В ПОИСКАХ НУЖНОГО УЧЕБНИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Радислав МИЛЬРУД | Рубрика: ТОЧКА ЗРЕНИЯ Вторник 1 марта 2016
Учебник английского языка – это педагогический инструмент, с помощью которого формируются знания учащихся. От выбора учебника, наиболее полно соответствующего профессиональным убеждениям учителя, запросам и возможностям учащихся, требованиям программы, во многом зависит успех образовательного курса. Найти «свой» учебник непросто. Привлекательный внешний вид, изобретательность авторов и необычные задания, знак соответствия стандарту являются лишь внешними атрибутами в характеристике книги. В статье делается попытка более глубоко посмотреть на проблему «нужного» учебника глазами всех участников образовательных отношений – учителей, родителей, учащихся. Используются результаты многочисленных творческих встреч с учителями английского языка и материалы интернет-опросов.
настроение: пытливое
ключевые слова: учебник английского языка, оценивание учебника, критерии оценки учебника, отношение учителей к учебнику, соответствие требованиям ФГОС, УМК «Звёздный английский»
город: Тамбов
Введение
В предлагаемой публикации речь пойдет об учебнике английского языка, который учителя могли бы назвать «нужным». Нужный учебник представляет собой учебное пособие, которое учителя и учащиеся считают наиболее полезным и востребованным в конкретной педагогической ситуации. [1]
Учебник, или книга для учащихся, — это главное средство обучения в любом учебно-методическом комплекте для образовательного курса иностранного языка. Суждения о качестве учебника и о его соответствии современному стандарту отличаются субъективностью и представляют собой индивидуальные или групповые мнения, отличающиеся друг от друга. Однако суть проблемы — недостаточная изученность запросов учителей-практиков, а также учащихся и семьи. Ожидания от учебника и предъявляемые требования к издаваемым пособиям пока еще недостаточно хорошо известны и представляют собой достаточно пеструю картину. Учительские форумы не всегда дают объективную картину, так как нередко не столько отражают мнение учителей, сколько преследуют цели продвижения тех или иных изданий.
Учебник как педагогическое издание, предназначенное для индивидуального или группового, школьного или семейного, контактного или дистанционного обучения, всегда вызывает к себе неоднозначное отношение. Причина такого варьирования мнений лежит во множестве возникающих педагогических ситуаций с большим разнообразием педагогических условий. Учебник на все случаи жизни — это вряд ли достижимая мечта и поэтому, учителя не прекращают поиски «своего» учебника, выбирая среди множества вариантов.
Предпочтения, привычки, компетенции, методическая культура и познавательный стиль учителя — это всего лишь одна сторона проблемы. Другая ее сторона — это широкий континуум способностей, интересов, мотивов, склонностей, темперамента и познавательных стилей учащихся. Третья сторона проблемы оценивания учебника — личный опыт и стереотипы, ожидания и отношения, усвоенные стратегии воспитания и запросы семьи. Не будем забывать, что востребованность учебника в значительной мере определяется размерами семейного бюджета.
Нетрудно представить себе, что в описанных условиях объективный выбор учебника затруднен. И все же предположим, что прогнозировать предпочтения в выборе учебника английского языка можно, если изучать запросы учителей, учащихся и родителей. Только соответствием запросу потребителя можно объяснить феномен рекордов продолжительности жизни отдельных учебных пособий. [2].
Учебник как «пища для ума»
Учебник можно сравнить с пищей для ума, где, как в любом блюде, есть полезные вещества, нужные добавки и привлекательные качества.
Наиболее ценным «полезным веществом» учебника иностранного языка скорее всего является языковой, тематический и тренирующий материал, который при правильном отборе, комбинировании, дозировании и способах применения оказывает свое позитивное воздействие на развитие интеллекта и компетенций учащихся.
Не менее актуальны «нужные добавки», к которым относятся электронные приложения, дополнительные упражнения, общекультурная информация, а также система подготовки к интеллектуальным испытаниям (языковым экзаменам).
Наконец, учебник выигрывает среди других аналогичных изданий, если выгодно отличается привлекательным внешним видом и четкой структурой. Привлекательность учебника также определяется актуальностью его содержания, и популярность издания увеличивается, если материалы пособия «в тренде».
К важным, хотя и формальным признакам учебного издания, следует отнести его соответствие ФГОС и включение в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных организациях.
Опыт оценивания качества учебника английского языка
В педагогической практике описан разнообразный опыт оценивания качества учебника, в том числе и с помощью специально разработанных методик, например, оценивающих шкал.[3]
В проводимых опросах участники чаще всего оценивают:
- четкость поставленных целей в учебном пособии;
- соответствие содержания пособия возрастным и культурным особенностям учащихся;
- прозрачность структуры, в которой легко ориентироваться;
- привлекательность внешнего вида книги;
- интересные для учащихся тексты и задания;
- понятные инструкции для учащихся и учителя;
- полноту реализации программы образовательного курса;
- планомерное формирование языковых компетенций;
- последовательность формирования видов речевой деятельности;
- регулярность заданий для повторения пройденного;
- эффективность подготовки к языковым экзаменам;
- учет индивидуальных познавательных стилей;
- доступность аудио- и видеоматериала;
- наличие поддержки учебника в интернет;
- ценовую доступность учебника и его компонентов для потребителя.
Приведенные критерии позволяют достаточно полно оценить качество учебника, однако их недостатком можно считать заранее заданные направления оценивания, что сужает полноту картины суждений пользователей об учебнике. Более полную панораму взглядов учителей, учащихся и родителей об учебнике можно получить только в условиях диалога.
Диалог с учителями, учащимися и родителями как путь к созданию востребованного учебника
Диалог с учителем, учащимися и их родителями есть необходимый путь к созданию востребованного учебника и повышения его качества. Из всех критериев оценки качества учебника, позволяющих отнести его к «нужным», востребованность книги служит единственным непосредственно наблюдаемым признаком, доказывающим качество и признание учебного пособия потребителем.
С этим утверждением можно спорить, поскольку качество учебника зависит не только от показателей продаж, но и от теоретической концепции, используемых методических решений и технологических инноваций, языкового и тематического содержания, системы подготовки к интеллектуальным испытаниям, полиграфического оформления. И все же, если согласиться с тем, что качество есть соответствие стандарту, а спрос «снизу» — наиболее реальный стандарт качества, то изучение мнения пользователей о предложенном им учебном пособии является ключевой процедурой измерения качества существующих и гарантией пригодности создаваемых учебников.
Мнение потребителей учебника отражает практический опыт работы с учебным пособием, показывает эффективность книги в школьной реальности, позволяет авторам вернуться с высоты теории на земную твердь практики, служит надежным основанием для дальнейшей доработки материала, демонстрирует успехи и просчеты всего творческого коллектива, включая редакторов, дизайнеров и маркетологов. Именно поэтому диалог с учителями, учащимися и их родителями, начиная с самой ранней стадии создания учебника и вплоть до всех последующих этапов его практической апробации, применения и переиздания, можно считать самой надежной гарантией качества учебного пособия. Подчеркнем, что речь идет именно о диалоге с потребителями учебника, а не об убеждающем монологе заинтересованной стороны.
Одной из эффективных форм диалога создателей учебника с учительской аудиторией можно считать семинары и вебинары для учителей, организуемые «Центром лингвистического образования» издательства «Просвещение». Регулярно проводятся многочисленные интерактивные встречи с учителями различных российских регионов в близком контакте и интернет-пространстве. Педагоги и методисты не только получают актуальную для них информацию, но и задают вопросы, а также высказывают многочисленные пожелания по улучшению качества учебно-методических комплектов. Например, на материале УМК «Звездный английский» для школ и классов с углубленным изучением английского языка, состоялось более двадцати авторских вебинаров по разнообразным темам. (Ссылка для просмотра: http://www.prosv.ru/umk/starlight/info.aspx?ob_no=37218). Поднятые проблемы представляют лишь небольшую выборку авторских вебинаров и семинаров для учителей на материале различных учебно-методических комплектов по английскому языку «Центра лингвистического образования» издательства «Просвещение».
Помимо семинаров и вебинаров, учителя и авторы обмениваются ценной для обеих сторон информацией на курсах повышения квалификации учителей в «Академии Просвещения».
Новой формой педагогического диалога стали вебинары и видеолекции в цикле «“Просвещение” — родителям», в ходе которых происходит полезный обмен идеями, взглядами, мнениями и позициями.
Наконец, одним из продуктивных способов педагогического диалога являются авторские уроки английского языка с учащимися. (http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=45599)
Опрос учителей о признаках нужного учебника английского языка
В ходе многочисленных вебинаров и семинаров для учителей английского языка участникам был задан вопрос: «Что отличает хороший и нужный Вам учебник?»
Были предложены варианты ответов:
- современная лексика и упражнения
- аутентичная грамматика и упражнения
- интересные тексты
- актуальные темы
- инновационные приемы
- обилие упражнений
- устная речевая направленность
- богатая социокультурная информация
- интернет-поддержка
- мультимедийные приложения
- электронная версия
- подготовка к тестированию
- практическая направленность
- соответствие Стандарту
- другое:____________________________________________
После обработки ответов учителей (в опросе приняли участие более 300 участников из более 30 регионов России) были получены следующие результаты:
Как показано на диаграмме, наиболее важными признаками нужного учебника учителя считают современную лексику, обилие упражнений, аутентичную грамматику, интересные тексты и актуальные темы. Далее — инновационные методические приемы, интернет-поддержка, обучение устной речи и материал для развития культурного кругозора учащихся. Многие учителя указывают на необходимость подготовки к тестированию и языковым экзаменам с помощью учебника, а также подчеркивают важность практической направленности издания. Замыкают список мультимедийные материалы, электронные версии учебников и соответствие изданий ФГОС.
Обращает на себя внимание то, что лидирующие признаки нужного учителям и учащимся учебника включали типичные для отечественной методической культуры требования, чтобы учебник отражал новые тенденции современного английского языка, предлагал разнообразные учебные задания (упражнения) в достаточном количестве и содержал интересный материал.
Дополнительно учителя отмечали необходимость «удобства работы с учебником и материалами для учителя». Прозвучали пожелания включить в учебник «информацию о культуре своей страны и других народов», «хотя бы частично функцию самоучителя», «учет ограниченных возможностей здоровья у некоторых детей», «задания для самотестирования».
Сопоставление мнения российских учителей с позицией зарубежных коллег выявляет схожесть позиций. Так, российские и зарубежные учителя обращают внимание на учебник как на языковой и методический ресурс, программу обучения и планирования уроков, материал для самостоятельной работы учащихся. Важна информационная поддержка учителей, купивших учебник. Необходимо учитывать потребности и возможности учащихся, а также доступность цены.
Причиной критического отношения учителей к учебникам чаще всего является недостаточная гибкость методической концепции, отражающей исключительно авторскую позицию без учета других теорий и широкого практического опыта. Негативную оценку педагогов вызывают также жесткие методические рекомендации авторов, ограничивающие творчество учителей. [4], [5], [6].
Формула успеха учебника английского языка
На основании анализа коллективного мнения можно вывести формулу нужного учителям учебника:
ЛГ + ТТ + ОУ + УП
МРАК
Условные обозначения в формуле:
ЛГ — лексика и грамматика;
ТТ — темы и тексты;
ОУ — обилие упражнений;
УП — удобство пользователя;
МРАК — методические рекомендации автора концепции.
Как следует из формулы, оценка нужного учебника представляет собой дробь, значение которой будет тем выше в условных баллах, чем более высоко учителя оценят язык учебника (лексику и грамматику), тематический и текстовый материал, количество и характер предлагаемых упражнений, а также удобство пользователя (учителей и учащихся). Одновременно, чем больше вклад авторов учебника в теорию, тем более высокие требования предъявляются к создаваемым ими практическим материалам.
Лидерство как проблема учебника английского языка
Востребованность учебника — это важный показатель качества пособия. Быть лидером продаж на рынке учебной продукции почетно, однако главное, чтобы учителя и учащиеся становились лидерами в учебном процессе при помощи того или иного учебника.
Интервью с учителями позволили выявить некоторые ключевые признаки отвергаемого учебника. Представим эти признаки в форме цитирования педагогов-практиков (интервью проводились в течение ряда лет с учителями, работавшими с самыми разными пособиями):
- «Очень трудные и непривычные задания и непонятно, как наши учащиеся могут с ними справиться»;
- «грамматика или лексика вводятся, а потом авторы как будто забывают об этом, ни повторения, ни закрепления, только через несколько уроков что-то опять вспоминается, но усвоения нет»;
- «ошибки и опечатки раздражают, так как хочется, чтобы язык учебника был грамотный и служил образцом для детей, а иначе приходится ошибки в учебнике исправлять вместе с учащимися»;
- «с самого начала начинаются проблемы, и дети ни читать толком не учатся, ни слова не запоминают, а еще с грамматикой путаются, и начинается погоня за репетиторами»;
- «материал развлекательный не по возрасту, так как это уже учащиеся начальной школы, а не воспитанники детского сада и нужно приучать детей на уроках серьезно учиться, хотя иногда и поиграть можно, но только в меру, чтобы отдохнули немного»;
- «в учебнике мало материала, дети остаются незанятыми на уроке, приходится учителю самому искать дополнительные задания или разрабатывать упражнения»;
- «в учебнике слишком много лишнего материала, задания в книге для учащихся никак не соответствуют количеству заданий на один урок, учитель вынужден самостоятельно выбирать тексты и упражнения и планировать работу»;
- «устаревшие по содержанию тексты, детям не интересно, такое впечатление, что учебник был написан еще в прошлом веке, а издан только сегодня»;
- «языковой материал не аутентичный, фразовые глаголы не тренируются, нужных словосочетаний тоже нет, и вообще, все вроде бы формально правильно, а разговорной речи как будто и нет»;
- «грамматических упражнений мало и приходится привлекать дополнительные учебные пособия, а значит, еще деньги тратить свои и родителей учащихся»;
- «нет заданий для подготовки к итоговой аттестации в начальной школе, особенно, с учетом требований, которые органы управления образованием предъявляют к учителям и учащимся четвертых классов»;
- «система подготовки к ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ устаревшая, требования все время меняются, а учебник издается и переиздается все с тем же материалом, что и несколько лет назад»;
- «не хватает методической поддержки учителям, бесплатных материалов к учебнику в интернете, методических новинок, так как каждый год хочется что-то сделать по-новому и что-то новое попробовать».
Критические высказывания учителей образуют «барьер претензий» к учебнику, не позволяющий тому или иному изданию войти в группу лидирующих пособий:
непривычные, непонятные и трудные задания; отсутствие системы формирования лексико-грамматических навыков; языковые и фактические ошибки в тексте учебника; обусловленные учебником трудности овладения техникой чтения и языковым материалом; вынужденная необходимость для учащихся и их родителей обращаться к репетитору; развлекательность и недостаточная академическая направленность некоторых материалов учебника; устаревший по содержанию текстовый материал; формально правильный, но не аутентичный язык; недостаточность грамматической практики; отсутствие или неадекватность подготовки учащихся к итоговым формам контроля и экзаменам; недостаточность интернет поддержки учителям и отсутствие сайтов с обновляемыми бесплатными приложениями для уроков.
Характерно, что учебник, защищенный от критических высказываний учителей, имеет больше шансов не только попасть в лидеры, но и создает благоприятные условия для того, чтобы учителя и учащиеся, работающие с таким пособием, стали лидерами в достижении высоких учебных показателей.
Опыт решения задачи повысить качество учебника английского языка (на материале УМК «Звездный английский»)
Работа над УМК «Звездный английский» дала авторскому коллективу возможность учесть запросы и пожелания учителей, учащихся и родителей.
Комплект представляет собой совместный проект российского издательства «Просвещение» и британского издательства “Express Publishing”, в котором нашли отражение современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку.
Издание отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference).
УМК «Звёздный английский» (“Starlight”) для 2–11 классов включён в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
УМК «Звездный английский» с самого начала был задуман как учебник для изучающих английский язык на углубленном уровне. Именно поэтому пристальное внимание уделялось тщательному отбору языковых средств, отличающихся высокой частотностью в естественном общении, аутентичностью, а также полезностью для тестовых испытаний.
Учебник содержит большое количество современной лексики, которая отрабатывается в соответствующих разделах каждого модуля (Word Lab). Особое внимание уделяется фразовым глаголам и аутентичным словосочетаниям (коллокациям), которые являются предметом контроля на языковых экзаменах в разделе «Грамматика и лексика».
В учебнике системно и планомерно изучается английская грамматика. Грамматические явления тренируются в специально выделенных секциях каждого модуля (Grammar Land). Следует подчеркнуть, что на продвинутых этапах обучения грамматические и лексические задания образуют единое целое, так как грамматика всегда реализуется с помощью лексических средств, а лексика функционирует не иначе как в грамматических структурах.
Особое внимание в УМК «Звездный английский» уделяется обучению учащихся технике чтения и формированию у них умений смыслового чтения, что требует ФГОС и ПООП. С помощью книги-стартера для первого класса, дополнительного модуля «Alphabet Book» для второго класса и основного учебника, школьники приобретают комплексное умение читать как по фонетическим правилам, так и «целым словом». Прочные умения читать по правилам системно формируются у детей в течение всего курса начальной школы вплоть до пятого класса. Далее умения чтения развиваются вместе с другими коммуникативными умениями. Одновременно, в условиях обильного слушания и говорения укрепляются правильные слуховые представления, в памяти закрепляются нужные произносительные образы, и учащиеся постепенно овладевают беглым чтением с полным пониманием коммуникативного смысла текста.
Содержание учебника отличается современностью и позволяет формировать у школьников всестороннюю картину поликультурного мира, в котором английский язык служит средством глобального межкультурного общения. Эта особенность содержания учебника определяется запросами современной жизни.
Обновляемый материал учебника регулярно перерабатывается в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к учащимся, включая требования к итоговой аттестации в четвертом классе, экзаменах ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ.
Работа над модульными пособиями УМК «Звездный английский» продолжается. Вся эта деятельность обусловлена запросами, которые формулировали учителя английского языка во время рабочих встреч с авторским коллективом и методистами издательства «Просвещение».
Учебник имеет электронную версию, а также полезные бесплатные методические материалы на сайте http://www.prosv.ru/umk/starlight/info.aspx?ob_no=37218.
Заключение
Попытка изучить проблему нужности и востребованности учебника английского языка показывает, что наиболее надежный путь к созданию полезного учебного пособия состоит в том, чтобы соответствовать в этой работе требованиям ФГОС, следовать курсу развития отечественного образования и учитывать запросы учителей, учащихся, семьи, а также других участников образовательных отношений. Такая практика оказывается наиболее продуктивной.
[links&resources]
1. Tsiplakides, I. Selecting an English Course-book: Theory and Practice // Theory and Practice in Language Studies, Vol. 1, No. 7, July 2011. — 2011. — P. 758–764.
2. Illes, E. What makes a course book series stand the test of time? // ELT Journal, 63(2). — 2009. — P. 145–153.
3. Ur, P. A Course in English Language Teaching. Cambridge. — Cambridge University Press. — 2012.
4. Chambers, F. Seeking consensus in course book evaluation // ELT Journal, 51. — 1997. — P. 29–35.
5. Cunningsworth, A. Choosing your Course book. — Oxford: Macmillan Heinemann ELT. — 1995.
6. Ellis, R. The empirical evaluation of language teaching materials. ELT Journal, 51(1). — 1997. — P. 36–42.