«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПЕДАГОГ. УЧЕНЫЙ. ЛЕГЕНДА.

Пятница 6 января 2012

5 ноября 2011 года ушла из жизни Инесса Львовна Бим. Педагог-легенда, учитель от Бога. Так говорят о тех, кто не просто обладает огромными знаниями, но и одарён чем-то несоизмеримо большим — тем, что называют талантом и даром. Тем, что невозможно нигде приобрести, купить, выучить, наработать — Даром Творца.

Об Инессе Львовне вспоминает доцент кафедры германских языков и методики их преподавания Института иностранных языков Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина

Андрей Александрович КОЛЕСНИКОВ

В аспирантуре у Инессы Львовны Бим я учился с 2004 по 2007 год. Общение с таким человеком, как Инесса Львовна, стало поворотным моментом моей жизни, ведь она относится к числу тех людей, которых по праву можно назвать Жизненными Наставниками. От обычных педагогов и преподавателей их отличает то, что они не просто обучают и воспитывают человека, — они ведут его по жизни, учат мудрости, делают его Личностью и оставляют глубокий след в душе.

Когда я поступал в аспирантуру после окончания университета, я не был уверен в том, что после защиты диссертации буду продолжать работать в сфере образования. Думал, получу учёную степень, это даст дополнительные бонусы при устройстве на работу, и буду работать в какой-нибудь международной компании. Теперь я понимаю — если бы я сделал именно так, это было бы большой ошибкой. Общение с Инессой Львовной помогло мне лучше понять самого себя, утвердиться в том, что преподавание и наука — это именно то, чем я должен заниматься. На своём личном примере Инесса Львовна учила оставаться верным самому себе, своему предназначению, как бы ни сложились обстоятельства.

Что меня всегда поражало в Инессе Львовне, так это её удивительная трудоспособность. Я однажды подсчитал: за те три года, пока я писал диссертацию, она успела обновить линейку учебников для средней школы, написать новые учебники для начального и старшего этапа, разработать концепцию профильного обучения иностранным языкам, написать и выпустить монографию по профильному обучению… И это не считая многочисленных статей, докладов, выступлений на конференциях, работы с аспирантами.

К нам, своим аспирантам, Инесса Львовна относилась с величайшим уважением. Она всегда давала нам понять, что мы — её коллеги, способные наравне с ней решать научные задачи. Помню своё удивление, когда после работы с докторантом

И.Л. Бим обратилась ко мне с вопросом: «Андрей, как вы считаете, какое название подошло бы для этой диссертации?» Смущение вызывал тот факт, что академику, профессору и доктору наук интересно мнение аспиранта о том, как озаглавить докторскую диссертацию. Но немного позже я понял — а ведь это тоже была часть нашего обучения, воспитания, становления как научных сотрудников! Чувствуя такую высокую степень доверия со стороны Инессы Львовны, мы старались соответствовать её ожиданиям.

Однажды среди коллег отдела иностранных языков РАО зашёл разговор на вечную философскую тему — в чём смысл жизни. Высказывались различные мнения, а в конце Инесса Львовна сказала удивительную фразу: «Знаете, жизнь не имеет никакого смысла до тех пор, пока мы не готовим своё продолжение, своих преемников».

Вспоминает старший методист ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

Галина Александровна БЛИЗУЧЕНКОВА

Инесса Львовна — учёный от Бога. Природная одарённость, интеллект высочайшего уровня, системное мышление, железная логика, профессиональная компетентность, гражданская позиция обеспечили тот вклад, который внесла Инесса Львовна в науку. Её научные публикации и УМК были основой профессионального развития многих поколений учителей немецкого языка, других иностранных языков, а также обладали синергетическим эффектом по отношению к методике преподавания других предметов. И если нам удалось что-то сделать в профессии, то это только потому, что мы «стояли на плечах таких гигантов», как Инесса Львовна.

А вот какие воспоминания остались у другого аспиранта Инессы Львовны Бим — профессора, доктора педагогических наук (кафедра лингвистики и лингводидактики Тамбовского ГУ им. Г.Р. Державина)

Олега Геннадиевича ПОЛЯКОВА

Я был аспирантом Инессы Львовны Бим в 1992–95 годах. До поступления в аспирантуру я знал её учебники немецкого языка, монографии, многочисленные публикации в журнале «Иностранные языки в школе». Для меня было чрезвычайно важным учиться именно у Инессы Львовны. Она возглавляла в то время рабочую группу по разработке проекта временного государственного образовательного стандарта по иностранным языкам. Требовалась новая концепция итоговой аттестации, были нужны новые исследования в области языкового тестирования. Мне это было очень интересно.

От Инессы Львовны всегда исходило благородство духа, которое чувствовали и ценили все, кто её окружал. Мне посчастливилось познакомиться с её семьёй. Я часто бывал у неё дома, много общался с её супругом, Семёном Исааковичем, который был очень светлым и чрезвычайно эрудированным человеком. Он живо интересовался делами в академии, радовался успехам Инессы Львовны, заботился о том, чтобы она берегла себя, не засиживалась подолгу за рукописями. В этих своеобразных упрёках скрывалось столько любви и человеческого тепла, что нельзя было не почувствовать трогательные отношения между двумя немолодыми людьми, сохранившими свою любовь друг к другу.

Невзирая на возраст, Инесса Львовна отправлялась в поездки по стране и за рубеж, чтобы принять участие в очередной конференции или семинаре.

Кажется, свободного времени у Инессы Львовны не было. Это не значит, что у неё не было иных увлечений, кроме работы. Она прекрасно знала литературу, живопись. Одно время она даже увлекалась резьбой по дереву. Я видел её работы, её инструменты — специальные ножи, которые она привезла когда-то из Японии. У Инессы Львовны был утончённый вкус.

Инесса Львова как научный руководитель, как лектор, как докладчик на конференции никогда не ставила перед собой задачи поразить или удивить аудиторию. Вместе с тем она всегда поражала и удивляла своим умением привлекать внимание слушателей. Её выступления всегда были чёткими, но не лишёнными образного языка, который помогал лучше понять сущность сложной проблемы или явления. Инесса Львовна всегда называла себя «системщиком».

Возникали ли какие-то конфликты? Нет. Были споры научного характера. Инесса Львовна умела выслушивать до конца. А её комментарии всегда были ненавязчивыми, но провоцировали на домысливание важных аспектов, которые так лекго можно было выпустить из поля зрения. Теперь я понимаю, что так мог поступать только мудрый человек и настоящий педагог. Именно такой была Инесса Львовна, мой научный руководитель.

О пяти вехах творческого пути академика Инессы Львовны Бим рассказывает её бывшая аспирантка, а ныне зав. кафедрой теории преподавания первого иностранного языка Балтийского Федерального Университета им. И. Канта, доктор педагогических наук, доцент

Татьяна Юрьевна ТАМБОВКИНА

Многие студенты и школьники, изучавшие немецкий язык по её учебникам, даже не подозревали, что автором является не мужчина, а симпатичная, интеллигентная женщина с непростым именем и такой же судьбой — Инесса Львовна Бим, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии наук. Любой рассказ о ней всегда будет рассказом о её педагогическом творчестве. Давайте вспомним всего лишь пять вех её творческого пути:

1. В 1977 году появилась знаменитая книга И.Л. Бим «Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника», в которой не только описывалась и рассматривалась сущность отечественной системы обучения иностранным языкам, но и закладывались основы теории учебника иностранного языка, обеспечившие дальнейшую успешную разработку и издание учебников нового типа, последовательно реализующих положения созданной системы.

2. В 1980 году выходит в свет первый учебно-методический комплекс по немецкому языку для 4 класса, разработанный
И.Л. Бим в соавторстве с А.А. Голотиной, состоящий из книги для ученика, книги для учителя, позднее дополненный рабочей тетрадью и наглядными материалами. Этот УМК становится прототипом всех последующих отечественных УМК по иностранным языкам для средних школ. Их своевременное создание и внедрение позволяют нашей национальной системе обучения иностранным языкам и сегодня соответствовать мировому уровню.

3. В 1988 году издаётся фундаментальный труд И.Л. Бим «Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе», который становится на долгие годы настольной книгой не только для школьных учителей, но и преподавателей вузов, студентов и методистов. В книге излагаются основы коммуникативного обучения иностранному языку применительно к отечественной системе обучения иностранному языку в средней школе.

4. В 2001 году публикуется «Концепция обучения немецкому языку как второму иностранному (на базе английского)», где излагаются теоретико-методические основы преподавания второго иностранного языка в отечественной средней школе. Данная работа теоретически обобщает огромный практический опыт по разработке и применению серии учебников немецкого языка как второго иностранного, издаваемых с 1997 года.

5. В 2006 году под руководством И.Л. Бим создаётся и внедряется очередной инновационный продукт — двухуровневый учебник немецкого языка для 10 класса. Этот УМК ориентирован на дальнейшее развитие приобретённого в основной школе уровня коммуникативной компетенции — общеевропейского допорогового уровня А-2.

Главное достижение И.Л. Бим — её огромный вклад в дело создания отечественной системы обучения иностранным языкам, продолжающей на этой основе успешно и плодотворно развиваться и совершенствоваться.

Алла Викторовна ЩЕПИЛОВА не была аспиранткой Инессы Львовны Бим, она писала под её руководством докторскую диссертацию. Сейчас Алла Викторовна — доктор педагогических наук, профессор, директор Института иностранных языков ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», председатель ученого совета Института иностранных языков.

Меня всегда поражало в Инессе Львовне Бим чувство современности. Она была впереди всех событий, предвидела их, была в курсе всего.

В восьмидесятых годах Инесса Львовна была инициатором введения второго иностранного языка в программу для спецшкол. В девяностых Б.Н. Ельцин снова попытался упразднить спецшколы, как было когда-то в шестидесятые. Но Инесса Львовна могла позвонить кому угодно, пойти на встречу с кем угодно, лишь бы добиться решения вопроса в интересах дела. Авторитет Инессы Львовны был безусловным. Её слово всегда было решающим.

Мне импонировало, что она всегда интересовалась у своих учеников, как дела дома, проявляла интерес к жизни каждого.

К себе и к своей работе Инесса Львовна была требовательна. Я столкнулась с этим особенного близко, когда работала с ней в соавторстве над учебниками. Могла напрямик сказать, если видела какие-то нарушения, аргументированно доказывала человеку, в чём он не прав.

Формально, академически я у Инессы Львовны не училась, но училась житейским вещам. Она научила меня требовательней относиться к себе и к тому, что я делаю. МНЕ ВСЕГДА ХОТЕЛОСЬ БЫТЬ ПОХОЖЕЙ НА НЕЁ.

Инесса Львовна Бим — это целая эпоха в методике преподавания, выдающийся человек и учёный.

Счастье, когда удается встретить преподавателя искреннего, с богатым внутренним миром, бесконечно преданного большой науке. Инесса Львовна Бим была человеком добрейшей души и высокого гражданского долга, смело выступавшей против любых проявлений беспринципности, фальши и лженауки. Её коллеги, которые поделились с нами воспоминаниями о ней, — счастливые люди, которым судьба подарила такую удачу, быть её учениками.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.