ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ: ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ
Автор: Светлана ОСТРОВСКАЯ | Рубрика: ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Понедельник 2 января 2012Как педагога меня давно волнует вопрос: «Как научить ребёнка учиться самостоятельно, чтобы он сам организовывал своё время, учитывал свои возможности и способности при освоении иностранного языка?» Хочется вооружить учеников таким алгоритмом действий, который способствовал бы не только обогащению «школьного портфеля знаний», но и их личностному развитию.
настроение: творческое
ключевые слова: языковой портфель, мини-сочинение, электронное портфолио, Интернет, творческий анализ, аудиофайлы.
город: Волгоград
Одной из основных задач современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Вектор развития образовательных технологий сегодня — саморазвитие и самосовершенствование ученика через сознательное, активное и осмысленное усвоение нового социального опыта.
Одной из возможностей такого нового опыта может выступать создание учащимся своего языкового портфеля. В УМК «Английский в фокусе», (авторы Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс) языковой портфель (My Language Portfolio) как компонент УМК представлен в виде отдельной тетради и содержит материал, который учащиеся могут использовать во время изучения всего курса. Авторами предлагается комплексная модель языкового портфеля — подборка творческих работ и других свидетельств об успехах ученика в освоении английского языка. По выбору учащихся в языковой портфель могут включаться проекты и другие письменные работы, компьютерные диски с работами и рисунками, выполненными в классе или дома, видеокассеты с любимыми рассказами, песнями, школьными спектаклями и так далее, сертификаты, отзывы учителей и просто коллекции предметов или картинок. Основная цель создания языкового портфеля — помочь учащимся осознать, насколько успешно у них идёт изучение английского языка и какие аспекты нуждаются в целенаправленном развитии и доработке.
Одно из заданий УМК «Английский в фокусе» — написание с опорой на образец записок, открыток, личных писем, поздравлений, историй с картинками и мини-сочинений для языкового портфеля. Как сделать этот вид задания интересным и доступным для тех учащихся, которые недостаточно хорошо владеют навыками каллиграфии или неважно рисуют? Учитывая большой интерес современного ребёнка к персональному компьютеру, примерно подсчитав немалое количество времени, которое он проводит за экраном монитора, я решила привлечь «электронного друга» к сотрудничеству. Учащимся 3 класса было предложено выполнять письменные творческие работы в электронной версии.
На первом этапе работы ученик, ориентируясь на образец из книги (прочитанный текст), составляет свой рассказ, печатает его в формате Word, сохраняет на флэш-карте и показывает работу учителю.
Пример мини-сочинения
(Короткова Екатерина, 3 класс)
My pet!I’ve got a pet cat. Her name is Asay. She’s five! Asay has got a long tail and small ears. Asay is very clever! She can run, jump and climb.I love Asay!
Учитель читает рассказ вместе с учеником, обращая внимание на содержание, а также фиксируя ошибки или ограниченность используемого изученного лексико-грамматического материала, и в индивидуальной беседе обсуждает возможности видеоряда для оформления истории.
Следующим шагом является публичная презентация творческой работы на уроке. Ученик представляет электронную версию своей истории (визуальный ряд) на экране и рассказывает устно. Остальные учащиеся после презентации имеют возможность задать автору вопросы, отметить достоинства и недостатки работы. Помимо этого, видя работы других, ребёнок может ещё раз проанализировать свою собственную работу, позаимствовать какие-то интересные приёмы оформления или структурирования истории.
Пример мини-сочинения
(Куимов Дмитрий, 3 класс)
In our room!
These are Dima and Masha.This is their playroom! These are their toys. These are Dima’s robots-transformers. They are black and grey. This is Dima’s car. It’s green. This is Dima’s aeroplane. It’s grey. This is Masha’s cat. It’s grey. This is Masha’s teddy bear. It’s brown. These are Masha’s dolls. They are wonderful! That is Dima’s robot. It’s grey. That is Dima’s yacht. It’s red and white. And look at the funny clock! It looks like a blue and white cow! That is Masha’s tea set. It’s blue and white!
Интересна эволюция творческой мысли при написании и оформлении творческого задания как одного ученика, так и всей группы в целом.
На начальном этапе история, написанная ребёнком, практически не отличалась от образца, данного в учебнике, и содержала одну картинку. В дальнейшем наблюдается развитие умения поиска информации в Интернете, создания своих собственных иллюстраций через фотографирование ситуаций, заданных темой, работа со словарём — самостоятельное нахождение новых лексических единиц для расширения содержания мини-сочинения.
Одним из универсальных учебных действий при создании историй становится составление вопросов к тексту. Такое творческое задание даёт возможность учащемуся совершенствовать свои навыки в умении задавать вопросы и отвечать на них. Такой формат позволяет использовать творческую работу учащегося в качестве учебного материала по той или иной теме.Ещё одной составляющей электронного языкового портфеля учащихся могут стать аудиофайлы с записью начитанных ими текстов или составленных диалогов. Такой вид работы может быть полезен с разных точек зрения. Во-первых, учащийся имеет возможность выступить, например, в роли ведущего радиопередачи по той или иной теме. Во-вторых, ребёнок, прослушав себя, может лучше оценить свои произносительные навыки и интонационное оформление речи.
В папке каждого моего ученика есть несколько работ такого формата по темам учебника, а также отдельный аудиофайл — проверка техники чтения вслух и произношения с интонированием.
Построение учебного процесса с активным использованием языкового портфеля как неотъемлемого компонента УМК способствует формированию у учащихся чувства успешности, повышению мотивации к изучению английского языка, развитию навыков самооценки, стремления демонстрировать свои способности и умения. При этом использование компьютера и Интернета в процессе создания творческих работ повышает у учащихся интерес и желание изучать английский язык.
Выполняя творческие письменные работы для портфолио, учащиеся осуществляют действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением письменного и устного речевого высказывания на иностранном языке.
ПРИМЕРЫ МИНИ-СОЧИНЕНИЙ
(Василюк Виолетта, 3 В)
MY PET
I’ve got a pet dog. His name is Bonya. He’s one! Bonya has got short ears and a fat body. He’s very funny! Bonya is very clever, too! He can run, jump, walk, crawl, swim, but he can’t fly and talk. Oh, I love Bonya.
1) How old is Bonya? 4) Has he got a long body?
2) Has he got long ears? 5) Can he jump?
3) Can he fly? 6) Can he run?
MY ROOM
Hello! My name is Vita. This is my room! This is my TV.
It is white. This is my lamp. It is pink. This is my carpet. It is white. This is my bed. It is pink.
(Кортунова Светлана, 3 В)
MY LOVELY PET
I have got a pet hamster. Her name is Pugovka. She is only one.Pugovka has got small ears and a fat body.She is very cute! She can run and climb.She has got two little hamsters.They are very funny.Pugovka is happy.I love my pet.How old is Pugovka?Has she got big or small ears?Has she got a fat body?
MY PLAYROOM
This is Sveta. This is her playroom. That’s Sveta’s cat. It’s red and white. This is Sveta’s doll. It’s got blue eyes and red hair. This is Sveta’s bed. It’s pink and white. There is Sveta’s computer on the table.