрее идет запоминание[2]
Какие требования предъявляются к лексической стороне речи в начальной школе? На этом этапе предусматривается изучение лексических единиц, которые задействованы в социально-бытовой, социально-трудовой и социально-культурной сфере общения. Количество лексического минимума составляет 500 единиц. Происходит усвоение реплик-клише, устойчивых словосочетаний, интернациональных слов, а также дается представление о способах словообразования: конверсии, аффиксации, словосложения.
Таким образом, выпускники начальной школы должны уметь употреблять изученные лексические единицы, зная их форму и значение:
- соотносить звуковой и графический образ слова с его семантикой;
- узнавать и понимать изученные слова в речевом потоке;
- понимать значение слова, опираясь на словообразовательные признаки (аффиксацию, конверсию, заимствование);
- правильно выбирать слова и словосочетания в соответствии с коммуникативной задачей общения;
- включать изученные ключевые слова и словосочетания в речь;
- правильно сочетать слова в синтагмах и предложениях;
- подбирать синонимы и антонимы;
Вот несколько приёмов освоения лексики, в том числе игровых, которые я применяю на уроках в 4-х классах, работая по УМК «Английский язык» (авторы И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина).
До прочтения или прослушивания текста:
- Догадка
Учитель дает учащимся название рассказа по изучаемой теме и предлагает угадать 10 слов или фраз, которые могут, по их мнению, встретиться в этом рассказе. Затем ученики читают или прослушивают рассказ и проверяют, насколько правильными были их догадки. - Какое слово пропущено?
Ученикам предлагается список слов по изучаемой теме и текст, в котором пропущены данные слова. Ученикам необходимо заполнить словами пропуски в тексте. - Игра «Вопросы»
Учитель дает ученикам название рассказа и предлагает составить пять вопросов, на которые, по их мнению, можно найти ответы в тексте. Затем ученики читают или прослушивают текст и узнают, есть ли в тексте ответы на их вопросы. Для составления вопросов можно предложить лексику по изучаемой теме в качестве опорного материала. - «Лишние» слова
Учитель предлагает учащимся прочитать текст, в который добавлены «лишние» слова (предлоги, артикли, лексика из другой темы). Учащиеся читают текст и находят «лишние» слова. - Найди ошибки
Учитель раздает ученикам текстовую версию аудиорассказа с лексическими ошибками. Читают текст, затем прослушивают аудиозапись предлагаемой истории и находят ошибки в печатной версии рассказа.
После прочтения или прослушивания текста:
- Перемешанные слова
Из прочитанного рассказа учитель выбирает предложение и перемешивает в нем слова. Задача учащихся расставить слова в правильном порядке и найти это предложение в тексте. - Крестики и нолики
Учащиеся работают в группах. Учитель показывает детям таблицу, состоящую из квадратов, на которых написаны лексические единицы по изучаемой теме. Слова закрыты карточками с изображением крестиков и ноликов (можно выбрать любой другой символ — сердечки, звездочки, смайлики). Каждой команде присваивается определенный символ. Команда выбирает квадрат со своим символом и открывает слово. С этим словом надо составить предложение. Если предложение составлено лексически и грамматически верно, команда получает очко.
[links&resources]
[1] Бим И.Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка // ИЯШ. — 2002. —№ 3. — С. 3–8.
[2] Hunt A., Beglar D. Current Research and Practice in Teaching Vocabulary//Methodology in Language Teaching. An Anthology of Current Practice. — CUP, 2002.
3. Crystal D. Words Words Words, UK: Oxford University Press, 2007.
4. BBC Learning English bbclearningenglish.com