РЕШЕНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ КРОССВОРДОВ — ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО
Автор: Светлана РЯБЧИНСКАЯ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Среда 17 сентября 2014Все чаще учителя иностранного языка сталкиваются с серьезной проблемой: к сожалению, стремление усвоить программный материал учащимися не всегда совпадает с их возможностями. В помощь учителю — разнообразные приемы повышения мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся. Решение кроссвордов при закреплении изученного материала позволяет учащимся эффективнее усваивать знания в игровой форме.
настроение: увлечённое
ключевые слова: кроссворд, игра, задача, мотивация, эффективность
город: Москва
В настоящий момент большинство регулярных печатных изданий включает в себя кроссворды. Выпускаются и отдельные сборники кроссвордов на любой вкус. Уже давно было замечено, что решение кроссвордов тренирует память и расширяет кругозор. Некоторые типы кроссвордов способствуют развитию сообразительности и ассоциативного мышления. Врачами было уже давно установлено, что кроссворд — это успокаивающее средство.
Исходя из того, что учебный кроссворд — это дидактическая игра, содержащая игровую и учебную задачи, различают несколько типов составления кроссвордов: познавательный, обобщающий, итоговый.
- Познавательный (или обучающий) — составляется по изученной теме урока (с использованием текста, рисунков, вопросов, тестов). Его цель — овладение определенными знаниями, умениями, навыками.
- Обобщающий — предлагается учащимся после изучения очередной темы, с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому тестированию.
- Итоговый — служит для комплексной проверки изученного материала более крупных разделов. Здесь могут быть использованы вопросы из предыдущих кроссвордов, а также вопросы на развитие логического мышления.
Для работы с учебными кроссвордами учителю следует знать, что при их решении должны быть достигнуты определенные учебные и воспитательные цели. Поэтому необходимо учитывать следующее:
- кроссворд должен быть доступен для учащегося: учтены его возрастные особенности, уровень подготовки по предмету, требования школьной программы;
- в кроссворде должна быть заложена мотивация, то есть он должен побуждать ученика работать на конечный результат. Мотивацией могут служить: оценивание, состязательность, анализ, обсуждение ответов и т. д.
- кроссворд может решать задачи эстетического воспитания, то есть учитель должен продумывать оформление, расположение, цветовую гамму букв, рисунков и т. п.
Учитель ставит перед учеником через содержание игры (учебного материала) задачу, которая направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками. В этом случае кроссворд тем интереснее, чем больше новых знаний в нем содержится. Но он также дает возможность вспомнить знакомые, но забытые слова, закрепить их в памяти, развить интеллект.
Решение кроссвордов эффективно после изучения очередной темы и при обобщении учебного материала по грамматике или лексике или всего курса в конце учебного года. Используются кроссворды, способствующие воспроизведению нужных учителю для контроля усвоения знаний по пройденному материалу.
Включая обучающихся в эту интеллектуальную игру, учитель в нетрадиционной (а значит, более интересной для учеников) форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.
Предъявляя ученикам кроссворд, нужно учитывать следующее: при его решении учитель должен достигнуть поставленной учебной цели (формирование, уточнение и систематизация определенных знаний, развитие интеллекта и физического мышления учащихся, воспитание у них определенных качеств личности) и наиболее достоверно определить (проверить) уровень усвоения учебного материала.
Методика составления кроссвордов по иностранному языку
Кроссворды можно составлять по разделам: грамматика, лексика. Также можно предложить кроссворды, различные по структуре и виду.
Предлагаю несколько вариантов кроссвордов.
Грамматика
Глаголы Аvoir и être
Вставьте необходимую форму глаголов Аvoir и être в Présent.
Цель: проверить знание спряжения вспомогательных глаголов в настоящем времени.
По вертикали:
1. Vous _____ petites.
3. J’ ____ une tasse.
4. Il _____ grand.
5. Tu _____ medecin.
По горизонтали:
2. Elles ______ des pommes.
3. Vous _______ des crayons.
6. Nous ______ docteurs.
Лексика
1 вариант: Все слова на одну букву. Необходимо вставить слова по своему усмотрению так, чтобы оно совпадало с заданным количеством букв.
Цель: проверить лексический запас обучающихся.
(Acrobate, armoire, abricote, ananas, arbre)
2 вариант: Отгадать кроссворд по картинкам.
Цель: проверить знание слов по теме «Одежда».
(Veste, jupe, tableau, robe, manteau, veston, pantalon, tricot, blouse — Выделенное слово — VETEMENTS)
3 вариант: Отгадать кроссворд при помощи объяснения слов. Тема «Одежда»
Цель: уметь догадываться по описанию, о каком виде одежды идет речь.
По вертикали:
1. Le manteau d’homme dans les pays d’Amérique du Sud, avec un trou au milieu, pour y passer la tête.
2. Le vêtement léger qu’on porte la nuit et qui a deux parties: une veste et un pantaloon.
5. Le vêtement de travail qu’on met sur les autres vêtements pour les protéger.
7. Le pantalon de toile bleue très solide, porté surtout par les jeunes.
По горизонтали:
2. Le vêtement que porte l’ homme.
3. Le vêtement court et long que porte la femme.
4. Le vêtement avec manches et sans manches que porte la femme.
6. Le vêtement que porte les dames au Japon, longue tunique à manches croisée devant et nouée d’une ceinture.
8. Le vêtement court avec manches qu’on porte sur la chemise et le gilet.
Вывод: использование учебных кроссвордов в педагогической деятельности позволяет обучающимся глубже вникать в суть изучаемых лексических единиц и грамматического материала, легче усваивать учебный материал. Все это ведет в конечном итоге к развитию мышления и культуры умственного труда.