ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ С УМК ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ «DEUTSCH. KLASSE 5» И.Л. БИМ И ДР.
Автор: Ольга КОНДАУРОВА | Рубрика: НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Понедельник 21 декабря 2015
Основные трудности при обучении говорению связаны с формированием установки на общение, т.е. проблема мотивации коммуникативной функции. В статье выделены следующие мотивационные проблемы и возможные пути их решения:
— учащиеся стесняются говорить на немецком языке, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике;
— учащиеся не понимают речевую задачу;
— у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;
— учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;
— учащиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке.
настроение: боевое
ключевые слова: говорение, коммуникативные задачи, УМК 5 класса, виды речевой деятельности, коммуникативная ситуация, речь
город: Волгоград
I. Обучение немецкому языку на среднем этапе основной школы (5–9 классы) характеризуется личностной ориентацией языкового образования, реализацией всех основных современных подходов: деятельностного, коммуникативного, межкультурного, компетентностного, средоориентированного.
В своей работе в 5 классах я использую предметную линию учебников И. Л. Бим. В учебно-методический комплект входят учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, аудиокурс. В качестве дополнительного материала я пользуюсь на уроках сборником упражнений по немецкому языку и книгами для чтения, которые также входят в вышеуказанную предметную линию И. Л. Бим.
Названный мной учебно-методический комплект продолжает серию УМК ЭDeutsch. Die ersten Schritte” для 2–4 классов общеобразовательных учреждений и адресован обучающимся, начавшим изучение немецкого языка со 2 класса. Задача для УМК 5 класса — обеспечить повторение и закрепление изученного в начальной школе, осуществить переход к более систематическому изучению немецкого языка и тем самым укрепить фундамент для дальнейшего продвижения школьников.
Основная цель обучения немецкому языку в 5 классе — совершенствование и дальнейшее развитие способности и готовности школьников осуществлять элементарное общение на немецком языке. Таким образом, УМК ориентирован на совершенствование и дальнейшее развитие приобретённого в начальной школе уровня коммуникативной компетенции — уровня начинающего. Это предусматривает развитие умений решать следующие элементарные учебные и собственно коммуникативные задачи, а именно:
- Правильно произносить уже известные, а также новые немецкие звукосочетания, слова и фразы, соблюдать наиболее важные интонационные правила.
- Закрепить словарный запас, приобретенный ранее, и овладеть новым. (157 ЛЕ)
- Более сознательно грамматически оформлять свою речь, оперируя основными типами немецкого простого предложения: утверждения, вопросом, возражением, восклицанием.
- Расширить представление и развивать знания о некоторых основополагающих языковых правилах/закономерностях (отрицание nicht/kein, наличие глагола-связки, порядок слов и т.д.)
II. УМК «Немецкий язык.5 класс» И. Л. Бим и др. имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным характеристикам УМК можно отнести следующие:
Учебник состоит из блоков, выделяемых по доминирующему виду учебной и речевой деятельности: (первый блок — введение, ознакомление с новым языковым материала; второй — развитие умений чтение и письма; третий — развитие умений говорения; четвёртый и пятый даны вместе и развивают все речевые умения, закрепляют и тренируют языковой материал, а также предусматривают контроль и самоконтроль; шестой — резервный; седьмой — страноведческий блок). Подобная блочная структура очень удобна и облегчает учителю планирование уроков и распределение материала. Границы между блоками условны, и я могу сама при планировании увеличивать или уменьшать количество уроков на каждую главу.
Большим плюсом также можно назвать присутствие в конце учебника грамматического приложения (Anhang).
Рабочая тетрадь в данном УМК изобилует разнообразными заданиями, которые очень интересны для учащихся, помогают поддерживать интерес школьников к изучению немецкого языка.
Также порадовали книга для чтения (именно она компенсировала отсутствие в конце учебника блока для чтения) и сборник упражнений (компенсировал недостаток грамматических упражнений в учебнике).
Тем не менее, на мой субъективный взгляд, в УМК есть некоторые недостатки:
Я считаю, что для 5 класса, после того, как учащиеся только что закончили начальную ступень, материал учебника слишком информативный и чересчур насыщенный. Несмотря на то, что темой всего курса 5 класса является «Город», все 10 глав насыщены новой лексикой, хотя в пояснительной записке оговаривается то, что основной тенденцией 5 класса будет в большей степени повторение.
В аудиокурсе, по моему мнению, недостаточно песен для того, чтобы учащиеся могли их слушать и затем воспроизводить (в аудиокурсах начального этапа обучения их было больше и школьники привыкли их петь). А ведь это немаловажно для обучения говорению, для создания на уроке языковой атмосферы. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка. Применение песен на уроке способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения.
III. Одна из основных целей для УМК 5 класса — закрепить умения решать уже известные коммуникативные задачи, а также новые коммуникативные задачи в русле говорения.
К основным видам речевой деятельности относятся говорение (устное выражение мысли), аудирование (восприятие речи на слух и ее понимание), письмо (графическое, письменное выражение мысли) и чтение (восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и чтение про себя.
Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.
В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, в основе ее лежит единая модель речевой коммуникации.
Элементами этой модели являются:
- отправитель информации, или адресант, — говорящий или пишущий человек;
- получатель информации, или адресат, — читающий или слушающий человек;
- сообщение — текст в устной или письменной форме. Без текста, без информации невозможна речевая коммуникация, сам процесс общения.
IV. Обучение общению в основной школе строится с ориентацией на ситуации общения в школе, семье, в общественных местах, тематические беседы, высказывания.
На моих уроках немецкого языка в 5 классе учащиеся:
- учатся приветствовать сверстника, взрослого, используя вариативные формы приветствия;
- дают краткие сведения о себе, других и запрашивают аналогичную информацию у собеседника;
- что-то утверждают, подтверждают;
- выражают сомнение, переспрашивают;
- возражают;
- запрашивают информацию с помощью вопросительных предложений с вопросительными словами (Wer? Was? Wie? Wo? Wohin? Wann?)
- о чём-то просят (повелительные предложения);
- выражают мнение, оценку, используя оценочную лексику, клише. (Klasse! Toll! Ich finde das interessant/schoen/langweilig…)
- соблюдают речевой этикет (обращение к сверстнику, взрослому, умение благодарить, начинать и заканчивать разговор и т.д.)
Итак, говорение как вид речевой деятельности имеет следующие характеристики: в первую очередь опирается на язык как средство общения; в основе говорения лежит осознание значения лексической единицы языка. Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую. Для разговорной речи (диалога) характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил.
V. В основе современных методов обучения говорению лежат такие категории устного общения, как ситуация, роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации, которые рассматриваются в современной науке, как модели речевой коммуникации.
Важнейшим из перечисленных методов обучения является коммуникативная (речевая) ситуация.
Коммуникативная ситуация как метод обучения говорению состоит из четырех факторов:
- обстоятельств действительности (обстановка), в которых осуществляется коммуникация (включая наличие посторонних лиц);
- отношений между коммуникантами (субъективно — личность собеседника);
- речевого побуждения;
- реализации самого акта общения, создающего новое положение, стимулы к речи.
Каждый из указанных факторов рассматриваемого метода обучения говорению оказывает на речь собеседников определенное влияние (выбор темы и направление её развития, отбор языковых средств, эмоциональная окраска речи, ее развернутость и т. д.).
Современная система обучения иностранному языку исходит из того, что для методики обучения иностранным языкам имеют значение не коммуникативные ситуации как таковые, а лишь повторяющиеся, наиболее типичные, или стандартные ситуации. Под термином типичная коммуникативная ситуация понимается некоторое воображаемое построение или модель реального контакта, в котором реализуется речевое поведение собеседников в их типичных социально-коммуникативных ролях.
Примерами типичной коммуникативной ситуации могут служить разговор покупателя с продавцом, разговор по телефону, беседа матери с сыном по поводу его учебы в школе, учителя с учеником, беседа горожанина и туриста, беседа друзей, встреча близких людей и т. д.
К основным трудностям обучения говорения следует отнести мотивационные проблемы, такие как:
- обучающиеся стесняются говорить на немецком языке, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике;
- обучающиеся не понимают речевую задачу;
- у обучающихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;
- обучающиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;
- обучающиеся не выдерживают продолжительность общения на иностранном языке.
По окончанию курса обучения немецкому языку у учащихся должны быть сформированы следующие коммуникативные умения:
- осуществлять диалогическое общение со взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер, тематики и ситуаций общения;
- делать высказывания о себе и об окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом своё отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.
Свои уроки я стараюсь планировать так, чтобы преодолевать проблемы, связанные с процессом обучения говорению.
VI. На уроках я использую различные упражнения, задания, которые помогают мне делать уроки интереснее, излагаемый материал доступнее, а обучающимся — в полной мере участвовать в учебном процессе и совершенствовать свои коммуникативные навыки.
На уроках я вывожу на слайдах или вешаю на магнитной доске картинки, соответствующие теме урока, и учащиеся должны назвать как можно больше тематических ассоциаций, глядя на эти картинки. Например, на картинке изображено лето, ясная погода, солнечно, дети купаются в реке. Обучающиеся начинают называть свои ассоциации к данной картинке, описывая её: Es ist Sommer. Es ist sonnig. Die Sonne scheint. Die Sonne scheint hell. Es ist heiter. Die Kinder baden im Fluss. Die Sonne gluht usw.
Очень хорошо для обучения говорению, накоплению и закреплению лексики составлять тематические кроссворды. Учащимся даётся ключевое слово по вертикали, и они должны по горизонтали написать своё слово в рамках указанной тематики (каждая буква из вертикального слова в новых горизонтальных словах может быть первой, последней или в середине, это неважно). Так, например, на уроке в 5 классе по теме «Здания города» было дано по горизонтали слово “Apotheke”, и обучающиеся на каждую букву по горизонтали проговаривали и писали свои слова:
CAfe
Platz
HOtel
BiblioThek
KircHe
WErk
ZirKus
GEschäft
На уроках я часто провожу игру «Аукцион». Учащиеся должны по очереди назвать как можно больше слов по указанной учителем тематике с целью повторения и закрепления лексики по теме «Дома у Габи. Что мы видим там?». Например:
Die Treppe, die Leuchte, das Sofa, der Sessel, der Schrank, die Gardine usw.
Мои учащиеся также ведут читательские дневники. В моём планировании отведено время для внеклассного чтения. В 5 классе при прохождении страноведческого блока, где обучающиеся знакомятся с известными немецкими сказочниками, они получают задание прочитать сказку и выполнить к ней ряд заданий в читательском дневнике.
Учащиеся должны прочитать сказку с пониманием основного содержания, сравнить личное понимание сказки с официальным переводом её на русский язык, найти сходство и отличия, выписать их в читательский дневник, составить диалоги для инсценировки, поделиться впечатлением от прочитанного и рассказать, используя фразы-клише:
Ich finde dieses Märchen …
Hier ist die Rede von …
Ich finde das interessant/schon/langweilig…usw.
Dieses Märchen hat auf mich einen grossen/keinen Eindruck gemacht.
Mir gefallen besonders…
Die Handelden Personen sind…
usw.
[links&resources]
1.Рабочие программы. Немецкий язык. 5—9 классы. — М. : Просвещение, 2011
2. Книга для учителя. Немецкий язык.5 класс. И.Л. Бим, Л.В. Садомова. — М. : Просвещение, 2010.
3. Сборник рабочих программ по немецкому и французскому языкам. Издательство ВГИПК РО. — Волгоград, 2007.
4. Уроки мастерства. Современный урок немецкого языка. — М. : Планета, 2011.
5. Немецкий язык. Сборник упражнений. 5—9 классы. И.Л. Бим и др. — М. : Просвещение, 2010.
6.Немецкий язык. Книга для чтения. 5—6 классы. И.Л. Бим и др.—М. : Просвещение, 2010.
7.Учебник «Deutsch. Klasse 5». И.Л. Бим, Л.И. Рыжова. — М. : Просвещение, 2010.
8.Раздаточные материалы по немецкому языку. И.М. Варфоломеева. — М., 2005.