«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ЮНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
ИЗ ШКОЛЫ ИМЕНИ БЕЛИНСКОГО

Среда 19 октября 2011

В прошлом учебном году десятиклассники московской школы № 19 имени В. Г. Белинского с углублённым изучением английского языка приняли участие в международном проекте «Предприятия без границ». Как ребята делали первые шаги в области предпринимательской деятельности,
рассказывает Надежда БЫКОВА.

Надежда БЫКОВА

настроение: восхищённое

ключевые слова:международное образовательное сообщество, «Предприятия без границ», юные предприниматели, проектно-исследовательская деятельность, компьютерная грамотность, практико-ориентированный проект, формирование УУД, смысловое чтение, формирование ИКТ-компетенций, интеграция учебных предметов

В английском языке есть многозначная пословица: It’s a small world. В наше информационное время мир становится ещё меньше или, точнее, коммуникабельнее: Интернет стирает все границы и сокращает расстояния. Сегодня почти 2 миллиарда человек имеют доступ к Интернету. Школьники проводят в нём много времени, играют в онлайновые игры, ведут блоги, общаются между собой в социальных сетях. Можно даже сказать, что всё самое интересное в жизни подростка сейчас происходит в интернете. Поэтому многие взрослые серьёзно задумываются о том, Films X Gratuits, XXX Porno Gratuit X — Femme Fountaine Sexy как помочь детям не заблудиться в этом информационном облаке, направить энергию «в мирное русло» и даже извлечь из сетевого общения образовательную пользу.

Международное образовательное сообщество «Достижения молодых — Юный предприниматель» выступило с интересным проектом «Предприятия без границ», который объединяет учащихся разных стран мира и учит в рамках делового сотрудничества понимать и уважать друг друга независимо от национальных особенностей, взглядов на жизнь, уровней образования, разных вероисповеданий и многого другого.

Одним словом, «Предприятия без границ» — это программа создания партнёрских проектов школьных компаний разных стран для обмена идеями, знаниями и навыками в области молодёжного предпринимательства.

Цели этого проекта:

  • обучение основам бизнеса и предпринимательства на основе практического опыта;
  • создание международных партнёрских проектов, которые учащиеся, учителя и консультанты разных стран ведут сообща;
  • развитие делового общения и взаимодействия школьных компаний, изучающих основы бизнеса в формате учебно-деловой игры;
  • преодоление коммуникационных барьеров;
  • обмен культурными и деловыми ценностями.

Заметим, что предпринимательство наряду с компьютерной грамотностью, технологической культурой, владением иностранными языками и социальными навыками включено в число «новых базовых знаний и навыков» выпускников школы. Создание условий, стимулирующих молодёжь к ведению предпринимательской деятельности, — важнейшее направление стратегической молодёжной политики на российском, европейском и мировом уровне. Эффективным способом и хорошей предпосылкой успешного решения этих задач является предпринимательское образование со школьной скамьи.

В 2010/2011 году в проекте участвовало более 200 компаний из 29 стран мира. «Предприятия без границ» — практико-ориентированный проект. В начале учебного года учащиеся 10 классов основали собственную школьную компанию и выбрали её администрацию: президента, вице-президента по маркетингу, вице-президента по финансам, вице-президента по кадрам, вице-президента по продукции и вице-президента по коммуникациям. Каждый приобрёл акции компании, чтобы быть её законным владельцем. Акции не имеют юридической силы и используются только внутри школы с образовательными целями. Компания имеет свое название “Trendy Creative Handmade Production” (сокращённо Тrendy’s). В названии ребята воплотили все свои устремления: они творческие, хотят идти в ногу со временем, хотят создавать своими руками собственный, особенный продукт. Потом был разработан логотип. Но, конечно, главной заботой был сам продукт, ведь всем хорошо известно утверждение: «Нет продукта — нет компании».  Продукт нужно было придумать такой, чтобы он был оригинальным, не очень дорогим и смог заинтересовать потенциальных потребителей в другой стране. После бурных обсуждений было решено производить серёжки, используя металлические пробки от бутылок «Кока-колы» и других лёгких напитков. Так что плюс к оригинальной идее ребята внесли свой вклад в сохранение окружающей среды: эти пробки — отходы, которые разлагаются на протяжении долгих лет.

Следующим шагом была регистрация на международном сайте «Достижения молодых — Юный предприниматель»[ja-russia.ru]. На нем даны пошаговые рекомендации, своевременное успешное прохождение этапов даёт компании бонусные баллы. Любая школьная компания, набравшая 100 очков по результатам участия в программе «Предприятия без границ», может принять участие в соревновании за награду “High Potential Award”, вручаемую на церемонии награждения Европейского сообщества JA-YE Enterprise without Borders [www.ewb.ja-ye.org]. Это мощный стимул для активизации работы старшеклассников.

При регистрации необходимо авторизоваться, разместить каталог с продукцией и её описанием, разработать сайт компании и дать на него ссылку.

На практике происходит освоение четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Учащимся нужно заполнить анкету, а после регистрации создать сайт согласно предложенному плану: страна, адрес, школа, учитель — руководитель проекта, краткое описание миссии компании и её продукции,  фотогалерея.  Все это, естественно, на английском языке. Кроме того, на школьном сайте ребята поместили ссылку на сайт проекта с тем, чтобы и другие учащиеся, и родители знали о нашей деятельности и смогли выступить в роли акционеров, если мы решим быть компанией открытого типа. Руководитель проекта тоже должен зарегистрироваться на международном сайте и постоянно быть в курсе того, как продвигается проект.

После того, как компания вступила в число участников проекта, наступают самые волнующие события: изучение других компаний и их продукции, поиски партнёров. Все начинают общаться со сверстниками из других стран, вступают в переписку. Особенность проекта в том, что практически для всех участников из разных стран английский язык не является родным, и они используют его как средство международной деловой коммуникации.

Дальнейшее сотрудничество предполагает варианты: можно только экспортировать свою продукцию или только импортировать понравившийся товар. Можно организовать партнёрство на основе взаимодействия с одной или несколькими школьными компаниями, каждая из которых самостоятельно создаёт свои товары и заинтересована в обмене. Можно организовать совместный проект, который формируется на основе взаимодействия двух или более школьных компаний, заинтересованных в совместной разработке и реализации продукта или в обмене товарами и услугами.  Компании также имеют возможность просто общаться с другими компаниями.

Trendy’s отправила электронные сообщения компаниям, изучив их профиль и выбрав возможных партнёров. В свою очередь, мы получили предложения от других школьных компаний: из Португалии, Бельгии, Болгарии, Норвегии, Венгрии, Румынии, Италии, Кении, Ганы, Дании, США, Швеции и Великобритании. С помощью электронной переписки учащиеся выработали важные коммуникативные умения: составить краткое сообщение и запросить информацию, ответить на полученное сообщение, аргументировать свой отказ, найти доводы для создания совместного проекта, соблюдая при этом нормы делового этикета.  В итоге было создано два партнёрства: с компаниями из Болгарии и из Бельгии.  Обе компании заботятся об экологии, что соответствовало и миссии Trendy’s. С бельгийской компанией наша компания делилась опытом работы и сама получила от неё много интересных идей. Партнёрство по всем правилам было создано с компанией из Болгарии Junior Recycles. Оно получило название EcoFriendship.  Идея у болгарских ребят была такая же, как и у нас, — повторное использование отходов. Мы общались по электронной почте, по телефону и на сайте. Чтобы лучше узнать друг друга, мы провели с ними несколько телемостов.

Это очень интересный опыт и неплохая практика в говорении и аудировании, а также овладение современными коммуникационными технологиями.

Общение с помощью телемоста помогает «практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации»[ФГОС, standart.edu.ru/attachment.aspx?id=456]. Естественно, общение идёт на английском языке.

Ребята договорились о создании совместной продукции — серёжек из дерева. Наши партнёры в Болгарии делают из отходов деревоперерабатывающего завода заготовки серёжек. В нашем случае это круги и кольца. Trendy’s покупает крепления для серёжек, сверлит отверстия и крепит застёжки. Половину продукции мы отправляем в Болгарию.  Дальше каждая компания сама производит роспись изделий и реализует их. По правилам программы был создан совместный сайт, на котором можно получить необходимую информацию о каждой компании и о партнёрстве.

Компания Trendy’s провела несколько презентаций проекта: на конкурсе «Грант Префекта ЦАО г. Москвы для школьников», в Спасо-Хаусе — резиденции посла США в Москве и на Международных ярмарках Школьных компаний в Вене и Братиславе. На международном финале в Осло компания Trendy’s представляла Россию. Продукция Trendy’s – серёжки, сделанные из крышек от бутылок Coca-Cola, фотоплёнки, изготовленные из отходов деревоперерабатывающего завода в Болгарии, как и сама идея переработки отходов в стильную оригинальную продукцию, были оценены по достоинству и пользовались большой популярностью. Совершенствование презентационных навыков, умение представлять результаты своей деятельности, в том числе на английском языке, с соблюдением при этом всех языковых норм, умение сделать мультимедийную демонстрацию — вот неполный перечень достигнутых результатов.

По завершении проекта  администрация компании Trendy’s написала годовой отчёт о совместной деятельности и представила его руководству программы «Предприятия без границ». Годовой отчет — очень важный документ, в нём подводятся итоги работы компании за год и предоставляются финансовые ведомости (Balance Sheet, Profit and loss Statement, Liquidation Report).

Важно отметить, что по своей сути проект «Предприятия без границ» способствует интеграции многих учебных предметов (английского языка, экономики, обществознания, географии, математики, информатики, ИЗО, технологии), и, соответственно, развитию различных метапредметных умений («умение планировать своё речевое и неречевое поведение, умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли, умение работать с информацией, устанавливать логическую последовательность основных фактов»).

А это для моих учеников — важный ключ к успешности.

Если вы — преподаватель иностранного языка и у вас есть опыт интересной проектной работы в школе, колледже, вузе, приглашаем вас стать соавтором рубрики «Технология проекта».
Опишите сам проект, методику работы, технологию взаимодействия участников проекта, его результат и ваши профессиональные итоги: что удалось и что можно рекомендовать коллегам. Объем текста — 8-12 тысяч знаков. Приветствуется наличие иллюстраций.

Материалы для публикации в журнале
направляйте по адресу: editor@i-yazyki.ru
Телефон редакции: 8 (495) 689-7455

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.