«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЯЗЫКА

Четверг 23 июля 2015


I suggest that Spotlight is a great base to take advantage of while studying English at school so that children can develop their listening, reading, writing and speaking (which is one of the most important issues) skills. Apart from exercises focused on working on them, Spotlight contains effective tasks stimulating children’s creativity and development of critical thinking skills.

настроение: позитивное

ключевые слова: коммуникация, взаимодействие, активная позиция школьника, виды речевой деятельности, говорение, практика, межкультурная коммуникация, диалог культур

город: Москва

Я преподаю иностранный язык в течение десяти лет. Сейчас я работаю учителем английского языка в средней общеобразовательной школе. Со временем я все больше убеждаюсь, что каждое занятие у ребенка должно вызывать интерес и желание накапливать, преумножать и применять знания.

Бесспорно, английский язык должен служить средством общения и взаимодействия. Однако, к сожалению, пассивное знание форм, структур, конструкций преобладает над активным владением языка в связи с тем, что ученики не живут в англоязычной среде. Это соотношение может меняться в зависимости от того, насколько активно дети занимаются английским языком. Таким образом, значительные усилия должны прилагаться к развитию и отработке навыков говорения, выводу в речь полученных и накопленных знаний. Поэтому отмечу, что, помимо стремления и активной позиции школьника, при изучении английского языка также важен выбор хорошего и содержательного УМК.

На мой взгляд, одним из лучших современных опорных материалов для развития четырех видов речевой деятельности, и говорения прежде всего, являются учебники “Spotlight” («Английский в фокусе»). Они содержат не только упражнения, способствующие развитию умений аудирования, говорения, чтения и письма, но и задания, стимулирующие творческую активность и развитие критического мышления.

Этот УМК содержит эффективные задания, создающие релевантные коммуникативные ситуации для активного использования иностранного языка, а также проекты исследовательского характера, портфолио. Поэтому стоит особенно выделить представленную возможность создания базы для развития навыка говорения в процессе проявления творческой активности. Ребенок сам чувствует, что умеет применять полученные знания на практике, выражая свои мысли, и наслаждается общением на английском языке.

Что касается аудирования, “Spotlight” содержит достаточно заданий, помогающих успешно отрабатывать навыки восприятия речи на слух и формирование непосредственной реакции в виде ответа.

Для развития умений говорения помогают задания, моделирующие проблемную ситуацию. От учащихся требуется найти пути ее решения, проявив творчество в поисках наилучшего способа. Также полезны упражнения на выражение своей мысли на английском как от первого, так и от третьего лица. Только после такой проработки можно ожидать самостоятельной грамотной работы над проектом.

Говоря о коммуникативно-деятельностном подходе к обучению английскому языку, необходимо заметить, что тематика учебника весьма разнообразна, коммуникативные задания ориентированы на реальные ситуации общения.

Учебный комплекс, построенный как система модулей, предусматривает работу над всеми видами речевой деятельности. Особая роль отводится диалогам, аудированию, разминочным и пропедевтическим упражнениям, а также стратегиям письма, контролю, самоконтролю и тестированию.

В каждом модуле есть упражнения для фонетической зарядки, что помогает работать над произношением. Эти упражнения особенно полезны при работе с учащимися начальной школы.

Это один из лучших учебников для проведения обсуждений, вывода в речь лексико-грамматических конструкций. В настоящее время существует много альтернативных учебников по английскому языку. Но, на мой взгляд, должным образом развивает навыки говорения, чтения, аудирования и письма именно “Spotlight”.

Хочу также отметить наличие социокультурного компонента в данном УМК по иностранному языку. Зачастую учащиеся могут допускать социокультурные ошибки, связанные с тем, что ученик не знаком с обычаями, законами, культурными особенностями других стран и поэтому испытывает трудности в понимании иностранцев.

Многие иностранцы понимают сказанное даже с ошибками в грамматике и лексике, более того, они лояльны, дружелюбны и хотят помочь говорящему выразить желаемое. Однако незнание особенностей культуры страны может вызвать мнение о «странном поведении» гостя, тогда как в другой среде оно считалось бы абсолютно нормальным.

Учебный комплекс “Spotlight”, содержащий разнообразные материалы по лингвострановедению англоязычных стран и реализующий современные подходы к обучению иностранным языкам, позволяет учащимся больше узнать об истории и культуре как страны изучаемого языка, так и своей родной страны, развить навыки успешной межкультурной коммуникации.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем постоянного сравнения имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками «Culture Corner», «Extensive reading».

Сравнивая традиции и обычаи разных стран, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее народу, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка используются самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить «круглые столы». Например, в конце изучения темы «Не хотели бы вы отправиться в Великобританию?» учащимся предлагается пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие. Этот проект называется «Добро пожаловать в Россию!». Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объема знаний об особенностях культуры родной страны, а воспитательным аспектом — осознание понятий «Родина» и «малая Родина», более глубокое осознание своей культуры.

Отдельно хотелось бы затронуть тему межкультурной коммуникации, важную для восприятия и осознания культурных ценностей английской и американской культур. При изучении любого иностранного языка важно узнавать новое о традициях, культурных ценностях, особенностях менталитета людей в целом. Даже в одной и той же речевой ситуации люди из разных стран используют разный набор средств выражения своей точки зрения. И если русский человек говорит на английском, пусть это будет не «русский» английский. Необходимо выражать мнение на иностранном языке теми способами, которыми воспользовались бы сами иностранцы. Именно таким образом можно лучше всего донести до собеседника мысль и быть понятым.

В УМК “Spotlight” должным образом представлен диалог культур. После текстов, содержащих элементы иноязычной культуры, идут задания, помогающие детям сравнивать, обобщать, выделять, анализировать полученную информацию. Так, например, в “Spotlight” для 7 класса после текста о национальном спорте Англии учащимся предлагаются следующие задания: сделать заметки, представить их и затем написать статью о популярном спорте нашей страны.

Таким образом, “Spotlight” развивает следующие важнейшие социокультурные умения: относиться с уважением к чужой культуре; понимать систему основных ценностей и образ жизни, принятые в стране изучаемого языка; вести себя соответственно принятым в стране нормам; понимать, какое поведение адекватно той или иной ситуации; понимать реалии молодежной культуры, образ жизни молодежи; ориентироваться в реалиях современной жизни, традициях и обычаях страны изучаемого языка; знать культуру родной страны, уметь находить сходства и различия (в явлениях, событиях, действиях и поступках людей) в родной и чужой культурах.

В настоящее время на книжном рынке имеется большой выбор УМК с учетом различных моделей обучения. При выборе базового курса учитель руководствуется различными критериями, но ведущими, по мнению Е. Н. Солововой, должны быть следующие:

  • является ли этот курс полным учебно-методическим комплектом (УМК), или к нему необходимо подбирать или составлять недостающие компоненты;
  • соответствует ли данный курс требованиям отечественных федеральных/региональных программ по ИЯ;
  • соответствует ли этот курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;
  • развивает ли этот курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;
  • обеспечивают ли материалы хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;
  • доступен ли данный курс учителю и ученикам.

«Идеальных УМК, как известно, не существует, поэтому учитель иностранного языка должен проявить максимум творчества, чтобы выбрать нужные ему материалы, а в случае необходимости составить свои собственные», — считает Е. Н. Соловова.

УМК “Spotlight” отличается тем, что интересен детям, создает базу для живой коммуникации. Также можно заниматься, используя книги для чтения, разнообразные видео- и аудиоматериалы, сборники языковых и речевых игр для различных этапов обучения, компьютерные программы, таблицы и схемы, карточки, картинки, музыку и песни, рифмовки и стихи, то есть все то, что разумно дополняет УМК.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание и развитие личности учащихся на уроке английского языка по УМК «Английский в фокусе» реализуется с помощью формирования у учащихся потребности в изучении иностранного языка и овладения им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.

В ходе работы над проектами происходит развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры и формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми из разных сообществ.

Помимо этого огромное значение имеет воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за прошлое и настоящее многонационального народа России, — а также создание установки на здоровый образ жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

“Spotlight on Russia” способствует лучшему пониманию наших традиций и осознанию чувства патриотизма. Так, например, рассматривая общие темы, на которые писали английские, американские и русские писатели, мы находили как культурные сходства, так и различия.

Основываясь на практике работы с учебными пособиями “Spotlight”, могу сказать, что данный учебник не только способствует эффективному развитию четырех видов речевой деятельности, но и, при правильной подаче материала, вызывает у детей интерес и желание трудиться. Мне нравится работать по нему.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.