УСТОЙЧИВЫЕ ПРЕДЛОЖНЫЕ СОЧЕТАНИЯ
В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ И МЕТОДЫ
ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ
Автор: Оксана КУПЦОВА | Рубрика: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Пятница 24 октября 2014
Любой учитель английского языка стремится не только научить говорить ученика на языке, но и работает над обогащением речи учащихся. Английский язык очень идиоматичен, и устойчивые лексические сочетания играют в нем гораздо более важную роль, чем во многих других языках.
настроение: практическое
ключевые слова: формирование коммуникативной компетенции, обогащение речи учащихся, идиоматический характер языка, предложные фразы, фиксированные предлоги, послелоги
город: Санкт-Петербург
Изучающие английский язык хорошо знают, что мало запомнить отдельные слова, очень важно знать их значения в определенных сочетаниях. Учащиеся могут овладеть грамматикой языка, а со временем накопить достаточный словарный запас, но речь их останется скованной и невыразительной без практического употребления выражений, таких как: to give up, to break down, to be famous for или to be proud of, etc.
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.
Неслучайно сегодня в качестве основной цели обучения иностранному языку в аспекте предметных результатов выдвигается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение, в том числе с носителями языка.
Служебные слова, к числу которых относятся и предлоги, несмотря на значительную количественную ограниченность по сравнению со значимыми частями речи, в английском языке играют роль первостепенной важности. Причиной этому является полное отсутствие падежных окончаний в современном английском языке.
Если в русском языке существует хорошо развитая система окончаний, с помощью которых слова как бы сцепляются между собой для образования смысловых фраз и предложений, то в современном английском языке эта роль отводится предлогам. В результате предлоги являются одним из главных средств выражения отношений и связи слов в предложении.
Количество английских предлогов велико. Перечень часто употребляемых предлогов в английском языке насчитывает около 60 слов. Предлоги выражают пространственные, временные, причинные и другие отношения.
Английские предлоги бывают простые (of, for, on), сложные (below, between), составные (in front of, out of), первообразные и производные.
В английском языке многие глаголы и прилагательные образуют устойчивые выражения со следующими за ними предлогами. Такие предлоги называются фиксированными предлогами или послелогами. Фиксированный предлог часто определяется не тем словом, которое за ним следует, а словом, которое ему предшествует.
Именно послелоги и вызывают наибольшую трудность при изучении английского языка, так как часто имеют фразеологический характер и не имеют полных аналогов в русском языке.
В современном английском языке послелоги вступают в очень большое число сочетаний разных типов.
Условно их можно разделить на три основные группы:
- существительные с послелогами (contempt for);
- прилагательные с послелогами (aware of, afraid of);
- глаголы с послелогами.
В свою очередь, глаголы с послелогами также можно разделить на две подгруппы:
а) смысловые глаголы с послелогами ( depend on, prevent from);
б) фразовые глаголы (look for, give up).
Число фразовых глаголов в английском языке неуклонно растет. Наряду с увеличением числа растет и частота их использования. Это доказывает, что они выполняют нужную функцию, благодаря большей сжатости и в то же время большей выразительности.
Широкое использование фразовых глаголов — один из самых неожиданных подводных камней, на которые натыкается иностранец, изучающий литературный английский, при попытке понять живую речь.
Свободное употребление фразовых глаголов и других предложных конструкций придает речи большую выразительность, определяет продвинутый уровень владения английским языком.
Методические приемы
Очевидно, что обучение использованию подобных предложных сочетаний необходимо сделать частью процесса обучения лексике и грамматике.
В своей работе я стараюсь акцентировать внимание учащихся на подобных предложных сочетаниях, начиная с раннего этапа изучения языка.
Прежде всего необходимо выделять:
- предложные фразы, имеющие по своей структуре полный или частичный аналог в русском языке ( to be interested in, to take part in, to live in peace, to insist on и др. ). Такие сочетания не вызывают больших трудностей в усвоении. Но надо отметить, что их в языке гораздо меньше.
- предложные фразы, не имеющие по строению аналога в русском языке. (to be afraid of, to be proud of, to depend on, to be good at).
Подобных фраз в языке огромное количество. И работа над их усвоением требует определенных усилий. - В отдельную группу можно отнести глаголы и прилагательные, которые в русском языке совсем не имеют послелога, но имеют в английском. (to listen to, to wait for, to leave for, to ask for, to be famous for, to explain to). И наоборот, имеют послелог в русском языке, но не имеют в английском. ( to join a group., to hunt a fox). На мой взгляд, такие устойчивые сочетания вызывают у учащихся наибольшую трудность, особенно на начальном и среднем этапах изучения языка.
- И конечно, самым сложным, по моему мнению, в изучении английского языка наряду с артиклями являются фразовые глаголы, так как подобного явления нет в русском языке. Достаточно свободное владение фразовыми глаголами говорит о продвинутом уровне владения языком.
Многие годы работая по УМК «Английский язык» И.Н. Верещагиной, O.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой, я разработала большое количество тренировочных и тестовых заданий по изучению конструкций типа: «существительное + послелог», «прилагательное + послелог» и «глагол + послелог».
Впервые в этом УМК учащиеся сталкиваются с подобными устойчивыми конструкциями в 4 классе. Все работающие по этому УМК хорошо знают, насколько насыщен лексически учебник 4 класса.
В первом же разделе базового курса «School Life» вводится большое количество устойчивых сочетаний с предлогами и послелогами, таких как: to laugh at, to leave for, to be late for, to be good at, at the desk, etc.
Во-первых, начиная с четвертого года обучения, мы с учащимися ведем раздел в словарике, где отдельно выписываем изучаемые предложные фразы.
- Каждый урок я стараюсь начинать с речевой зарядки, которую мы называем «Фраза дня». На доске или на экране я помещаю постер с фразой для отработки ( например, to be good at) и предлагаю всем учащимся составить по предложению с этой фразой.
- Также здесь я практикую игры. Например, «Memory». Прошу повторить ребят предложения, услышанные про своих одногруппников с фразой дня, но уже в 3м лице.
- Если позволяет время, отрабатывая новую лексику, я обычно даю ребятам задание составить маленький рассказ с использованием новой лексики, который бы заканчивался фразой дня. Эту работу ребята выполняют в групповом режиме.
Составить рассказ, заканчивающийся фразой дня, я также даю и в качестве домашнего задания. - Для отработки устойчивых предложных сочетаний я широко использую известные всем задания на подстановку как отдельных предлогов, так и целых сочетаний по смыслу. Такие задания я составляю по каждому разделу и вывожу на экран.
- 5. Еще один прием, который я использую для отработки предложных фраз, — это задание, которое обычно называется matching. Составив фразы, ребята составляют с ними предложения.
Образец подобного задания приведен ниже:
to be fond | by | plants |
to be famous | of | train |
to leave | at | the hotel |
to be afraid | for | gardening |
to travel | of | children |
to shout | for | museums |
to be devoted | at | rats |
to stay | for | Motherland |
to care | to | piece |
to struggle | for | London |
Практическое приложение
В конце каждого раздела я обязательно провожу тестовую работу на знание устойчивых предложных сочетаний.
Ниже я предлагаю готовые задания для отработки или контроля знания предложных фраз ко всем разделам УМК «Английский язык» И.Н. Верещагиной для 4 класса. Ключи не прилагаю, так как весь материал есть в учебнике Верещагиной И.Н. для 4 класса.
FORM 4 / Lessons 9–16
SCHOOL
Fill in the proper preposition where it is necessary.
- She is good….all subjects.
- I am never late……school.
- People usually laugh………monkeys at the ZOO.
- We do sums……….Math classes.
- We have five classes………the timetable…….Monday.
- I get……….. well……….all my classmates.
- In Russia children start school………..the age……….seven.
- He left………Moscow…….night.
- I joined …………my friends in the forest.
- After school I usually go……….home.
- What can you see …….the picture?
- Children sit………the desks and listen………the teacher.
- We learn a lot of poems………heart at school.
- What is more difficult……..you, English or Russian?
- Pushkin is famous…………..his poems.
- We have English classes six times…………a week.
- Trees get yellow and red………..autumn.
- We usually watch TV……….the evening.
- The Americans celebrate Christmas………….December.
- Halloween is……….the 31st of October.
FORM 4 / Lessons — 17–23
The Place We Live In
Fill in the proper preposition where it is necessary.
- Don`t shout……me.
- It is a key………this lock.
- He lives……….. 5, Prime street.
- There is a carpet………the middle……the room.
- My parents go to work………car.
- There is a sofa next……..the table.
- My granny likes to sit……….the armchair.
- The fireplace is …….the corner……….the room.
- It happened behind……..the house.
- The kitchen is usually………the back of the house.
- The window is opposite………the door.
- There is a garden………..front ……..the house.
- I live far…………the centre.
- There is a bookcase……..the right……the door.
- There are a lot of trees…………our street.
- The armchair is…………two windows.
- You can see lovely curtains……..the window.
- What happened………..you yesterday?
- I am…….a hurry.
- There are nice pictures………the wall.
FORM 4 / Lessons — 24–30
TOWN LIFE
Fill in the proper preposition where it is necessary.
- Have you ever been………..London?
- This street leads………the park.
- The streets were dirty…………the 17th century.
- There is a monument………..Nelson…………Trafalgar Square.
- The Romans built a town……….the River Thames.
- London is famous………..its parks.
- We saw many places…………..interest.
- We live…………..Main Road.
- Don`t be afraid…………..spiders.
- Big Ben is…………the Clock Tower.
- The Clock got its name…………Sir Benjamin Hall.
- Our town is rich………..museums.
- What is ……….. …………. the cinema today?
- Turn………the left……….the traffic lights.
- We usually spend holidays ……….. ………… town in our summer house.
FORM 4 / Lessons 31–36
TRAVELLING
Fill in the proper preposition where it is necessary.
- I am tired……..this boring trip.
- They have left………..London.
- We prefer to travel………..plane.
- I don`t like to travel………a lot of luggage.
- The train has just arrived……….the station.
- Do you go to school…………foot or……..bus?
- Are you going…………a journey this week?
- There were a lot of people………board……….the ship.
- We usually stay………..the hotel in Moscow.
- We spent a week………….the seaside.
- Father has already bought the tickets………….the train.
- Don`t shake me………….the shoulder.
- Listen! Somebody is crying…………help.
- It took us two hours to get……..the airport.
- Be kind…….animals.
- Our granny always speaks………..a kind voice.
- Can you explain this rule……….me?
- It was time to get……….the train.
- Did you buy the tickets……….the railway station?
- We arrived………London …………night.
FORM 4 / Lessons 37–42
HOBBIES
Fill in the proper preposition where it is necessary.
- Nick is fond………….animals.
- He specializes……………collecting coins.
- What is the theme ………..your collection?
- The Sun rises……………the East.
- We are proud………..our city.
- Sport plays an important role…………our life.
- Travelling is popular…………….people ………….all ages.
- Where are the tickets…………….the play?
- I prefer to sit…………the stalls.
- I want to take part………….this concert.
- The room was full…………..children.
- I don`t care…………..cartoons.
- There are two feature films…………the programme.
- Listen………….me, please.
- I always read books……… …….the end.
- He told……….me where he lived.
- We wear badges……..our school uniform.
- The performance begins …….a quarter to 7.
- What is ……… ………..the theatre today?
- She performed ……..the piano ……….the school stage.
FORM 4 / Lessons 43–52
AMERICA
Fill in the proper preposition where it is necessary.
- All people in the world want to live ……….peace.
- Children usually depend ………..their parents.
- We often make furniture …….. ………wood.
- Umbrellas protect people …………rain.
- Have you prepared …………the lesson yet?
- His life was full ………danger.
- The first colonists thanked God ……..the harvest.
- The colonists fought ………independence.
- The hotel is situated …………the island.
- Hunters usually hunt ………guns.
- He has known me ……….my childhood.
- When will we reach ……….the port?
- What are you interested ……….?
- They hunted …….. a fox in winter.
- We decided to sail ………west.
- Suddenly a ship appeared ………….the sea.
- May I ask you …………advice?
- Last month we moved ………..a new flat.
- ……….. a rule he comes late.
- I saw it …………my own eyes.
FORM 4 / Lessons 53–57
MY COUNTRY
Fill in the proper preposition where it is necessary.
- He comes …………a noble family.
- He is devoted ………music.
- There is great love ………them.
- They founded a town …………the banks of the river.
- These countries are ………..war.
- A lot of soldiers died ………the Motherland.
- The general led the army ………..victory.
- He has always been the soul …………any company.
- They threw stones ………homeless dogs.
- She looks very young ………her age.
- My parents are ………..this idea.
- The old woman has a heart ………..gold.
- Russia is rich ………..forests, mountains and lakes.
- There is a monument ……..the top of the hill.
- Russia is famous ………..its people.
Неправильное употребление предлогов — одна из наиболее распространенных ошибок, допускаемых изучающими английский язык. Умело использовать английские предлоги — наука не из легких. Она требует недюжинных навыков.
Чем раньше начать постигать эту науку — тем лучше.
Планомерная и кропотливая работа в этом направлении очень важна и обязательно даст положительный результат.