Учение без принуждения, или Игры на ранней ступени обучения английскому языку
Автор: Елена БОНДАРЕВА | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Пятница 8 июля 2016В случае эффективного использования игры как способа решения коммуникативных задач можно добиться активизации и стимуляции познавательной деятельности, оптимизации учебного процесса, результатом которой будут являться более быстрое овладение учащимися навыками устной речи и более прочные знания.
настроение: счастливое
ключевые слова: игра, методический приём, учение, эффективность, увлекательный урок
город: Ростовская область, г. Шахты
Среди разнообразных приёмов организации занятия наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, помогают эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, побуждает учащихся к активному участию в учебном процессе Цель использования игровых технологий в учебном процессе — сделать урок интересным, увлекательным, развивать познавательный интерес, творческую и мыслительную активность учащихся, активизировать и стимулировать познавательную деятельность школьников.
Перед учителем, вводящим игры на своих уроках, стоят следующие задачи:
- разработать технологию использования игры в применении к программе изучения английского языка в младших и средних классах;
- реализовать на практике основные принципы поэтапного введения игр в процессе обучения, исходя из программных требований.
В случае эффективного использования игры как способа решения коммуникативных задач и как средства общения можно добиться оптимизации учебного процесса, результатом которой будет являться более прочное овладение учащимися навыками устной речи. На уроках подбираются упражнения, которые взаимосвязаны и каждое упражнение является логическим продолжением предыдущего. Все этапы занятия объединены общим сюжетом. Продумываются коммуникативные установки, которые даются отдельным ученикам и всему классу.
Требования, предъявляемые к учителю:
- четко определить речевую задачу: о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить или опровергнуть;
- обеспечить учащихся конкретным языковым и речевым материалом и нужной информацией при выполнении задания;
- стимулировать мотивацию учения, вызвать у школьника интерес к заданию и желание выполнить его;
- воспитывать у учащихся внимательное отношение к одноклассникам, чувство инициативности.
На разных этапах изучения английского языка я использую разные виды игры. Игра оптимизирует процесс обучения английскому языку, повышает уровень мотивации.
Игры и игровые ситуации можно подразделить на следующие категории:
- игры на усвоение изученной лексики,
- на автоматизацию грамматических навыков,
- на развитие навыков устной речи,
- ролевые игры,
- драматические игры для творческой интерпретации.
Предлагаю вашему вниманию игры и игровые ситуации на ранней ступени обучения английскому языку, которые я применяю в своей практической деятельности.
1) Игры на повторение букв и звуков английского алфавита.
Эхо
Учитель называет первую букву алфавита, учащиеся продолжают, добавляя еще одну.
Кто больше
Учитель предлагает по очереди назвать только гласные и только согласные. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше.
Запомни и повтори
Ученики называют буквы вразброс быстро, кто сможет запомнить, повторяет.
Кто знает, пусть продолжает
Один ученик называет чтение гласных в открытом слоге, кто знает, продолжает.
Кто внимательный
Учитель называет согласные и нарочно вставляет между ними гласную. Выигрывает тот, кто быстрее всех исправит ошибку.
Отгадай букву
Ученики по парам показывают картинки слов и загадывают букву, которая есть в словах, второй из пары угадывает.
Гласные и согласные
Учитель называет звуки, если согласный – учащиеся хлопают, если гласный – поднимают руку вверх.
2) Игры на усвоение изученной лексики.
Лото
Плотный лист бумаги делится на 6 равных частей, на каждую из которых наклеиваются картинки, подобранные по изученной теме или иллюстрирующие подлежащую усвоению лексику.
Домино
На карточки из плотной бумаги наклеиваются большие по размеру картинки, изображающие какое-либо действие. На отдельных, соответствующих им карточках дается название этих действий на русском языке. Карточки с картинками разрезаются на 3–4 части (в зависимости от количества слов в предложении), и на обратной стороне дается описание производимых действий на английском языке. Хорошо успевающий ученик зачитывает предложения, написанные на имеющихся у него карточках (на русском языке). Участвующие в игре определяют, у кого из них находится соответствующая картинка, подбирают составляющие ее части и зачитывают предложения на английском языке. Проигравшими считаются последние не закрывшие картинки на своих карточках.
Кто быстрее
Учитель называет несколько слов, характеризующих загаданное, кто быстрее поймет — угадывает слово.
Наш рассказ
Учащимся в группах предлагается составить один рассказ по теме и пересказать его по предложению по очереди.
3) Игры на автоматизацию грамматических навыков.
Угадай
На доске вывешивается 15–20 картинок, на которых нарисованы дети (в руках у одних лыжи, у других — коньки, третьи идут в лес). Учитель предлагает ученикам сказать, хотят они или не хотят делать то же самое, что и дети, изображенные на картинках. Учитель дает задание ребятам загадать желание, опираясь на вывешенные картинки (на них изображены дети, выполняющие различные действия). Один ученик на несколько минут выходит из класса. Затем возвращается в класс и угадывает желание ребят, указывая на картинки (задает общие вопросы). Дети отвечают хором. Учителя может заменить хорошо успевающий ученик.
Неверующий Фома
Учитель сообщает ученикам о своих действиях или действиях других людей. Ребята как бы не верят, переспрашивают (задают общие вопросы). Учителя может заменить ученик.
Кривое зеркало
Учитель сообщает ученикам о своих действиях или действиях других людей. Ученики все отрицают (образуют отрицательную форму предложения).
Волшебная рука
Каждый палец на нашей руке имеет свое значение. Самый маленький (мизинец) —вопросительное слово, безымянный — вспомогательный глагол, средний палец — главный член предложения, подлежащее, указательный палец — сказуемое. И большой палец — остальные члены предложения по смыслу. Итак, наша рука — это шпаргалка для образования специальных вопросов в любом времени английского языка. Учитель вывешивает на доске плакат с вопросительными словами. Предложение пишется на доске. Дети поднимают вверх правую руку. Дотрагиваясь до каждого пальца, ученики называют соответствующее ему слово из данного предложения. Когда очередь доходит до вопроса к подлежащему, ученики сжимают пальцы в кулак, так как вопрос к подлежащему является исключением и не вписывается в эту схему.
4) Игры на развитие навыков устной речи.
Описательное лото
Ученики получают карту, представляющую собой плотный лист бумаги, на который наклеены две картинки. Для учителя изготавливаются карточки, содержащие описание картинок. Каждый ученик получает по одной карточке. Учитель зачитывает описание. Дети закрывают картинки, соответствующие описанию. Выигрывает ученик, первым закрывший картинки на своей карточке. Он должен передать содержание этих картинок. Чтобы участники игры не закрывали картинку, услышав лишь начало ее описания, рекомендуется подбирать для игры похожие друг на друга картинки, отличающиеся некоторыми деталями.
Какую картинку я нарисовал?
Чтобы научить школьников внимательно слушать, понимать не только основное содержание сказанного, но и детали, проводится игра «Какую картинку я нарисовал?». На доске вывешиваются картинки, подобранные по изучаемой теме, незначительно отличающиеся между собой. Учитель описывает картинки, не указывая их. Ученики называют эти картинки. Затем они описывают картинки сами.
Чья картинка самая красивая?
Класс делится на 3–4 команды. Капитанами каждой из них назначаются хорошо успевающие ученики. Учитель предлагает им выбрать по одной картинке. В течение 2–3 минут участники команд готовят описание этих картинок (каждый составляет одно предложение). При прослушивании рассказов учитель оценивает их (ставит плюс за правильно сформированное предложение, минус за неправильное). После сообщений всех команд подсчитывается количество баллов, полученных командами, победившая команда получает приз.
Игра-конкурс
Ученикам предлагается составить сообщение по нескольким заданным темам (на выбор). На обратной стороне карточек приводятся опорные слова. Сообщения могут подготовить и ученики, и группа учеников (тогда будет заслушано всего 3–4 сообщения, в работе же примут участие все ученики класса). Победителем считается ученик или группа учеников, чье сообщение будет признано наиболее интересным, полным, логичным, грамотно составленным.
Игра-интервью
Для проведения таких игр готовятся карточки, на одной стороне которых даются задания и ключевые слова, а на другой наклеиваются картинки. Ученику предлагается, опираясь на картинки, расспросить своего друга, увлекающегося спортом, о том, где, когда и как он тренируется, какими видами спорта он занимается. На лицевой стороне приведены ключевые слова и словосочетания. Еще более эффективны игры с привлечением предметной наглядности, дети могут сами изготовить предметы одежды, муляжи, макеты, игрушки. Используя их, можно побеседовать о покупках в магазине, посоветоваться, как обставить новую квартиру, как накрыть стол, какой подарок сделать в день рождения. Ситуации ролевых игр очень часто составляют школьники. Это развивает их творчество.
Кукольный театр
Но наиболее интересной игрой, несомненно, является кукольный театр. Куклы изготовить несложно. Сцена строится с помощью стола и трех стульев. Стулья ставятся на стол, на них навешивается большое полотно. Декорации вырезаются из картона.
В эффективной организации обучения в школе немалая роль принадлежит и родителям, поскольку именно они наиболее полно могут судить об индивидуальных особенностях своего ребенка и обсудить их с учителем. Родители могут использовать совместное рисование, лепку и конструирование, что приводит к единению совместно работающих людей и развивает у детей навыки совместной творческой деятельности. Необходимо стараться сопровождать совместную деятельность с детьми шутливыми рифмами, стихами, песенками. Это существенно облегчит ребенку взаимодействие с другими учениками на уроке и расширит границы игр, в которых идет изучение иностранного языка.
Применение игровых технологий в методике преподавания английского языка дает возможность делать уроки интересными, увлекательными; развивать познавательный интерес, творческую, мыслительную активность; разрабатывать технологию использования игры в применении к программе изучения английского языка в младших и средних классах; реализовывать на практике основные принципы поэтапного введения игр в процессе обучения, исходя из программных требований.