ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПРИ РАБОТЕ
С УМК «ЗВЁЗДНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ»
Автор: Марина БОЧАРНИКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Среда 5 ноября 2014
В статье рассматриваются возможности УМК «Звёздный английский» для проектной работы с младшими школьниками на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
настроение: жизнерадостное
ключевые слова: проектная работа, начальная школа, общение, коммуникативная компетенция, изучение английского языка, творчество, Starlight
город: Москва
Тема проектов в отечественном образовании не нова, однако с каждым годом она всё глубже проникает во все сферы деятельности школьников. Двенадцать лет назад автор данной статьи представляла проекты учащихся (выполненные в ходе интегрированных занятий) на конкурсе «ЛЕГО», десять лет назад освоила курс использования цифровых технологий в проектной деятельности. В настоящее время приобщаю учеников к проектной деятельности на занятиях по английскому языку и при выполнении домашнего задания.
Проект предполагает наличие определённого замысла (то есть видения конечного результата) и умение просчитать путь (выработать алгоритм) его воплощения. В начальной школе учащемуся предлагается реализовать какой-то свой либо один из предусмотренных заданием замысел, используя предложенный алгоритм действий. Возникает вопрос: насколько ребёнок реализует себя как творческая личность в ходе выполнения работы по предложенному шаблону? В рамках иноязычного образования, целью которого является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, к этому также добавляется вопрос: способствует ли проектная деятельность, предполагающая использование предложенных шаблонных фраз, формированию у учащихся способности к продуктивному общению?
Как показывает опыт, творческое воплощение замысла и формирование коммуникативной компетенции при выполнении проектных заданий возможны при должной организации данной деятельности. Иными словами, всё зависит от учителя. Рассмотрим различные варианты проектной деятельности, реализуемые в рамках начального иноязычного образования в школе № 1353. В качестве иллюстраций приведём проекты учащихся: оформленные в бумажном варианте (при желании учащиеся оформляют свои работы в виде презентаций), проекты хранятся в индивидуальных папках-портфолио.
Прежде всего следует разделить выполняемые проекты на те, которые предлагаются непосредственно в учебнике “Starlight”, и те, которые (основываясь на материалах данного УМК) организует учитель в ходе нестандартных уроков. Остановимся подробнее на первых, т.к. описание подготовки и проведения занятия выходит за рамки данной статьи и требует отдельного рассмотрения. Стоит отметить, что идеи для проекта можно черпать не только в специальном разделе «Портфолио», но и, например, по итогам знакомства с материалами разделов “My World”, “Our World”, “Our School” — всё зависит от умения учителя заинтересовать ребят информацией по той или иной теме. Большое значение играет умение использовать жизненный опыт учащихся — при умелой организации работы у ребят повышается мотивация к изучению языка.
В качестве примера приведём раздел “Our School: Geography” (учебник «Звёздный английский 3», ч. 1., с. 38), где ребятам предлагается краткая информация по некоторым странам: интересные места, традиционная еда, известные актёры и спортсмены.
Учитель ставит перед детьми цель: выбрать страну и рассказать о ней так, чтобы у других возникло желание эту страну посетить. Занятие, на котором ребята представляют свои работы, организовывается так, чтобы в диалог было вовлечено максимально возможное количество учащихся. В качестве дополнительного стимула можно предложить определить самую интересную для посещения страну. Чтобы усилить эффект погружения в созданную ситуацию общения, ученик может взять себе имя, традиционное для представляемой им страны, и излагать информацию от имени лица — гражданина данной страны. При этом оформленный на листе текст служит опорой для устного рассказа, ученик может прочитать названия продуктов либо имена и фамилии, которые сложно запомнить. Важно нацелить ученика не на чтение текста целиком, а именно на рассказ с опорой на наиболее сложные для воспроизведения слова. Использование на уроке карты мира позволяет получить более полное представление о стране: её размерах, местоположении и климатических особенностях (как минимум на уровне «жарко-холодно»).
Слушателям предлагается задавать рассказчику вопросы, учителю отводится роль помощника в формулировке фраз и, как показывает практика, иногда в ответах на заданные вопросы (так как интерес учеников может выйти за рамки информации, которой владеет рассказчик). При этом в ряде случаев допускается использование русского языка (например, когда докладчику задаётся вопрос, как приготовлено то или иное блюдо, а уровень владения лексикой не позволяет дать ответ на английском языке). В качестве примера приведём работу ученика 3 класса «Испания» и прокомментируем ряд моментов, связанных с коммуникативной стороной выступления.
Заданные вопросы:
— What is your favourite place in Spain? (слово place в качестве опорного для составления вопросов можно выписать на доску)
— What is your favourite food?
— What do you like in “Port Aventura”? (ответ дан на русском языке)
— What is “paella”? (ответ дан на русском языке)
— Were you in Spain? (при составлении вопроса использовалась помощь учителя)
По результатам проведённых занятий отметим следующее: при правильной организации урока вместо схемы «доклад — вопрос (на выбор из представленных в учебнике)» работа вышла на уровень общения на основе предложенной к обсуждению информации.
Степень развёрнутости сообщения и возможность организовать общение на основе представленной информации зависит от лексического запаса учащихся. Одни из первых проектов — это работы, представляющие собой краткое описание семьи, своего дома или квартиры. Рассмотрим одну из таких работ (2 класс, модуль “My Family”).
Формирование коммуникативной компетенции предполагает выход на живую речь: учитель задаёт вопросы, причём отвечать предлагает не только докладчику, но и всем остальным. Так учитель избегает ситуаций, когда один ученик что-то рассказывает, а остальные из вежливости делают вид, что слушают.
Возможные вопросы:
— Is this house (flat) big or small?
— How many rooms are there in the house (flat)?
— Look at the living room. Is it big or small?
Важно не перегружать детей вопросами, но при этом вовлечь их в процесс общения: с одной стороны, ученики уделяют должное внимание работе докладчика и отвечают на вопросы, с другой — привыкают к тому, что проектная работа предполагает не только оформление и репрезентацию какого-то материала, но и умение ответить на вопросы, и умение такие вопросы задать. При правильной организации и систематическом использовании подобных видов деятельности к четвёртому классу ребята вполне осваиваются в спонтанной диалогической речи, и приведённая ниже работа (4 класс, модуль “My Town”) вполне может послужить основой для ряда вопросов и ответов на них.
Примеры вопросов:
— Do you go to the Supermarket?
— Is your house far from school?
— What is your favourite place?
— What is your favourite film?
Проектная работа должна быть интересна: если ребёнок выполняет задание только для того, чтобы заработать оценку, особого смысла в этой работе нет. Как уже отмечалось ранее, положительной мотивацией служит обращение к опыту ученика, к предметам или явлениям, которые ему интересны. Качественно выполненная, хорошо оформленная и достойно представленная работа вызывает неподдельный восторг и желание сделать что-то своё, что будет, по крайней мере, не хуже представленного. Нередки случаи, когда учителя сканируют и снимают копии с наиболее интересных работ, чтобы предъявить в качестве возможного варианта ученикам в следующем году.
Проектная деятельность подразумевает самостоятельную работу ученика, однако определённая степень родительского участия в ней допускается и даже приветствуется: совместное продумывание и воплощение идей, с одной стороны, создаёт дополнительные моменты для взаимодействия и положительно влияет на микроклимат в семье, с другой стороны, повышает интерес к иностранному языку, поскольку ребёнок видит: то, чем он занимается, важно не только для него, но и для других членов семьи.
Обобщив изложенное выше, можно прийти к выводу о целесообразности использования проектной деятельности в начальном иноязычном образовании на основе УМК «Звёздный английский» как одной из возможностей формирования у учащихся коммуникативной компетенции.