Интеграция учебных предметов при изучении английского языка в профильных классах гимназии
Автор: Маргарита ВОСТРОВА | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Пятница 26 августа 2016Современные образовательные технологии, в том числе интеграция учебных предметов в определенную область знаний, позволяют достичь максимально высоких результатов обучения. Специфика предмета «иностранный язык» с его коммуникативной составляющей даёт возможность интеграции английского языка с другими предметами школьной программы и является мотивацией к углубленному изучению как профильных предметов, так и иностранного языка. В статье рассматривается арсенал приёмов и методов работы учителей английского языка гимназии по созданию условий, расширяющих и углубляющих возможности профильного обучения.
Modern educational technologies, including integration of academic subjects into the particular area of knowledge, allow to achieve the highest possible learning outcomes. The subject “foreign language” with its communicative component enables to merge English with other subjects of the school curriculum and motivates students to in-depth study of both the core subjects and the foreign language.
настроение: позитивное
ключевые слова: образовательные технологии, интеграция учебных предметов, внутрипредметные и межпредметные знания, межкультурная коммуникация, проектная деятельность
город: г. Екатеринбург
В педагогической деятельности учителя одним из главных факторов эффективности работы является поиск и использование таких приёмов, форм и методов обучения, которые позволяют достичь максимально высоких результатов обучения.
Современные образовательные технологии, в том числе интеграция учебных предметов в определенную область знаний, поддерживается ускоряющимся ростом объёма научной информации, отсюда возникает идея необходимости генерализации знаний, укрупнения учебных единиц, создание интегрированных курсов разного уровня, обладающих информационной ёмкостью.
Специфика предмета «Иностранный язык» с его коммуникативной составляющей даёт возможность поддержать вышеизложенную идею, используя на уроках как технологии, которые считаются традиционными, так и те, которые в современной трактовке называют инновационными.
Опыт работы учителей английского языка нашей гимназии, диагностика и результаты обучения показывают, что весь арсенал приёмов и методов, которыми пользуются преподаватели, интегрируется в одну педагогическую технологию, которую мы можем определить как авторскую, в её основе лежит принцип межпредметных связей.
Идея интеграции английского языка и предметов естественнонаучного, социально-экономического, а также гуманитарного циклов возникла в результате поиска технологий, позволяющих расширить рамки профильного обучения в гимназии. По нашему мнению, интеграция английского языка с другими предметами школьной программы является мотивацией к углубленному изучению как профильных предметов, так и иностранного языка.
С 2008 года МАОУ гимназия № 9 города Екатеринбурга является членом сети инновационно — активных школ Уральского региона, академической площадкой Уральского отделения академии образования. В 2011 году гимназия получала статус члена сети инновационно — активных школ Уральского региона. Инновационная деятельность, организованная в рамках этих проектов на базе гимназии в период с 2008-2015 гг., способствовала укреплению системы связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания иноязычного образования.
Обучение английскому языку в гимназии направлено на углубление внутрипредметных и межпредметных знаний, которые учащиеся приобретают как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Использование УМК «Spotlight» и «Starlight» издательства «Просвещение» в качестве основных учебников на уроках английского языка даёт возможность расширять их тематическое содержание, стимулируя учащихся к исследовательской и проектной деятельности по темам, соответствующим профильной направленности. Речь идёт о разделах «Extensive Reading» и «Going Green», темы которых дают возможность планировать разработку проектов в качестве заключительного этапа работы над модулями учебника. Процесс подготовки к публичной защите проектов способствует развитию творческого потенциала учащихся в соответствии с программой работы гимназии с одаренными детьми. Примером может служить работа над модулем № 6 в учебнике «Spotlight 5». В разделе «Extensive Reading», в задании «Project» учащимся предоставляется возможность провести эксперимент из области естественных наук. При выполнении задания «Make your own sundial» ученикам было предложено сделать макет солнечных часов и прокомментировать принцип их работы на английском языке. Подготовка такого эксперимента в качестве домашнего задания и описание работы часов на уроке – шаг к дальнейшей более серьёзной проектной работе в старших классах гимназии.
Разделы учебников «Spotlight» и «Starlight», связанные с такими темами, как здоровый образ жизни, продукты и питание, позволяют учителю связать их с повседневной жизнью учащихся и изучать эти темы с практическим использованием английского языка. По теме модулей № 9 «Food and Drinks» в учебнике для 6 класса и раздела «Spotlight on Russia» «Mushrooms» было дано задание представить свой любимый рецепт: перечислить ингредиенты и описать способ приготовления блюда с последующим объяснением процесса подготовки рецепта. В качестве выполнения задания учащиеся сделали презентации своих рецептов с описанием процесса приготовления на английском языке, а некоторые приготовили свои блюда, принесли в класс и угостили одноклассников.
Интеграция начальных навыков математики и английского языка прослеживается в модуле № 4 учебника «Spotlight 6», где в разделе «Extensive Reading» предлагаются типы графиков для сравнения какой-либо информации. После изучения приведённых в этом уроке графиков домашним заданием было построить свои графики, используя другие данные. Важность этой темы состоит как в ознакомлении с типами графиков, которые учащиеся 6-х классов изучают или только будут изучать на уроках математики, так и в развитии их логического мышления. Кроме того, данное задание способствует более эффективному изучению английских клише, которые используют для описания таблиц, схем и графиков.
Ежегодно в нашей гимназии проходит День Науки, который предоставляет учащимся возможность познакомиться с достижениями науки в соответствии с профилем класса. Школьники готовят проекты естественнонаучного направления на английском языке и представляют их на этом мероприятии. Среди проектов были такие, как «The Thermal Energy», «The influence of radiation on the ecological situation as an anthropogenic and biotic factor», «The Wind», «Biotechnology», темы которых соответствуют разделам учебников «Spotlight 9» и «Starlight 10»: «Technology», «Food, Health and Safety», «Environmental Issues», «Going Green».
Интегрированный курс английского языка и естественных наук «Guide to Science», а также программа по основам экономических знаний и делового английского языка, разработанные нашими учителями, позволили осуществить идею межпредметных связей в старших классах гимназии естественнонаучного и социально-экономического цикла, где профильными предметами являются математика, физика, химия, биология и экономика. В основе программ – темы соответствующих профильных предметов, которые учащиеся осваивают на уроках. Знакомство учащихся с лексикой и терминологией по соответствующим направлениям науки на английском языке развивает и совершенствует коммуникативные навыки учащихся. Кроме того, такая интеграция способствует их дальнейшей профориентации.
Приведём названия нескольких проектов, которые были выполнены учащимися в ходе изучения соответствующих тем по биологии, химии и математике: «DNA: its contents and structure», «The Fibonacci Numbers», «Golden Ratio», «Cloning: pros and cons», «Green Intelligence», «Ground Waters: the hidden source of life», «Invisible ink» и так далее. Все этапы подготовки презентаций и защиты проектов контролируются учителем, учащимся оказывается помощь как по содержанию, так и по языковому оформлению.
Формирование межкультурной языковой компетентности гимназии с целью использования делового английского языка в различных типах коммуникаций происходит на старшей ступени гимназии. Разработанная программа спецкурса «Путеводитель в мир экономики» для классов экономико-математического профиля направлена на формирование навыков делового английского языка: умение составить резюме (CV), вести деловую переписку, беседу по телефону, знать нормы делового этикета и т.д. В результате сформированности межкультурной компетентности по деловому английскому языку учащиеся должны уверенно демонстрировать приобретённые коммуникативные навыки по таким темам, как, например, «Экономическая теория и эконометрика», «Микро- и макроэкономика», «Экономические системы в современном мире», «Спрос и предложение на рынке» и другие. Темы проектов часто совпадают с программным материалом предмета «Экономика», другие разрабатываются в соответствии с их актуальностью. Среди них: «Economics: what is it?», «Perfect competition», «The traditional and market economy in comparison», «Labour market and its characteristics».
В качестве обобщения и распространения опыта учителей английского языка гимназии были разработаны задания олимпиады «Ahead To Science!» — «Вперед к науке!», в которой принимают учащиеся школ города и региона. Согласно положению об олимпиаде учащиеся представляют проекты по биологии и химии, физике и математике, а также по экономике на английском языке. Жюри олимпиады, в состав которого входят учителя английского языка и профильных предметов, оценивает как уровень владения языком, так и исследовательский характер презентаций. С 2016 года в содержание олимпиады мы включили задания по таким видам коммуникативной деятельности, как аудирование, чтение, лексика и грамматика, а название олимпиады звучит как «Discovering Science», что точно передаёт цель олимпиады. Все задания олимпиады составлены на базе лексических единиц и терминологии соответствующих профильных предметов.
Процесс интеграции учебных предметов поддерживается регулярным общением с носителями английского языка. Ежегодно мы приглашаем в гимназию зарубежных деятелей, которые приезжают в наш город с деловыми контактами. Среди них специалисты в области химии и биологии, экологии и экономики. Общение с ними даёт нашим учащимся возможность вести диалог на профессиональные темы, что значительно обогащает их язык, расширяет их межкультурную коммуникацию.
Работа в направлении межпредметной интеграции не ограничивается проектной деятельностью, учащимся часто предлагаются такие задания, выполнение которых даёт возможность продемонстрировать приобретённые универсальные учебные действия. Приведём пример одного из таких заданий, в котором обсуждается важность научных открытий.
Science and Modern Life
— Which of the following scientific discoveries do you think have been the most important for modern life?
— Individually rank the following scientific achievements from 1 to 10 in order of importance.
Number one being the most important, number 10 being the least important.
- Atomic Bomb
- Wireless technology
- Computers
- Cloning
- Penicillin/Antibiotics
- Solar Power
- Air Travel
- Plastic
- Electricity
- Robots
Выполнение подобного задания способствует не только совершенствованию речевых навыков учащихся, но и привлечению знаний из таких областей знаний, как физика, биология, химия и т.д., так как в процессе обсуждения учащиеся должны дать развёрнутую аргументацию на английском языке в пользу своего выбора.
Использование технологии интегрированного обучения – это мотивация успеха, которая является реальным стимулом достижения высоких результатов в изучении английского языка. Учащиеся гимназии ежегодно становятся победителями и призёрами олимпиад, конкурсов, конференций городского и регионального уровня. Кроме этого, результаты сдачи международных экзаменов (IELTS, TOEFL, Cambridge), тестирование учеников старших классов в рамках Международного конкурса на получение стипендий на обучение в University of East Anglia (Великобритания) и победы во многих городских и региональных конкурсах и олимпиадах подтверждают успешность технологии интегрированного обучения. Также выпускники гимназии успешно сдают ЕГЭ по английскому языку (в 2015 году средний балл – 86,3) и поступают в престижные вузы России и за рубежом, где знание английского языка является условием обучения.
Таким образом, можно подвести следующие итоги:
— технология интегрированного обучения помогает формировать у школьников целостную картину мира, в которой сам иностранный язык выполняет специфическую функцию – является средством познания и общения;
— интегрированные уроки расширяют содержательный план обучения иностранному языку и ведут к формированию и развитию широких интересов учащихся, их склонностей и способностей к различным видам деятельности;
— проектная деятельность в рамках интеграции с профильными предметами создаёт условия для формирования иноязычных компетенций и даёт возможность увидеть результаты своего труда. Реальная возможность применения английского языка в будущей профессиональной деятельности делает мотивацию изучения английского языка особенно высокой
Развитие данного направления в учебном процессе не было бы продуктивным без сотрудничества с рядом образовательных учреждений и общественных организаций, таких как Уральский государственный педагогический университет, Уральская ассоциация учителей английского языка, Институт развития образования, Уральский гуманитарный институт, Уральское отделение Российской академии образования Свердловской области, школы города и региона.
Интеграция английского языка и предметов профильной направленности доказала свою эффективность в педагогической деятельности учителей английского языка гимназии и, по нашему мнению, может занять значимое место среди современных педагогических инновационных технологий.