ШКОЛЬНИКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:
ПАКТ О НЕНАПАДЕНИИ
Автор: Елена СИБИРИНА | Рубрика: ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Вторник 22 июля 2014
Представить современного человека без Интернета уже практически невозможно. По Интернету мы читаем новости, узнаем прогноз погоды, расписание транспорта, слушаем музыку, смотрим фильмы и даже работаем в сети. Это мы, взрослые, выросшие на умных и добрых книжках, игравшие в «классики» и «казаки-разбойники» во дворах. Что уж говорить о детях, которые потребность во «всемирной паутине» впитали практически с молоком матери? Понятно, что без Интернета они уже не мыслят своего существования. Вот только вопрос: что же ищут в сети наши дети? Наверное, многие родители, оставляя ребенка наедине с компьютером, уверены, что любимое чадо готовится к урокам, ищет что-то полезное для докладов и рефератов или участвует в каких-нибудь образовательных проектах. Так ли это на самом деле, исследовала «Лаборатория Касперского».
настроение: описание
ключевые слова: Интернет, социальная сеть, безопасность, «Просвещение»
город: Александров, Владимирская обл.
Вот тематика первой тройки сайтов, которые чаще всего посещают российские дети: социальные сети (59,6 %), интернет-магазины (9,1 %), порнография, эротика (8,8 %). Впечатляет, не правда ли? И это только по данным «Лаборатории», которые основывались на том, как компонент «Родительский контроль» срабатывает на различных ресурсах. Но мы прекрасно понимаем, что этим контролем пользуются далеко не все родители.
Хочу подробнее остановиться на самых, казалось бы, безобидных сайтах из этой тройки лидеров — на социальных сетях. Основная их функция — поддерживать общение между людьми. И на первый взгляд, это неплохо: можно общаться со своими одноклассниками или с друзьями по летнему лагерю, живущими далеко от тебя, можно находить новых друзей. Вот только социальные сети, которые специально созданы для детей (детский проект «Вебики», портал Бибигоша, телеканал «Карусель») школьникам не интересны. Они выбирают для общения те же сервисы, что и взрослые («Одноклассники», «ВКонтакте», «Мой Мир», «Facebook», «Twitter»). Большинство подростков предпочитают «Вконтакте». Хотя, когда эксперты все той же «Лаборатории Касперского» проанализировали контент наиболее популярных среди россиян социальных сетей с целью выявления уровня их опасности для подростков, выяснилось, что наиболее популярная соцсеть является и наиболее опасной. Именно здесь практически в свободном доступе представлен контент, не предназначенный для детских глаз, прежде всего, это порноконтент и материалы, посвященные суициду. Именно поэтому ряд сенаторов предложили запретить регистрацию в социальных сетях школьников моложе 13 лет. Наверное, это было бы правильным решением, потому что сейчас во всех соцсетях, кроме «Facebook», дети могут заводить аккаунты, начиная с 6 лет. Но кто помешает ребенку добавить себе пару-тройку лет при регистрации и как это можно отследить? Ответ простой: никто и никак.
Если уж мы никак не можем избавиться от врага под названием «социальная сеть», надо попытаться заключить с ним пакт о ненападении. Тем более что некоторые психологи считают, что Интернет дает детям дополнительные возможности развития коммуникативных способностей. Итак, с чего начать? Родитель вы или учитель, но если у вас есть аккаунт в социальной сети, подружитесь со своим ребенком или учеником, не отталкивайте его. Лично я зарегистрирована во многих социальных сетях, и везде мои ученики — среди моих друзей. Новости, которые поступают в публичную ленту, могут многое рассказать вам о том, чем и как живет подросток. Проанализировав странички своих учеников, я заметила, что с родителями дружат в сети только 1,5 %. Почему? На этот вопрос дети отвечали так: «Им со мной неинтересно», «У нас разные вкусы», «Мама меня просто не поймет». Значит, дело не в нежелании детей делиться? Они с удовольствием «зафрендят» учителя. Но даже не попытаются общаться с родителем. Почему? У меня ответ один: они не привыкли даже к вербальному общению внутри семьи. Боязнь быть непонятым, неуслышанным отталкивает их от родителей и бросает в общение с другими взрослыми. Чтобы с ребенком не случилось беды, подружитесь с ним, отслеживайте ленту его новостей. Я не призываю вас шпионить за ним, просто будьте в курсе его дел, проблем.
Вариант нескучного и небесполезного проведения времени в соцсети — это участие в группах. Есть, конечно, группы довольно странные, а подчас и опасные. Но есть и те, которые могут многому научить. Вот, например, официальная группа издательства «Просвещение. Иностранные языки» «ВКонтакте». Она полезна не только учителям, которые могут своевременно узнавать обо всех новинках издательства, но и школьникам. Здесь можно поучаствовать в конкурсах, пополнить свой вокабуляр, улучшить знания грамматики.
Очень нравится школьникам разных возрастов участие в конкурсах, в которых можно творчески подойди к решению задачи, поделиться с окружающими своими знаниями и умениями, а заодно и получить какую-то новую информацию, расширить свой кругозор. Для самых маленьких, второклассников, подошел конкурс «Мой урок иностранного языка».
Третьеклассники с радостью мастерили поздравительные открытки учителям.
Те, кто постарше, увлеклись созданием презентаций о выдающихся спортсменах родного города для конкурса «Россия спортивная». Для этого им пришлось поискать информацию о людях, которые прославляли Александров, отстаивая честь страны на международных соревнованиях разных лет. А встреча с выпускницей нашей школы, чемпионкой Европы в беге с барьерами Ириной Давыдовой стала настоящим праздником, о котором хотелось рассказать всем.
Но не конкурсами едиными жива группа «Просвещение. Иностранные языки». Появляющиеся на «стене» в виде картинок или таблиц правила, полезные фразы для написания эссе и многое другое быстрее запоминается школьниками, чем объяснения учителя у доски или текст в учебнике.
Увидев, с каким интересом мои ученики участвуют в жизни этой группы, я решила, что пора организовать что-то свое. Так появился «филиал» сайта «Сообщества учителей английского языка Александровского района» как группа «ВКонтакте». Родилась наша группа совсем недавно, накануне первой годовщины сайта «Сообщества учителей английского языка Александровского района». Поэтому нашим первым желанием стало отметить общий День рождения весело и креативно. Это у нас получилось! Для того чтобы выяснить мотивацию детей в изучении английского языка, мы провели опрос «Зачем вам английский язык?» 61,54 % опрошенных ответили, что язык им необходим для путешествий. 19,23 % хотят найти хорошую работу. 15,38 % — для поступления в вуз. А 3,85 % опрошенных учить язык заставляют родители. Этот опрос помог нам выяснить, насколько высоко у детей желание изучать язык и какие цели они преследуют. Зная это, мы можем направить свою работу в нужное школьникам русло.
Планируя свою работу в группе, мы не могли не поинтересоваться у ребят, какую информацию им хотелось бы здесь получать. Половина опрошенных проголосовала за конкурсы и викторины. Значит, детям по-прежнему интересно состязаться друг с другом. 33,3 % высказались за интересные факты об иностранных языках, значит, им любопытно узнавать что-то новое. И 16,7 % попросили публиковать материалы для экзаменов — это показатель того, что школьники ответственно относятся к аттестации своих знаний и используют любую возможность подготовиться. В связи с пожеланиями детей мы и строим свою работу.
Мы также проводим конкурсы и викторины, даем рекомендации, как лучше готовиться к экзаменам, объясняем непонятное. А еще мы научили детей читать и слушать книги, смотреть фильмы на английском языке. И мы можем быть спокойны за те фильмы, которые они посмотрят у нас.
Чему учатся наши школьники, участвуя в таких группах?
- целеполаганию, планированию своей деятельности;
- прогнозированию результата своей работы;
- оцениванию своей деятельности и ее результата;
- формулированию вопросов и поиску ответов;
- грамотному выражению своих мыслей;
- поиску информации;
- анализу и обобщению собранной и полученной информации;
- совершенствованию умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов.
Следует отметить, что подобная работа помогает знакомиться с культорологической информацией и формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности не только на уроке английского языка.
Еще немного из личного опыта: уже года три я рассылаю дополнительные задания ученикам просто в личных сообщениях. Или вывешиваю на своей странице «ВКонтакте». Поверьте, отговорок «я не записал», «я не понял», «я не знал, что задали» теперь нет. Все знают, что если возникают какие-то проблемы с выполнением задания, мне всегда можно задать вопрос, а к творческим конкурсам я дополнительно даю ссылки на полезные, лично проверенные сайты. Естественно, что наше общение с учениками не ограничивается только заданиями «сделай так». Увидев, что их учитель такой же человек, как и они («Ой, а вы тоже «сидите» «ВКонтакте»?»), подростки стали более общительными, научились доверять мне.
Все мои советы основаны только на личном опыте. Много ли времени отнимает у меня такая работа? Не настолько, чтобы ее бросить…
[links&resources]
1. Российские школьники предпочитают взрослые социальные сети
2. Интернет и социальные сети: благо или зло?
3. Подросток в сети. Вред или польза?
4. Что интересно детям в сети?
5. Не ходите, дети, в социальные сети
6. Какая социальная сеть безопаснее? Для детей — «Одноклассники»