ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА
Автор: Ирина ЧУМАКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ МЕТОДИСТА Пятница 10 октября 2014Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России характеризует современный период в российской истории и образовании как время смены ценностных ориентиров и фиксирует представление о современном национальном воспитательном идеале. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Но как сделать этот идеал понятным, доступным и привлекательным для современных мальчишек, обучающихся в суворовском училище? Решением этой проблемы в моей практике стала реализация проекта «Россия — колыбель героев» — интеллектуальной интернет-игры на английском языке.
настроение: патриотическое
ключевые слова: проект, патриотическое сознание, военное образование
город: Ульяновск
Идея проекта появилась в процессе решения конкретной практической задачи. Дело в том, что план-календарь Управления (военного образования) Главного управления кадров Министерства Обороны РФ включает разнообразные мероприятия, в числе которых есть и олимпиада по английскому языку среди воспитанников суворовских училищ и президентских кадетских корпусов. Участниками этой олимпиады становятся обучающиеся восьмых и десятых классов. В число конкурсных испытаний входит творческое задание — театрализованная постановка на сцене Военного университета Министерства Обороны РФ. В прошлом году я убедилась, что выступление перед огромным залом, да ещё на английском языке даётся ребятам нелегко.
Поэтому и родилась мысль ввести в план подготовки к Всеармейской олимпиаде несколько творческих конкурсов. Одним из них стала интеллектуальная интернет-игра «Россия — колыбель героев» (на английском языке). Разрабатывая её концепцию, я стремилась обеспечить выход на реальное общение суворовцев и кадет нашей страны друг с другом. Идея посвятить игру 70-летию образования суворовских и нахимовских военных училищ, которое праздновалось в 2013 году, позволила заручиться поддержкой Министерства обороны и привлечь к участию в конкурсе 53 обучающихся из 8 училищ. Руководителями команд были 20 преподавателей английского языка, один воспитатель, два педагога дополнительного образования. Таким образом, проект вышел на федеральный уровень.
Я взяла на себя также организацию и непосредственное проведение конкурса.
Цель игры — через проектную и исследовательскую деятельность помочь ребятам реализовать свою потребность в общении и при этом приобщить их к тем ценностям, которые формируют патриотическое сознание через образ малой родины и образы героев своей страны.
Реализация цели позволила решить ряд конкретных задач: выявить одаренных ребят среди воспитанников 4-го учебного курса (8 класс), создать условия для организации межпредметного исследования и творческой реализации потенциала детей, интегрировать цели учебной, воспитательной работы и дополнительного образования, подготовиться к Всеармейской олимпиаде и при этом способствовать формированию толерантного отношения к командам-партнёрам, приобщая подростков к духовным и культурным традициям нашего народа.
После разработки положения и согласования организационных вопросов с руководителями команд началась предварительная подготовка к игре.
Каждая команда выбрала себе кодовое имя, которое должно было, с одной стороны, соответствовать теме игры (70-летие суворовского движения в России), с другой — содержать намек на город команды-участницы и давать возможность для составления загадок.
Например, команда Ульяновского ГСВУ могла выбрать кодовое имя Ruslan. Во-первых, Руслан является героем «богатырской» сказочной поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Стимулом к началу работы над поэмой стал выход в феврале 1818 года первых томов карамзинской «Истории государства Российского», откуда заимствованы многие подробности и имена всех троих соперников Руслана (Рогдай, Ратмир и Фарлаф). А русский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин был уроженцем Симбирской губернии (ныне Ульяновской области).
Во-вторых, АН-124 «Руслан» — тяжёлый дальний транспортный самолёт разработки ОКБ им. О.К. Антонова. Авиастроительный завод в Ульяновске «Авиастар-СП» специализируется на производстве этих самолетов и первоначально носил имя министра обороны маршала Советского Союза, дважды Героя Социалистического Труда, Героя Советского Союза Д.Ф. Устинова.
В результате кодовое имя соответствовало бы теме игры.
Такой формат задания позволил не только погрузить ребят в историю своего города, но и использовать межпредметные связи, дать им возможность почувствовать в полной мере, что наша страна является воистину колыбелью героев.
Кстати, наша команда остановилась на другом варианте — Patriot. Отправной точкой для выбора названия стали ассоциации: марка автомобиля, производимого в Ульяновске (УАЗ-Патриот), региональные акции «Роди патриота» и «Воспитай патриота».
В качестве другого примера могу привести название команды из Кронштадта — «3 Ivans» (город связан с такими именами, как Иван Айвазовский, Иван Крузенштерн, канонизированный священник Иоанн Кронштадтский).
Заявки поступили от восьми команд, и я произвольно разделила всех участников на две группы по четыре команды.
На первом этапе кадеты в течение трех недель обменивались по электронной почте письмами-загадками на английском языке. Тема первого письма: «Наш город». Тема второго письма: «Наше училище». Тема третьего письма: «Наше кодовое имя».
Перед Вами отрывок одного из писем первого тура. Попробуйте догадаться, о каком из городов России идёт речь.
Dear friends,
We are six in our team and we would like to offer you some puzzles about the city where our Military School is situated. Our military school stands on the bank of the Volga. It is the source of the heroic past of our city.
1) One of the heroes was born in the 15th century. The Volga helped him to go to one of the eastern countries in 1468–1475. There is a monument to this man on the bank of the Volga. What is his name? Where did he go?
2) …
3) There are 5 bridges across the Volga in our city. One of them suvorovites can see every day when they go for a walk in the stadium. This bridge was exploded in 1941 when the city was occupied by the German fascists. You can see it in the picture. What is the name of the bridge? When was it renovated?
С помощью Интернета участники игры без труда узнали город Тверь, Афанасия Никитина, путешествовавшего за три моря, и мост Cтароволжский, реконструированный в 1947 году и в 1980-х годах.
На втором этапе каждая из команд представляла online-презентацию об одной из команд-соперниц, причём содержание презентации должно было основываться на информации, полученной в ходе переписки.
Демонстрация презентаций всех участников игры состоялась благодаря поддержке Министерства обороны, которое на 1,5 часа выделило нам для прямого общения линию конференц-связи. Видеозапись одного из выступлений (кадет Нахимовского военно-морского училища) можно найти в интернете http://www.youtube.com/watch?v=mudXif2pyAQ
Хочу отметить, что возможность пообщаться в режиме online обрадовала далеко не всех участников игры. Некоторые команды очень рассчитывали на победу в очном туре без очного участия за счет заранее подготовленного видеоролика.
Презентации оценивались самими участниками по системе Евровидения, измененной под формат игры. Результаты голосования каждая команда отправила мне по электронной почте, а я составила рейтинг. Таким образом определились победитель и призеры.
Свои отзывы участники игры опубликовали на страничках своих училищ. Воспитанницы Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ» отметили, что узнали много нового об истории, символах, традициях, литературе городов своих соперников. Нахимовцы похвастались своим изобретением — презентация в виде поздравления с юбилеем была одновременно фильмом о воображаемом путешествии в Тверь. Казанцы радовались, что им довелось представлять единственное учебное заведение Министерства обороны, в котором учатся только девочки. А ульяновские суворовцы особо гордились тем, что их выступление о кронштадтском президентском кадетском корпусе выше всех оценили сами кронштадтцы.
Руководителям команд я предложила анкету по оценке концепции интеллектуальной интернет-игры, уровня её организации и проведения. Анкеты заполнили руководители 6 команд (Казанского, Тверского, Ульяновского гвардейского СВУ, Оренбургского ПКУ, Московского КК «Пансион воспитанниц», Нахимовского военно-морского училища).
№ п\п |
Общая экспертиза проекта | % от 100 баллов |
1. | Оценка качества Положения о проекте | 85 |
2. | Оценка идеи проекта | 83 |
3. | Оценка степени проработки проекта | 88 |
4. | Оценка сложности реализации проекта | 88 |
5. | Оценка организаторского потенциала и квалификации оргкомитета | 98 |
Преподаватели особо отметили новизну конкурса, содержание конкурсных заданий, приобретение положительного опыта для последующего выступления на олимпиаде, творческую атмосферу сотрудничества и высокий уровень организации интернет-игры.
Если говорить о практических результатах проекта, то мы получили приращения и в предметной, и в надпредметной, и в личностной сферах. Конечно, коммуникативные навыки, приобретённые в сложной обстановке online-презентации, — это важное достижение. Но я считаю одним из самых значительных результатов проекта не только совершенствование коммуникативных навыков, не только погружение каждого из участников в историю своей малой родины, знакомство с героями своего города, но и развитие способности перевоплотиться в своего соперника и почувствовать гордость за заслуги другого образовательного учреждения.
Таким образом, принятие судьбы Отечества как своей личной, осознание ответственности за настоящее и будущее своей страны стали не отвлечёнными словами, а пережитым событием участников федерального проекта «Россия — колыбель героев».