Информационно-технологические компетенции учителя на примере работы с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) и блога Spotlight in Russia
Автор: Лилия АЯЦКОВА | Рубрика: ТОЧКА ЗРЕНИЯ Понедельник 4 июля 2016Стремительное развитие компьютерных технологий существенным образом сказывается на изменениях, происходящих в современной школе. Сегодня информационно-коммуникационные технологии предлагают великолепные обучающие средства и методики, которые позволяют персонифицировать образовательный опыт учащихся.
настроение: бодрое
ключевые слова: компьютерные технологии, ИКТ, средства аудиовизуальной информации, взаимодействие и коммуникация, личное отношение и эффективность использования новых технологий
город: г. Воронеж
Стремительное развитие компьютерных технологий существенным образом сказывается на изменениях, происходящих в современной школе. Сегодня информационно-коммуникационные технологии предлагают великолепные обучающие средства и методики, которые позволяют персонифицировать образовательный опыт учащихся. Существует множество примеров того, как учащиеся могут получать знания при помощи компьютерных технологий, начиная от индивидуальных исследовательских работ и создания презентаций и заканчивая групповыми проектами и разработкой интерактивных обучающихся средств. Вот почему необходимо внедрять ИКТ в образование на самых ранних этапах обучения, используя сообразные возрасту учеников ситуации, с которыми они сталкиваются за пределами школы.
В связи с необходимостью внедрения компьютерных технологий в процесс обучения встает вопрос о наличии информационно-технологических компетенций учителей и преподавателей.
Итак, что должен уметь каждый учитель в век научно-технического прогресса и информационно-коммуникационных технологий?
Во-первых, необходимо наличие общих знаний и умений пользоваться компьютером, сетью и другими устройствами, представляющими дополнительную информацию.
Во-вторых, необходимо понимать, как учитель может применять все эти навыки и технологии, являющиеся для него специфическими, в классе.
Если говорить об общих технологических компетенциях, то они включают в себя пять основных аспектов: личное отношение к новым технологиям, эффективность их использования, взаимодействие и коммуникацию, исследовательскую работу и средства аудиовизуальной информации. Профессиональная компетенция учителя дополняется еще двумя аспектами: соответствием учебному плану и искусством преподавания.
Ключевым аспектом является личное отношение к новым технологиям. Положительное отношение к применению технологий в классе является предварительным условием развития более специфических профессиональных навыков. Однако очень часто учителя признаются, что не знают, как применить свои ИКТ-компетенции на уроках. Ответ на этот вопрос может дать современный УМК «Английский в фокусе» — совместный продукт издательства «Просвещение» и британского издательства Express Publishing.
Уже в учебнике 5 класса появляются такие задания, как размещение сообщения на форуме или написание электронного письма другу, поиск информации в Интернете об известной достопримечательности своей страны и написание текста на основе данной информации. На последующих уровнях обучения в учебнике появляется специальный раздел ICT, который предусматривает выполнение проектных работ с использованием интернет-технологий. Для тех учителей, которым недостаточно заданий, предложенных учебником, существует блог Spotlight in Russia (http://spotlight-in-russia.blogspot.ru), примерная программа которого дает учителям ориентир, какие из заданий можно предлагать учащимся в виде проектной презентационной работы. То, что программа является примерной, служит стимулом для энтузиастов использования ИКТ, поэтому в блоге можно увидеть немало проектных работ, темы которых находятся вне рамок предложенной программы.
Положительное отношение к компьютерным технологиям формируется в таком учителе, который понимает, что технологии позволяют учащимся использовать различные формы самовыражения в классе: через поиск информации в Интернете, создание презентации PowerPoint с дальнейшей ее публикацией в блоге или через участие в онлайн-конкурсах, проводимых издательством «Просвещение» на регулярной основе.
Проблема, с которой сталкивается любой учитель, — разный уровень подготовки и способностей учеников в группе. Используя информационно-коммуникационные технологии, компетентный учитель имеет возможность выбирать дифференцированные подходы к таким учащимся. В блоге Spotlight in Russia, например, наряду с традиционными презентациями и видеопроектами, представляющими собой средства аудиовизуальной информации, можно увидеть и цифровые кроссворды, и обычные текстовые проекты. Эффективность использования новых технологий проявляется в разнообразии средств, которые учитель рекомендует учащимся при подготовке проектной работы.
Помимо индивидуальных цифровых проектов УМК «Английский в фокусе» предлагает немало групповых проектных работ, примеры воплощения которых можно также найти в блоге Spotlight in Russia. И здесь на первый план выходят такие важные навыки, как взаимодействие и коммуникация. В них проявляются так необходимые сегодня умения генерировать идеи, а также делиться ими не только на уроке, но и за пределами класса. Компетентный учитель для подготовки группового проекта рекомендует подходящие средства онлайн-коммуникации, а вместе с тем учит своих учеников корректному общению в сети.
Для создания как индивидуальной, так и групповой работы необходимо уметь быстро и правильно собрать нужную информацию. Многие ошибочно считают, что для исследовательской работы достаточно знать, что такое Google. Однако огромная сетевая сокровищница информации будет бесполезной, если вы не умеете ее находить и оценивать факты и идеи.
Очень важным аспектом, на наш взгляд, является использование ИКТ в соответствии с учебным планом. И опять в качестве примера можно привести УМК «Английский в фокусе». Учитель, работающий с данным учебником, имеет возможность вплетать цифровые технологии в стандартный предмет учебного плана, основываясь на преимуществах ИКТ и рекомендациях книги для учителя, но не используя технологии ради самих технологий. Учащиеся получают творческие задания с привлечением цифровых технологий, которые постепенно становятся для них повседневной практикой, а их учителя не только учатся сами, но и обучают своих учеников использовать цифровые устройства и ресурсы для получения знаний в рамках учебной программы. На основе цифровых технологий и материалов учебной программы УМК «Английский в фокусе» формируется благоприятная среда, которая мотивирует учащихся. В этом заключается искусство преподавания: не бояться использовать новые технологии, заинтересовать учащихся, мотивировать их познавательную деятельность.
Таким образом, наличие информационно-технологических компетенций у современного учителя может усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала учащимися, сделать этот процесс более увлекательным и осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.
Ссылки на статьи в нашем журнале на эту тему:
http://iyazyki.ru/2014/02/networks-activities/
http://iyazyki.ru/2011/10/powerpoint/
http://iyazyki.ru/2014/01/creation-digitalprojects/
http://iyazyki.ru/2012/03/student-cyberspace/