Участие учителя в работе профессионального сетевого сообщества
Автор: Татьяна ФОМИНА | Рубрика: МАСТЕРСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Пятница 15 июля 2016Существуют много факторов, способствующих возникновению мотивации учителя для совершенствования своей педагогической деятельности. Одним из них является участие в работе профессиональных сетевых сообществ.
Es gibt viele Faktoren, die zu das Entstehen der Motivation des Lehrers für die Vervollkommnung der pädagogischen Tätigkeit beitragen. Einer von ihnen ist die Teilnahme an der Arbeit der professionellen Netzgesellschaft.
настроение: позитивное
ключевые слова: сетевое педагогическое сообщество, мотивация учителя, профессиональное сообщество, интерактивный методический кабинет, дистанционное взаимодействие, качество образования
город: Калужская область Мещовский район, село Серпейск
«Следует поддерживать развитие сетевых педагогических
сообществ, интерактивных методических кабинетов —
словом, всего того, что формирует профессиональную среду…»
В. В. Путин
В работе учителя не бывает случайностей. Всё взаимосвязано и взаимозависимо. Так и вопрос о повышении мотивации в обеспечении качества образования не может стоять особняком. Низкая мотивация или даже полное её отсутствие способствует угасанию продуктивной познавательной деятельности самого учителя, что неизменно приводит к низким результатам его учеников. Образовательное пространство находится в развитии, постоянно изменяется, и учитель, являясь частью этого пространства, не может не меняться. От его профессионализма, от его интеллектуальных и духовных ценностей, главным образом, зависит в целом качество образования. Известно, что мотивация учителя является предметом изучения таких наук, как психология и педагогика. Её значение для практической работы играет настолько большую роль, что учёные разных стран на протяжении многих лет или даже десятилетий проявляют интерес к изучению и анализу этой темы.
Что же такое мотивация и насколько она важна в работе учителя?
Мотивация — это побуждение к какой-либо деятельности, усилиям, достижениям. Иными словами, мотивировать кого-то — значит добиться того, чтобы человек захотел проявлять усердие, добросовестное отношение к своим обязанностям. Без сомнения, это можно отнести и к учителю.
Существует точка зрения, опираясь на которую, можно распределить мотивы учителя на три группы: мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности.
Существует много факторов, способствующих возникновению мотивации учителя для совершенствования своей педагогической деятельности. Одним из них является работа учителя в профессиональных сообществах. Но прежде чем говорить конкретно о педагогическом сообществе, необходимо определить, что называется профессиональным сообществом вообще.
Профессиональное сообщество — это группа людей из двух и более человек, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию (лично или виртуально) с целью обмена опытом и практиками, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач».
Профессиональное сообщество отличается от сообщества, созданного по увлечениям или по месту своего проживания, наличием общей направленности повседневной деятельности. Принимая участие в работе данного сообщества единомышленников, можно не только стать участником обычных тематических или бытовых бесед, но и решить возникшие проблемы и спорные вопросы. Схематически участие в профессиональных сообществах может выглядеть так:
Несомненно то, что дистанционное участие в работе сетевых профессиональных сообществ занимает особое место в жизни современного учителя.
Сетевое педагогическое сообщество — это совокупность связей между добровольно объединенными людьми (в т. ч. педагогами, родителями, детьми и взрослыми), имеющая целью участие в разработке специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, которые общаются друг с другом в основном через интернет.
Принимая участие в работе сетевых сообществ, учитель тем самым самоутверждается как профессионал, повышает своё самообразование и получает положительный опыт для своего самоопределения. И именно здесь вопрос мотивации выходит на первый план. Сетевые сообщества учителей помогают педагогам в удобное для них время, имея доступ к интернету, общаться со своими коллегами. Прежде всего учитель приобретает новые знания в области своей специальности, т. е. повышает уровень своей компетентности. Это постоянный обмен наработанным материалом в среде единомышленников, которые не только могут обратить ваше внимание на плюсы того или иного представленного материала, но и (что, возможно, наиболее важно) укажут на недочёты и недоработки. Участие в работе вебинаров, видеоконференций, дискуссионных площадках, теле-мастерклассов позволяют учителю не только пополнять свою методическую копилку, но и повышают мотивацию в обеспечении качества образования. Для учителя, особенно сельского или из удалённых областей страны, это актуально ещё и потому, что не у всех есть возможность посетить нужный семинар или конференцию, скажем, в Москве или Санкт-Петербурге, встретиться с авторами УМК или составителями КИМов. Как пример можно рассмотреть участие учителя в работе вебинаров на сайте издательства «Просвещение». В этом издательстве печатаются УМК по разным предметам и для учителей-предметников, работающих по этим УМК, особенно важны встречи с авторами учебников, которые здесь проводятся. На таких вебинарах можно не только узнать информацию из первых рук, но и задать вопрос по содержанию УМК или обменяться информацией с коллегами в чате. Сетевые профессиональные сообщества учителей-предметников — это сравнительно новая форма организации профессионального сотрудничества, однако уже хорошо себя зарекомендовавшая. Так, подобное взаимодействие способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности учителя, повышению мотивации педагогов в обеспечении качества образования (как пример: «коллега достиг определённой успешности в своей работе, его ученики имеют высокие результаты, я тоже хочу, чтобы мои ученики улучшили свои знания по предмету»), а также способствует непрерывному педагогическому образованию. Иными словами, сетевые сообщества способствуют:
- Дистанционному взаимодействию участников образовательного процесса страны;
- Методической поддержке педагогов;
- Внедрению в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения;
- Знакомству с современным программным обеспечением, учебными и методическими материалами, в том числе и электронными учебниками;
- Участию учителей в вебинарах, семинарах, конференциях, круглых столах, мастер-классах и т. д.;
- Активному взаимодействию всех участников образовательного процесса с целью повышения качества образования.
Что касается, скажем, учителей немецкого языка, то они могут принять участие в работе профессиональных сообществ на сайтах:
- Гёте-институт: http://www.goethe.de,
- издательство «Просвещение»: http://www.prosv.ru,
- ассоциация преподавателей немецкого языка Московской области: http://mgou.ru,
- Учебно-методический кабинет. Иностранные языки: http: //ped-kopilka.ru,
- Сайт учителей немецкого языка: http://nemuch.ucoz.ru,
- Портал «Сеть творческих учителей»: http://it-n.ru
и других.
Можно с уверенностью сказать, что сетевые сообщества педагогов — это лесенка профессионального роста для каждого учителя, это реальная возможность добиться успеха.
Впрочем, при всех положительных нюансах есть и те, кто неохотно вливается в сетевые сообщества. Это происходит из-за:
- Недостаточного уровня ИКТ-компетентности учителя;
- Негативного отношения к интернету как таковому;
- Недостатка свободного времени.
Но здесь почти всё зависит от желания учителя учиться, умения признавать свои недочёты в работе, мотивации к профессиональному росту.
Сетевые профессиональные сообщества, ассоциации учителей-предметников определённо помогают учителю совершенствовать свои знания и умения, которые не всегда можно повысить методом самообразования.
Таким образом, можно сказать, что участие учителя в работе сетевых профессиональных сообществ способствует повышению его мотивации, направленной на обеспечение качества образования.