Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе преподавания английского и немецкого языков
Автор: Божена ЧАФОНОВА | Рубрика: ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Среда 20 июля 2016Использование новых информационных технологий в преподавании иностранных языков является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
настроение: жизнерадостное
ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, преподавание иностранных языков, дистанционное обучение
город: Тюменская область, г. Ноябрьск
Использование новых информационных технологий в преподавании иностранных языков является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новый уровень. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, так как создает условия для успешной деятельности, вызывая у учащихся положительные эмоции, и влияет на их учебную мотивацию.
Масштабная компьютеризация образовательного процесса привела в настоящее время к тому, что школы практически повсеместно оснащены современным оборудованием, включая доступ в интернет. Это позволяет в полной мере реализовать творческий потенциал учителя.
Цифровые образовательные ресурсы могут быть представлены на CD- или DVD- диске или любом другом электронном носителе, а также размещёны в интернете. Следует отметить, что ЦОР не может быть представлен в бумажном варианте, иначе его дидактические свойства утрачиваются.
В своей педагогической практике я использую различные ЦОР на каждом уроке, так как они расширяют арсенал предъявления информации, через задействование всех каналов восприятия: текст — звук — видео — цвет, а согласно теории ассоциативного запоминания, информация, воспринимаемая через различные сенсорные пути (через текст, видео, графику и звук) усваивается лучше и дольше удерживается в памяти.
С помощью ЦОР на уроке английского языка решается целый ряд задач:
- предъявление нового учебного материала;
- повторение и закрепление пройденного;
- промежуточный и итоговый контроль усвоения знаний;
- создание игровых учебных ситуаций, максимально приближенных к реальным;
- помощь учащимся в подготовке к сдаче ЕГЭ и др.
Электронные ресурсы выгодно отличаются от других средств обучения интерактивностью и мультимедийностью и помогают избежать быстрой утомляемости детей на уроке.
На уроках иностранных языков с помощью ЦОР мы с учащимися совершенствуем навыки и умения чтения, устной и письменной речи, используем образовательные ресурсы интернета; пополняем словарный запас, знакомимся с достопримечательностями стран изучаемого языка.
Самыми простыми и доступными являются электронные приложения к учебникам, обучающие программы, а также созданные учителем видеопрезентации к урокам.
Мне бы хотелось остановиться на нескольких образовательных сайтах, которые используются мною как для закрепления нового материала, так и для промежуточного и итогового контроля по теме.
Включая в домашнее задание материалы сайта www.InternetUrok.ru, предлагаю учащимся ещё раз в комфортной для них обстановке закрепить изученный на уроке материал. Таким образом, у ребенка появляется возможность более детально изучить вопросы, которые он не понял на уроке. Данный портал незаменим при дистанционном обучении.
Также мною активно используются материалы сайта www.LearningApps.org в качестве домашнего задания. Здесь можно воспользоваться уже готовыми заданиями, а можно создать собственные. Для этого имеются готовые шаблоны, что существенно облегчает задачу даже новичку. Удобство сайта заключается в том, что учитель может легко отследить качество выполнения задания через вкладку «Мои классы — статистика».
Кроме вышеупомянутых ресурсов, учителю будет интересен сайт http://www.yaklass.ru . С помощью данного сайта можно создавать интересные задания, проверочные работы и многое другое. Рубрика «Топ дня», в которой отражаются самые активные учащиеся, поддерживает в ребятах здоровый соревновательный дух.
Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского позволяет:
- улучшить эффективность урока и качество знаний;
- ориентироваться на современные цели обучения;
- повысить мотивацию учащихся к изучению иностранных языков;
- учитывать страноведческий аспект;
- сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
- реализовать индивидуальный подход в обучении.
Проблема выбора эффективных ЦОР, способствующих реализации новых целей образования — одна из актуальных проблем сегодня. Использование ЦОР в обучении иностранным языкам — это способ повысить мотивацию учащихся, расширить спектр средств обучения, расширить наборы применяемых учебных задач.
Быстрое развитие информационных технологий определяет необходимость поиска новых подходов к организации процесса обучения. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе.
Используя эти материалы в своей педагогической деятельности, мне удается стимулировать познавательный интерес учащихся, способствовать лучшему усвоению учебной программы за счет того, что подаваемый материал становится более увлекательным, наглядным, усиливается его информативная емкость, появляется возможность разностороннего рассмотрения изучаемого предмета.
Подготовка к любому уроку с использованием ИКТ и ЦОР, конечно, требует тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.
Список литературы
- Ботвенко М. А. Электронные образовательные ресурсы: Современные возможности.2004, № 1.
- Тихонов И. И. Программирование и технические средства в учебном процессе. — М. : Мысль, 1970.
- Линда А. С. и др. Педагогика (учебное пособие для индустриально-педагогических техникумов профтехобразования). — М. : «Высшая школа», 1973. — 392 с.
- Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 352 с.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)