«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ

Пятница 3 октября 2014

Давно хотелось написать о своих первых учителях, заложивших во мне желание стать учителем, развиваться как преподаватель-исследователь и одновременно постоянно учиться. Уверена, что именно первые учителя — залог успешного выбора учениками профессии! К счастью, у меня таких учителей всегда было немало — в школе, в вузе и после.

настроение: взволнованное

ключевые слова: первые учителя, иноязычное образование, чтение хороших книг, успешный выбор профессии, не останавливаться в своем развитии

город: Новосибирск

Поводом к написанию этой статьи стали для меня потрясающие работы исследовательского и философского характера Ефима Израилевича Пассова, нашего мэтра, нашего Учителя с большой буквы, основателя коммуникативного метода в отечественной методике преподавания иностранных языков, отдавшего не один год российской школе. Работы, которые системно и последовательно развивают в читателе потребность искать. Как известно, учитель-профессионал всегда обязан быть в тонусе и на пике творчества и мастерства, в поиске неординарного и уникального в другом человеке, в своем ученике. А у Ефима Израилевича есть чему учиться и педагогу-мастеру, и педагогу-исследователю. И конечно, начинающему учителю, который первого сентября впервые скажет: «Здравствуйте, дети!» — и начнет общаться со своими первыми в жизни учениками.

В работах Ефима Израилевича учитель прежде всего почувствует исследовательский дух авторской теории и практики иноязычного образования[1], в основании которой четко сформулированные концептуальные положения современной отечественной постоянно развивающейся методики обучения иностранному языку и иноязычной культуре. Привлекает в работах Е.И. Пассова (в частности, в одном из последних его исследований[2]) прозрачно прослеживаемая позитивность в рассуждениях о судьбе отечественной теории и методики иноязычного образования, в основании которой гуманистические ценности воспитания, обучения и развития.

Ефим Израилевич аргументированно отстаивает свое видение проблем отечественной теории и практики преподавания иностранных языков, согласно которому цель иноязычного образования — не просто обучение иностранным языкам на уроках, а гуманистическое воспитание подрастающего поколения в пространстве иноязычной культуры, позволяющее развивать у обучающихся устойчивый интерес к широкой образованности в самом высоком смысле этого слова.

В свете этой сентенции Ефим Израилевич делает акцент на повышении профессионализма и мастерства учителя, реально демонстрируя эффективные способы работы с информацией. В частности, автор предлагает чрезвычайно актуальную и для педагога-исследователя, и для учеников систему работы с источниками, с текстами проблемного характера, посвященными самым http://www.tilt.tc проблемам отечественного иноязычного образования (проблемы определения цели и содержания иноязычного образования).

Вдумчиво вчитываясь в авторские тексты исследования, я вновь почувствовала себя ученицей. Спасибо за это Ефиму Израилевичу, который дал возможность вновь задуматься не только над теоретическими проблемами методики, но и над вопросом: «Что мне дали мои первые учителя, и в первую очередь — учителя английского языка, благодаря которым я стала учителем, педагогом-исследователем?»

Надеюсь, что некоторые мои размышления о педагогическом труде помогут молодым учителям определиться с приоритетной целью, стоящей перед каждым из них в начале педагогической карьеры. В свою очередь, чтение фундаментальных работ Е.И. Пассова, которого мы, учителя иностранных языков, по праву можем считать своим первым учителем, позволит определять и решать актуальные задачи отечественного иноязычного образования.

Школа №42! Пятый класс. Первый урок английского языка в моей жизни! Учительница английского языка Софья Яковлевна Лютц! Красивая! Молодая! Прекрасно произносящая что-то на чужом языке! Интеллигентная! Деликатная! Всегда улыбчивая и время от времени долго смотрящая в окно! Уравновешенная и спокойная! Такой она мне запомнилась. Хотелось ей подражать! Хотелось учиться только на «отлично»!

Ирина Филипповна Сафонова! Учила нас слушать иноязычную речь, много читать, готовить доклады и выступать на заседаниях английского клуба, работать со словарем (у меня до сих хранится ее подарок — знаменитый словарь Кунина), готовить постановки по прочитанным пьесам английских и американских писателей, исполнять песни на английском языке на школьных вечерах. Ирина Филипповна всегда нас вдохновляла, говоря: «Вы сможете это сделать!.. Какой у вас отличный доклад!.. Постановка великолепна!.. Ты будешь хорошим учителем, ты еще и книги будешь писать!..»

Как этот человек мог предвидеть и предсказать профессиональную судьбу! Многие ученики Ирины Филипповны прекрасно сдавали вступительный английский в любой вуз — технический, педагогический, медицинский. Среди ее учеников немало известных учителей, инженеров, ученых-исследователей, для которых язык не самоцель, а эффективный инструмент познания. Она учила не столько языку, сколько гуманным отношениям через иноязычное общение! Язык в ее исполнении и в исполнении ее учеников — и цель, и средство, и ведущий ориентир во взаимоотношениях людей!

Спасибо моей первой учительнице! Спасибо за то, что именно такой человек работал в школе, сыграв огромную роль и в моем становлении педагога-профессионала, и в становлении профессионалов в разнообразных областях знания моих одноклассников.

Елена Леонидовна Голдфилд! Классный преподаватель кафедры английского языка Новосибирского педагогического института! Родилась в Америке. В возрасте 16 лет приехала с родителями в Россию! В Ленинград! Закончила педагогические курсы. После войны переехала в Новосибирск. Увлеченный человек! Блестяще знающая англоязычную и англо-американскую литературу! Стилистический анализ проходил на одном дыхании! Хотелось не просто слушать и повторять, а постоянно думать, задавать вопросы, постоянно читать новое, современное, разбираться в тонкостях языка. Елена Леонидовна учила «наблюдать язык», следить за языком, приобретать все новые и новые способы изучения языковых средств иноязычной культуры, демонстрируя результаты своего поиска «языка».

После окончания вуза — Английский клуб при Областной библиотеке города. Руководитель клуба — Елена Леонидовна! Встречи с писателями — дважды с Грэмом Грином, с носителями языка, которые становились постоянными гостями наших заседаний, поездки за границу членов клуба к зарубежным друзьям. Среди клубовцев много учеников Елены Леонидовны! Однако в клуб ходили не только преподаватели английского языка. Членами клуба были врачи, инженеры, просто любители английского языка. Концертные программы — постановки пьес, стихи, песни, доклады, переводы книг и текстов… Сценарии писали вместе с Еленой Леонидовной. Клуб продолжает свою работу, хотя Елены Леонидовны уже нет с нами…

Да, от учителя многое требуется, так как, считаю, что учителю многое дано: интеллект, воспитанность, образованность, широта кругозора, тактичность и деликатность, потрясающее терпение! Теперь все это необходимо совершенствовать, не останавливаться в своем развитии и образовании, учиться у мастеров слова и дела.

Чтение хороших книг — залог нашей успешной педагогической деятельности. Встреча с хорошим автором — это профессиональное счастье! Этому надо научить и своих учеников! Меня этому учили мои первые учителя! А также те, кто в своих размышлениях и раздумьях об образовании продолжают помогать успешно работать в области иноязычного образования! Не меньшую поддержку я нахожу у авторов творческих коллективов современных учебно-методических комплексов издательства «Просвещение»! К счастью, отличную поддержку в этом нахожу и у своих коллег-учителей, у которых есть чему учиться!

Успехов вам, коллеги! С Днём учителя!

[links&resources]

[1] Пассов Е.И. Методика как теория и технология иноязычного образования. Кн. 1. — Елец: МУП «Типография», 2010.
[2] Пассов Е.И. Теория методики: цель и содержание иноязычного образования. — Липецк: МУП «Типография», 2013. — 452 с.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.