САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Светлана САМОЙЛЕНКО | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Среда 7 октября 2015
Чтобы учащийся умел работать самостоятельно, необходимо его этому учить.
настроение: рабочее
ключевые слова: самостоятельная деятельность, новые технологии, модульное обучение, все виды учебной деятельности, самоконтроль
город: ст. Челбасская, Краснодарский край
Наверное, каждый согласится с тем, что любой человек должен уметь самостоятельно пополнять, расширять свои знания, заниматься самообразованием. Но самостоятельность не дана нам с рождения. Поэтому, чтобы учащийся умел быть самостоятельным и работать самостоятельно, его необходимо этому научить. Проблема организации самостоятельной работы школьников в наше время особенно актуальна.
Одной из форм организации самостоятельной работы учащихся является модульное обучение. Модульное обучение — это строгое содержание учебного материала, чёткие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизация труда. Всё это позволяет оптимально организовать индивидуальную, самостоятельную работу учащихся.
Во 2–9 классах я использую модульное обучение благодаря серии «Английский в фокусе» издательства «Просвещение». Материал учебников представлен в виде модулей, которые состоят из микротем. В конце каждого модуля учащиеся самостоятельно выполняют проверочные задания. Ответы в 6–9 классах проверяются после выполнения каждого задания самими учащимися, то есть осуществляется самоконтроль. Правильность выполнения проверочных упражнений во 2–5 классах осуществляется фронтально, в парах или в группах. Завершая изучение материала модуля, учащиеся начальных классов часто пишут мини-сочинение на основе текста-опоры по данной теме, используя полученные знания. Затем учащиеся готовят эти работы для устной презентации. Во время работы над модулями учащиеся самостоятельно (на уроке или дома) выполняют различные творческие задания: поделки, рисунки…
Самостоятельная работа учащихся 2–9 классов осуществляется в процессе их обучения по всем видам деятельности.
При чтении учащиеся самостоятельно выполняют различные упражнения: выбирают правильный вариант из данных, отвечают на вопросы, подбирают правильный заголовок, находят эквиваленты. При выполнении этих заданий учащиеся могут быть поделены на группы. За 15 минут группа должна подготовить, например, выразительное чтение и литературный перевод отрывка текста.
В конце работы один из участников группы отчитывается за работу, то есть читает и переводит текст. Таким образом, каждый несет ответственность за общий результат работы. Это дает стимул сильным учащимся объяснить материал остальным, с другой стороны, более слабые учащиеся получают дополнительную мотивацию. Они работают сообща, каждый может внести свой вклад в общую работу.
Аудирование само по себе предусматривает самостоятельность, ученик сам слушает текст. При аудировании учащиеся прослушивают информацию и выполняют самостоятельно задания: выбрать правильные предложения из данных, подтвердить или опровергнуть реплики, закончить данную фразу. Задания выполняются учащимися обычно во время прослушивания текста. Подобные задания даются мной в записи, что позволяет готовить учащихся к требованиям ГИА.
Такой вид деятельности, как письмо, в 6–9 классах тоже связан с самостоятельной работой учащихся. Различные упражнения: описать погоду, свою семью, школу и т. д., составить своё расписание уроков, написать советы по уходу за растением, заполнить анкету, — самостоятельно выполняются учащимися на основе упражнения-опоры (на уроке или дома). Подобные задания также позволяют готовить учащихся к ГИА.
Во время работы над диалогом или монологом учащиеся, используя изученный лексико-грамматический материал и опираясь на диалоги и тексты, самостоятельно составляют диалоги и монологи, готовят презентации дома. Изучая или повторяя тему “Праздники Великобритании», в 7 классе можно организовать работу следующим образом. На доске пишутся названия 3–4 праздников. Каждый учащийся выбирает праздник, о котором он больше знает, который ему больше нравится. Формируются группы из 5–6 человек. За 15–20 минут они должны обсудить выбранный праздник, стараясь собрать всю информацию, они должны придумать вопросы о других праздниках.
Затем организуется обсуждение. Каждая группа задает вопросы другим командам и отвечает на вопросы о своем празднике. Происходит обобщение материала, совершенствуются умения устной речи.
Работа над лексико-грамматическим материалом тоже предусматривает самостоятельную деятельность учащихся: найти эквивалент на английском, подобрать синоним или антоним к данным словам, заменить изученные слова новыми, поставить глаголы в данное грамматическое время, выбрать правильное грамматическое время из данных, осуществить словообразование, превратить утверждения в вопросы или отрицания, заменить активный залог пассивным и т. д. Учащимся даётся определённое время на выполнение упражнения самостоятельно или в парах, затем упражнение проверяется.
Использование игр: фонетических, лексических, грамматических, стилистических, — тоже способствует развитию самостоятельности учащихся. Например, ролевая игра в 8 классе по теме «США» предполагает самостоятельный выбор учащимися ролей (гид, туристы, служащие гостиницы), фраз на английском языке и соответствующего поведения участников игры.
Самостоятельная работа учащихся осуществляется и при обучении работе со словарём: найти правильные / неправильные глаголы, 2-ю или 3-ю формы неправильных глаголов, перевод слова на русский язык, транскрипцию.
Таким образом, самостоятельная работа учащихся в процессе их обучения английскому языку осуществляется во всех классах благодаря использованию как традиционных методов, так и новых технологий, в частности, модульному обучению.